Решение №17/17822/21 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-115/21 по результатам рассмотрения жалобы ОО... от 10 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-115/21

по результатам рассмотрения жалобы ООО «СПК Стройгород» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

04.03.2021 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:  <...> (далее - Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ОАО «РЖД»: <...>

ООО «СПК Стройгород»: <...>,

представители ООО «РТС-Тендер» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО «СПК Стройгород» от 20.02.2021 № 20/02 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 786/ОКЭ-ЦДИ ЦП/20 на право заключения договоров на выполнение комплекса работ по противокоррозионной защите металлических пролетных строений железнодорожных мостов (извещение № 32009849979,
лоты №№ 10, 11), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «СПК Стройгород»
(далее - Заявитель) от 20.02.2021 № 20/02 на действия (бездействие) заказчика
ОАО «РЖД» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 786/ОКЭ-ЦДИ ЦП/20 на право заключения договоров на выполнение комплекса работ по противокоррозионной защите металлических пролетных строений железнодорожных мостов (извещение
№ 32009849979, лоты №№ 10, 11) (далее - Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением Совета директоров ОАО «РЖД» (далее - Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Извещение о проведении Конкурса, документация о проведении закупочной процедуры (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 25.12.2020;

  2. Начальная (максимальная) цена договора по сумме 12 лотов -
    108 052 373 рубля;

  3. Дата окончания подачи заявок - 20.01.2021;

  4. Дата рассмотрения заявок первых частей заявок - 26.01.2021;

  5. На участие в Конкурсе подано: по лоту № 10 - 5 заявок; по лоту
    № 11 - 5 заявок;

  6. Признаны соответствующими требованиям документации по первым частям заявок все поданные заявки;

  7. Дата рассмотрения вторых частей заявок - 11.02.2021;

  8. Соответствующими требованиям документации по вторым частям заявок признано: по лоту № 10 - 3 заявки; по лоту № 11 - 3 заявки;

  9. Дата подведения итогов Конкурса - 11.02.2021;

  10. Победителем Конкурса по лотам №№ 10, 11 признано ООО «СК ПАРИТЕТ» с предложениями о цене договора 10 688 162 рубля, 11 090 997 рублей соответственно.

В ходе рассмотрения Жалобы 03.03.2021 Комиссией ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения Жалобы объявлен перерыв до 04.03.2021.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

1. Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку по лотам № 10, 11 Заказчиком неправомерно отклонены заявки Заявителя.

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупках и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Пунктом 1.7.3 Документации к участникам закупки установлено следующее квалификационное требование:

«Участник должен иметь опыт выполнения работ по противокоррозионной защите металлических пролетных строений, стоимость которых составляет не менее 20 % (двадцать процентов) начальной (максимальной) цены договора (лота) без учета НДС, установленной в Техническом задании - приложении № 1.1 к Документации. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником закупки (с учетом правопреемственности) работ (по выбору участника закупки) по противокоррозионной защите металлических пролетных строений.

В подтверждение опыта выполнения работ участник в составе заявки представляет:

  • документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной в  приложении №1.3 Документации о наличии требуемого опыта;

  • акты о выполнении работ;

  • договоры на выполнение работ (представляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями);

  • документы, подтверждающие правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.)».

В соответствии с пунктом 3.11.4.1 Документации участник Конкурса не допускается к участию в Конкурсе в случаях, установленных Документацией, в том числе в случае непредставление определенных Документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике Конкурса или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности.

Согласно протоколу о рассмотрении вторых частей заявок
от 11.02.2021 (далее - Протокол) Заказчиком отклонены заявки Заявителя (участник № 5) по лотам №№ 10, 11 на основании пункта 3.11.4.1 Документации о в связи с представлением документов, предусмотренных пунктом 1.7.3.1 Документации, содержащих информацию об опыте выполнения работ несоответствующую действительности, а именно: в представленном в составе заявки договоре указана информация, не соответствующая действительности в части наличия фактического опыта выполнения работ.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что Заявителем в целях подтверждения наличия опыта по предмету закупки представлен, в том числе договор от 31.05.2019 № 31/05-19 на выполнение работ по антикоррозийной защите железнодорожного моста на участке Улак-Эльга, 235 км, Якутия, заключенный с ООО «ПТБО ЧИСТОГРАД».

