Решение №28/110674/23 Решение № 223ФЗ-472/23 от 26 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-472/23
по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными
видами юридических лиц»
21.12.2023 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:
<...>,
членов Комиссии ФАС России:
<...>,
<...>,
при участии представителей:
АО «Авиакомпания «Россия»: <...> (доверенность от 06.03.2023
№ Д-58/23),
ООО «ТПК Вип Сервис»: <...> (доверенность от 19.12.2023 б/н),
представители ООО ЭТП ГПБ (далее – Оператор) на заседание
Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «ТПК Вип Сервис» от 06.12.2023 б/н, направленную письмом
Санкт-Петербургского УФАС России от 13.12.2023 № 78/32108/23, на действия (бездействие) заказчика АО «Авиакомпания «Россия» при проведении запроса коммерческих предложений на право заключения договора на поставку бортовой одноразовой посуды (извещение № 32312890807, размещенное на сайте https://etpgpb.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО «ТПК Вип Сервис» (далее – Заявитель)
от 06.12.2023 б/н, направленная письмом Санкт-Петербургского УФАС России
от 13.12.2023 № 78/32108/23, на действия (бездействие) заказчика АО «Авиакомпания «Россия» при проведении запроса коммерческих предложений на право заключения договора на поставку бортовой одноразовой посуды (извещение № 32312890807, размещенное на сайте https://etpgpb.ru) (далее – Запрос коммерческих предложений, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии
или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.
При этом частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено,
что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа
рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации,
Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Авиакомпания «Россия», утвержденным решением совета директоров АО «Авиакомпания «Россия» от 23.03.2-23 (протокол № 17-2023).
В соответствии с извещением о проведении Запроса коммерческих предложений
(далее – Извещение), документацией о Запросе коммерческих предложений
(далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
-
Извещение размещено на сайте Оператора – 25.10.2023;
-
Начальная (максимальная) цена договора – 290 000 000 руб.;
-
Дата окончания срока подачи заявок – 10.11.2023;
-
На участие в закупке подано 2 заявки участников закупки;
-
Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в закупке – 16.11.2023;
-
По результатам рассмотрения заявок все заявки, поданные на участие
в закупке, признаны соответствующими условиям Документации; -
Дата подведения итогов – 27.11.2023;
-
По результатам подведения итогов Запроса коммерческих предложений победителем признано ООО «Скайвэй», с которым Заказчиком 10.12.2023 заключен договор.
В ходе заседания 20.12.2023 Комиссией ФАС России с целью изучения дополнительных материалов объявлен перерыв до 21.12.2023.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика
при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки
и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом оценившего заявку Заявителя по ценовым критериям.
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении Запроса коммерческих предложений Заказчик действовал
в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации,
Положения о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению
к участникам закупки.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке
в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие
в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым
ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу положений пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением
о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Документацией установлены критерии оценки заявки № 1-63 для расчета баллов
по которым используется формула: Sбаз/Sпредл х К, где:
Sбаз – наилучшая (наименьшая) единичная расценка из всех предложений участников;
Sпредл – единичная расценка из всех предложений участников;
K – значение максимального количества баллов по критерию.
При этом в случае, если единичная расценка, предложенная участником,
ниже начальной (максимальной) единичной расценки на 30 и более процентов, максимальный балл по этому критерию уменьшается на 30% (далее – Демпинговая цена).
В соответствии с критерием оценки № 22 «Стоимость ланч-бокса (картон)»
(далее – Критерий № 1) установлена начальная (максимальная) цена за единицу товара
в размере 0,18, при этом максимальное количество баллов за Критерий № 1 составляет 1,4, по критерию № 24 «Стоимость касетки алюминиевой с крышкой»
(далее – Критерий № 2) Заказчиком установлена максимальная цена за единицу товара
в размере 0,14, при этом максимальное количество баллов по критерию составляет 2.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 16.11.2023 № 295-23 заявке Заявителя по Критериям №№ 1, 2 присвоено 0,98 баллов и 1,40 баллов соответственно.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя сообщил,
что Заказчиком в отношении заявки Заявителя по Критериям №№ 1, 2 неправомерно применены антидемпинговые меры в виде уменьшения максимального количества баллов, присваиваемых заявке, на 30 %, при этом Заявителем по Критериям №№ 1, 2 предложены ценовые предложения в размере 0,13 и 0,1, что составляет 27,78 %
и 28,57 % от начальной (максимальной) цены за единицу товара.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил сведения и пояснил, что 30 % от начальной (максимальной) цены договора за единицу товара по Критерию № 1 составляет 0,126, по Критерию № 2 составляет 0,098,
при этом Заказчиком при оценке заявки Заявителя осуществлено округление указанных показателей по математическим правилам в большую сторону, что составило 0,13 и 0,1 соответственно, в связи с чем в отношении заявки Заявителя применены антидемпинговые меры, установленные в Документации.
Вместе с тем, изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия ФАС России установила,
что Заказчиком ненадлежащим образом применены антидемпинговые меры
в отношении заявки Заявителя, поскольку предложенные Заявителем ценовые предложения по Критериям №№ 1, 2, не являются Демпинговой ценой.
Кроме того, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что при предложении участником Демпинговой цены участникам Запроса коммерческих предложений, представившим различные ценовые предложения, будет присвоено одинаковое количество баллов по критериям № 1-63, что свидетельствует об отсутствии объективности оценки по указанному критерию и ставит участников закупки в неравное положение при предоставлении ценовых предложений, а также не позволяет Заказчику однозначным образом выявить лучшее ценовое предложение.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего вышеуказанный порядок оценки и, как следствие, ненадлежащим образом оценившего заявку Заявителя по Критериям №№ 1, 2, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках, пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках,
что содержит признаки составов административного правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
-
Признать жалобу ООО «ТПК Вип Сервис» (ИНН: 5047249063;
ОГРН: 1215000023292) от 06.12.2023 б/н, направленную письмом Санкт-Петербургского УФАС России от 13.12.2023 № 78/32108/23, на действия (бездействие) заказчика
АО «Авиакомпания «Россия» (ИНН: 7810814522; ОГРН: 1117847025284)
при проведении запроса коммерческих предложений на право заключения договора
на поставку бортовой одноразовой посуды (извещение № 32312890807, размещенное
на сайте https://etpgpb.ru) обоснованной. -
Признать АО «Авиакомпания «Россия» нарушившим часть 6 статьи 3, пункты 13, 14 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
-
Обязательное к исполнению предписание не выдавать, поскольку
по результатам закупки 10.12.2023 заключен договор. -
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 21.12.2023 по делу № 223ФЗ-472/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев
со дня его вынесения.
Ведущий заседание Комиссии ФАС России:
Члены Комиссии ФАС России: |
<...>
<...>
<...> |