Решение №28/53428/22 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-217/22 от 1 июня 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-217/22
по результатам рассмотрения жалобы ЗАО «Диджитал Дизайн» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
27.05.2022 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:
<...>.,
при участии представителей:
ПАО «РусГидро»: <...>, <...>,
ЗАО «Диджитал Дизайн»: <...>, <...>,
представители АО «РАД» на заседание Комиссии ФАС России
не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ЗАО «Диджитал Дизайн» от 19.05.2022 № 380/22-МСК на действия (бездействие) заказчика ПАО «РусГидро» при проведении конкурса
в электронной форме на право заключения договора на создание информационной системы формирования консолидированной инвестиционной программы Группы РусГидро (ИС КИПР) и управления Производственной Программой для нужд Группы РусГидро (ИС УПП) на единой информационной платформе (извещение № 32211116489), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ЗАО «Диджитал Дизайн»
(далее – Заявитель) от 19.05.2022 № 380/22-МСК на действия (бездействие) заказчика ПАО «РусГидро» (далее – Заказчик) при проведении конкурса
в электронной форме на право заключения договора на создание информационной системы формирования консолидированной инвестиционной программы Группы РусГидро (ИС КИПР) и управления Производственной Программой для нужд Группы РусГидро (ИС УПП) на единой информационной платформе (извещение № 32211116489) (далее – Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон
о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг
и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом
о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2
Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро
(далее – Положение о закупке).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом,
в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация
о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Закона о закупках и положением о закупке,
за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4
Закона о закупках.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса
(далее – Извещение), конкурсной документацией (далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
-
Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 09.02.2022.
-
Начальная (максимальная) цена договора – 213 333 330 рублей
без НДС. -
Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 22.03.2022.
-
На участие в Конкурсе подано 7 заявок.
-
Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе – 25.04.2022.
-
По результатам рассмотрения заявок соответствующими требованиям Документации признаны 3 заявки участников закупки.
-
Дата подведения итогов – 26.04.2022.
-
По результатам подведения итогов победителем признан участник
с идентификационным номером заявки № 60692 с предложением о цене договора в размере 212 459 600 рублей без НДС.
В целях полного и всестороннего изучения представленных материалов Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 25.05.2022 по 27.05.2022.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика
при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном
и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отклонении заявки Заявителя.
Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились
и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал
в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации
и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку
и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются
в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с протоколом от 05.05.2022 № 3/ВП заявка Заявителя не допущена к участию в Конкурсе на основании подпунктов а, б пункта 4.9.6 Документации в связи с несоответствием заявки Заявителя требованиям Документации.
Подпунктами а, б пункта 4.9.6 Документации установлены основания для отклонения заявок участников закупки, в том числе в связи
с несоответствием заявки участника закупки по составу, содержанию
и правильности оформления требованиям Документации о закупке, в том числе наличие недостоверных сведений или намеренно искаженной информации или документов, а также в связи с несоответствием участников требованиям Документации о закупке.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации
о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
В соответствии с пунктом 1 раздела 7.1 приложения № 1 «Технические требования» к Документации (далее – Технические требования) «участник должен обладать достаточным для исполнения договора опытом исполнения соответствующих проектов, в том числе:
-
Наличие опыта выполнения работ по созданию (развитию, модернизации) информационных систем и/или автоматизированных систем и/или порталов (сайтов) за последние 5 (пять) лет, при этом учитываются только выполненные участником договоры (с учетом правопреемственности), причем Участником должны быть исполнены обязательства в общем совокупном объеме не менее 40% от начальной (максимальной) цены договора за последние 5 (пять) лет, предшествующих дате подачи заявки на участие в настоящей закупочной процедуре;
-
Наличие у Участника не менее 1 (одного) исполненного договора по созданию (развитию, модернизации, настройке и адаптации) автоматизированных систем по управлению проектами за последние 5 лет, выполненного на базе программного обеспечения, входящего в реестр отечественного программного обеспечения (https://reestr.digital.gov.ru/).