При этом, в целях проверки достоверности представленных Заявителем сведений в адрес ООО «Эльга-Дорога» (балансодержатель) направлено письмо от 29.01.2021 № ИСХ-245/ДВОСТ РЦБЗ о подтверждении выполнения работ Заявителем. Согласно ответу ООО «Эльга-Дорога» от 02.02.2021
№ ИСХ-03-02/02-21 договоры между ООО «Эльга-Дорога» и Заявителем не заключались, ООО «ПТБО ЧИСТОГРАД», в связи с чем отклонены заявки Заявителя.

Вместе с тем Комиссия ФАС России, изучив представленные материалы, приходит к выводу, что отсутствие у участника закупки опыта выполнения работ по предмету закупки, а также подтверждающих документов в соответствии с пунктом 1.7.3 Документации, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, что ограничивает количество участников закупки.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, установившего к участникам Конкурса неправомерное квалификационное требование и, как следствие, отклонившего заявку Заявителя по указанному основанию, ограничивают количество участников закупки и нарушают часть 6 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержат признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    1. Также, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решением от 04.03.2021 № 223ФЗ-114/21 Комиссией ФАС России в действиях Заказчика выявлены нарушения:

  • части 1 статьи 2 Закона о закупках, выразившиеся в установлении в Документации неправомерных требований к перечню банков, гарантии которых принимаются Заказчиком в качестве обеспечения исполнения договора, неправомерного требования о предоставлении сведений о собственниках и конечных бенефициарах участника Конкурса; неправомерного права Заказчика осуществлять запросы дополнительной информации у участников закупки, в не установлении в Документации приоритета товаров, работ, услуг, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925
    «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами»;

  • части 6 статьи 3 Закона о закупках, выразившиеся в неправомерном отклонении заявок участников закупки;

  • части 15 статьи 3.2 Закона о закупках, выразившиеся в установлении в Документации неправомерного права Заказчика не заключать договор в случае признания Конкурса несостоявшимся (при наличии хотя бы одной заявки);

  • пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившееся в установлении в Документации неправомерного требования о предоставлении сведений об опыте выполнения работ в том числе о наличии жалоб, претензий, исковых заявлений со стороны контрагента, в связи с ненадлежащим исполнением участником обязательств по договору;

  • пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившееся в установлении в Документации ненадлежащего квалификационного требования к участникам закупки в части наличия опыта;

  • пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившееся в установлении в Документации ненадлежащего порядка оценки по критериям «Опыт участника», «Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами».

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

 

    1. Признать жалобу ООО «СПК Стройгород» (ИНН: 5406974934, ОГРН: 1175476048054) от 20.02.2021 № 20/02 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства,
      № 786/ОКЭ-ЦДИ ЦП/20 на право заключения договоров на выполнение комплекса работ по противокоррозионной защите металлических пролетных строений железнодорожных мостов (извещение № 32009849979, лоты №№ 10, 11) обоснованной.

    2. Признать ОАО «РЖД» нарушившим часть 1 статьи 2, часть 6
      статьи 3, часть 15 статьи 3.2, пункты 2, 9, 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

    3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением
      от 04.03.2021 по делу № 223ФЗ-115/21 не выдавать, поскольку предписание ранее выдано по делу от 04.03.2021 № 223ФЗ-114/21.

    4. Материалы дела от 04.03.2021 № 223ФЗ-115/21 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушений не передавать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, поскольку соответствующие материалы ранее переданы по делу от 04.03.2021 № 223ФЗ-114/21.

       

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 7027739521666
ООО «СПК Стройгород»
ИНН 5406974934, ОГРН 1175476048054
ОАО «РЖД»
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295