Решение №28/63318/24 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-226/24 от 17 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-226/24

по результатам рассмотрения жалобы АО «Гесер» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

12.07.2024 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

ведущего заседание Комиссии ФАС России – <...>,

членов Комиссии ФАС России:

<...>.,

<...>,

при участии представителей:

ПАО «ВСЗ»: <...> (доверенность от 17.06.2024 № 47БА450585), <...>(доверенность от 01.07.2024 № 506/67-2024), <...> (доверенность от 01.07.2024 № 506/71-2024), <...> (доверенностьот 01.03.2024 № 506/67-2024), <...> (доверенность от 01.07.2024 № 506/70-2024),

АО «Гесер»: <...> (доверенность от 20.02.2024 № 56),
Петренко П.О. (доверенность от 03.07.2024 № 241), <...> (доверенность
от 03.07.2024 № 241),

представители ООО «АСТ ГОЗ» (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу АО «Гесер» от 26.06.2024 б/н, направленную письмом Санкт-Петербургского УФАС России
от 04.07.2024 № 78/17705/24,
на действия (бездействие) заказчика ПАО «ВСЗ»
при проведении закрытого запроса предложений на право заключения договора
на выполнение работ по интерьерам помещений корабля (извещение
№ 240000612000181, размещенное на сайте www.astgoz.ru), в соответствии
со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступила жалоба АО «Гесер» (далее – Заявитель) от 26.06.2024 б/н, направленную письмом Санкт-Петербургского УФАС России от 04.07.2024 № 78/17705/24, на действия (бездействие) заказчика ПАО «ВСЗ» (далее – Заказчик) при проведении закрытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по интерьерам помещений корабля (извещение № 240000612000181, размещенное на сайте www.astgoz.ru) (далее – Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

При этом в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган, в случае признания жалобы обоснованной, может принять решение о выдаче предписания, обязательного к исполнению.

Частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд ПАО «ВСЗ», утвержденным решением совета директоров ПАО «ВСЗ» от 20.12.2018 (протокол № 26/2018) (в редакции
с изменениями, утвержденными решением совета директоров ПАО «ВСЗ»
от 12.11.2021 (протокол № 23/2021)) (далее – Положение о закупке).

Согласно части 3 статьи 3.5 Закона о закупках информация о закрытой конкурентной закупке и документы, составляемые в ходе осуществления закрытой конкурентной закупки, направляются участникам закрытой конкурентной закупки
в порядке, установленном положением о закупке, в сроки, установленные Законом
о закупках.

В соответствии с извещением о проведении Запроса предложений (далее – Извещение), документацией о закупке (далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Извещение размещено на сайте Оператора – 20.05.2024.

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 883 373 446,61 руб.

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений – 31.05.2024.

  4. На участие в Запросе предложений подано 2 заявки от участников закупки.

  5. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Запросе
    предложений – 26.06.2024.

  6. По результатам рассмотрения заявок участников закупки соответствующими требованиям Документации признаны все участники Запроса предложений.

  7. Дата подведения итогов Запроса предложений – 27.06.2024.

В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение
семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если
при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции.

В ходе заседания 09.07.2024 Комиссией ФАС России на основании
части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения Жалобы продлен до 12.07.2024.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках
и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении
о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников закупки
по критерию «Опыт участника» (далее – Критерий) при расчете баллов заявке Заявителя.

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и сообщили,
что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке
и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлены цели регулирования Закона о закупках, в том числе расширение возможностей участия юридических
и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков
и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции
и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе
о закупках принципами, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции
по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке
в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие
в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации
о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии
и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу положений пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок
на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие
в закупке.

Исходя из системного, взаимосвязанного содержания положений пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках следует,
что действия Заказчика по установлению требований к содержанию и составу заявки, установленных критериев и порядка оценки могут быть признаны соответствующими требованиям Закона о закупках исключительно только
в тех случаях, когда они основываются и направлены на достижение
и практическую реализацию принципов указанных в части 1 статьи 3 Закона
о закупках, в том числе принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению
к участникам закупки.

Пунктом 2.8.2 Документации установлено, что для подтверждения степени соответствия оценочным критериям, указанным в пункте 4.1.24 Документации, участник представляет в составе заявки документы, указанные в пункте 4.1.25 Документации. Непредставление в составе заявки документов, указанных
в пункте 4.1.25 Документации, не влечет отклонение заявки на участие
в процедуре.

Согласно пункту 3.7.12 Документации победителем Запроса предложений признается участник процедуры, заявка на участие которого содержит лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в запросе предложений которого
в соответствии с критериями, определенными в Документации, присвоен первый номер.

В соответствии с пунктом 4.1.25 Документации для подтверждения наличия опыта выполнения работ с целью расчета баллов по Критерию участник закупки в составе заявки должен представить: договоры, дополнительные соглашения к договорам, приложения, определяющие состав, объем и стоимость работ; акты выполненных работ или иные документы о приемке (предусмотренные договором), в которых указана стоимость выполненных работ.

Пунктом 5.2.2.1 Документации установлено, что под опытом участника закупки понимается опыт выполнения работ, связанный с предметом закупки.
Для оценки заявок участников закупки принимается сумма цен выполняемых работ за период с 01.01.2021 до даты окончания срока подачи заявок на участие
в закупке, выраженная в рублях. Под опытом выполнения работ, связанных
с предметом закупки, понимается выполнение комплексных достроечных (обстроечных) работ на заказах судостроения.