Соответствие установленному требованию подтверждается путем представления участником закупки в составе заявки сведений о ранее выполненных договорах по форме «Справка об опыте участника», приведенной в Документации о закупке, с обязательным представлением (приложением к заявке) копий договоров/контрактов/соглашений и актов
сдачи-приемки выполненных работ/оказанных услуг. Представленный договор/контракт/соглашение в отсутствие актов сдачи-приемки по нему
(в отношении всех этапов исполнения обязательств), или подтверждающий часть или выполнение иных работ/услуг Заказчиком не оцениваются
и не являются подтверждением совокупного опыта Участника. Сведения
не позволяющие явно/однозначно определить опыт Участника
не оцениваются».
На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя представили материалы и сообщили, что с целью подтверждения соответствия требованиям, установленным подпунктом b пункта 1 раздела 7.1 Технических требований, в составе заявки Заявителем представлено 4 договора, свидетельствующих о наличии у Заявителя опыта выполнения работ по внедрению, адаптации, развитию и модернизации систем управления проектами, в связи с чем Заказчиком неправомерно принято решение об отклонении заявки Заявителя.
Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представили материалы и пояснили, что с целью подтверждения требований, установленных подпунктом b пункта 1 раздела 7.1 Технических требований, участникам Конкурса необходимо иметь опыт по созданию нового продукта либо развитию, модернизации, настройке и адаптации продукта, созданного участником, в результате которого заказчику передается автоматизированная система управления проектами.
Вместе с тем, по мнению представителей Заказчика, представленные Заявителем договоры не свидетельствуют о наличии опыта по созданию (развитию, модернизации, настройке и адаптации) автоматизированных систем по управлению проектами за последние 5 лет, выполненных на базе программного обеспечения, входящего в реестр отечественного программного обеспечения (https://reestr.digital.gov.ru/), ввиду несоответствия предметов вышеуказанных договоров требованиям, установленным подпунктом b
пункта 1 раздела 7.1 Технических требований, в связи с чем заявка Заявителя отклонена Заказчиком.
Комиссией ФАС России установлено, что указанное Заказчиком
в Документации требование о наличии не менее 1 (одного) исполненного договора, подтверждающего опыт по созданию (развитию, модернизации, настройке и адаптации) автоматизированных систем по управлению проектами за последние 5 лет, не свидетельствует о необходимости предоставления участниками закупки исполненных договоров по развитию, модернизации, настройке и адаптации продукта, созданного исключительно участником, в результате которого заказчику передается автоматизированная система управления проектами.
При этом представителем Заказчика на заседании Комиссии
ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих несоответствие вышеуказанных договоров, представленных Заявителем в составе заявки, квалификационным требованиям, в связи с чем Комиссии ФАС России
не представляется возможным прийти к выводу о несоответствии таких договоров требованиям Документации.
Также, по мнению Комиссии ФАС России, отсутствие у участника закупки опыта выполнения работ по предмету закупки, а также документов, подтверждающих наличие такого опыта, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, что, как следствие, ограничивает количество участников закупки.
Кроме того, в случае, если законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ и услуг не установлены обязательные требования о наличии у участника закупки опыта, связанного с предметом закупки, заказчики не вправе устанавливать соответствующие требования
в документации о закупке и, как следствие, отклонять заявки участников закупки на основании неправомерных квалификационных требований.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что действия Заказчика, установившего к участникам Конкурса вышеуказанное требование, и, как следствие, отклонившего заявки участников, ограничивают количество участников Конкурса, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 6 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
-
Признать жалобу ЗАО «Диджитал Дизайн» (ИНН: 7803009412; ОГРН: 1037843033458) от 19.05.2022 № 380/22-МСК на действия (бездействие) заказчика ПАО «РусГидро» (ИНН: 2460066195; ОГРН: 1042401810494)
при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на создание информационной системы формирования консолидированной инвестиционной программы Группы РусГидро (ИС КИПР) и управления Производственной Программой для нужд Группы РусГидро (ИС УПП)
на единой информационной платформе (извещение № 32211116489) обоснованной. -
Признать ПАО «РусГидро» нарушившим часть 6 статьи 3, пункт 9
части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». -
Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное
на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 27.05.2022 по делу № 223ФЗ-217/22. -
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России материалы дела от 27.05.2022 № 223ФЗ-217/22
для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.