При этом к оценке принимаются договоры с ценой на общую сумму
не менее 265 млн. руб.
(с НДС 20%).

Вместе с тем согласно вышеуказанным положениям Документации сведения о наличии опыта представляются в «Справке о перечне и объемах исполнения аналогичных договоров» (форма 7 Документации) (далее – Справка), к которой прикладываются документы, подтверждающие опыт участника закупки: договоры, дополнительные соглашения к договорам, приложения, определяющие состав, объем и стоимость работ; акты выполненных работ или иные документы о приемке (предусмотренные договором), в которых указана стоимость выполненных работ.

При этом в случае если в составе заявки участника закупки отсутствует Справка и/или отсутствуют подтверждающие документы, имеются разночтения между Справкой и подтверждающими документами, то заявке такого участника
по Критерию будет присвоено ноль баллов. В случае если имеются разночтения между информацией, содержащейся в Справке, и информацией, содержащейся
в предоставленных подтверждающих документах, то такие документы не будут приняты к оценке.

Пунктом 5.2.2.1 Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по Критерию, в соответствии с которым количество баллов, присуждаемых по Критерию определяется по формуле:

=  *100, где

БОi – количество баллов по Критерию, присваиваемое заявке, которая оценивается, в баллах;

Оi – общая сумма цен выполняемых работ участником, заявка которого оценивается, в рублях;

Оmax – максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участником закупки, в рублях.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок от 26.06.2024
№ 6/1-ЗЗП-ПДО-ГОЗ-2024 Заказчиком при расчете баллов заявке Заявителя
по Критерию присвоено 0 баллов.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили,
что в целях присвоения баллов по Критерию Заявителем в составе
заявки, поданной на участие в Запросе предложений, представлены
договоры на общую сумму 1 219 757 662,44 руб., в том числе договор
от 31.01.2020 № 1770909275218000180/09-2019 (далее – Договор), с ценой равной
338 280 080 руб., которые не приняты Заказчиком к учету при оценке заявки Заявителя по Критерию.

Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили,
что Заявителем в составе заявки, поданной на участие в Запросе предложений, представлен Договор, к которому приложены подтверждающие выполнение работ акты, не соответствующие требования Документации, поскольку не представлены технические акты и построечные удостоверения, а также в составе заявки Заявителя представлен не подписанный со стороны контрагента акт от 29.12.2023 № 55, в связи с чем Договор не принят Заказчиком к учету при расчете баллов заявке Заявителя по Критерию.

Дополнительно представители Заказчика пояснили, что иные договоры, представленные Заявителем с целью присвоения баллов по Критерию, не приняты Заказчиком к оценке заявки Заявителя по Критерию, поскольку цена каждого договора составляет менее 265 000 000 руб., что, по мнению Заказчика,
не соответствует требованиям, установленным пунктом 5.2.2.1 Документации.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила,
что согласно порядку оценки заявок участников закупки по Критерию к оценке принимаются договоры с ценой на общую сумму не менее 265 000 000 руб.,
вместе с тем Заявителем в составе заявки представлены договоры на общую
сумму 2 601 051 485,01 руб., в связи с чем расчет баллов заявке Заявителя
по Критерию без учета договоров с ценой менее 265 000 000 руб. нарушает порядок оценки по Критерию, установленный Документацией.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом оценившего заявку Заявителя по Критерию, противоречат положениям части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают положения части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях.

Вместе с тем Комиссией ФАС России отмечает, что по результатам рассмотрения жалобы ООО «МСК» на действия (бездействие) Заказчика
при проведении Запроса предложений Комиссия ФАС России признала жалобу
ООО «МСК» обоснованной, в действиях Заказчика выявлено нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках, а также выдано обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России решила по результатам рассмотрения Жалобы предписание об устранении выявленного не выдавать, поскольку такое предписание выдано ранее по делу от 12.07.2023 № 223ФЗ-225/24.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу АО «Гесер» (ИНН: 4706021264; ОГРН: 1044701331905)
от 01.07.2024 № 1979-20-исх на действия (бездействие) заказчика ПАО «ВСЗ» (ИНН: 4704012874; ОГРН: 1024700873801) при проведении закрытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по интерьерам помещений корабля (извещение № 240000612000181, размещенное на сайте www.astgoz.ru) обоснованной.

2. Признать ПАО «ВСЗ» нарушившим требования части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 12.07.2024
по делу № 223ФЗ-226/24 не выдавать, поскольку предписание ранее выдано
в соответствии с решением от
12.07.2024 по делу № 223ФЗ-225/24.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления
контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела
от 12.07.2024 № 223ФЗ-2
26/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела
об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Ведущий заседание Комиссии ФАС России:

 

 

 

Члены Комиссии ФАС России:

<...>

 

 

 

<...>

 

 

 

<...>

 

Связанные организации

АО "Гесер"
ИНН 4706021264, ОГРН 1044701331905
ООО "АСТ ГОЗ"
ИНН 7728312865, ОГРН 1157746844287
ПАО "ВСЗ"
ИНН 4704012874, ОГРН 1024700873801