Решение №28/34737/23 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-166/23 от 3 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

<...>

<...>

<...>

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-166/23

по результатам рассмотрения жалобы
<...> на действия (бездействие) заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

27.04.2023 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>

членов Комиссии ФАС России:

<...>

<...>

при участии представителей:

<...> (доверенность от 30.11.2022 № ЦДЗС-121/Д),

<...> (доверенность от 13.04.2023 № 18), <...> (доверенность от 13.04.2023 № 19),
<...> (доверенность от 13.04.2023 № 20), <...> (доверенность от 13.04.2023 № 21),

представители <...> (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конфренц-связи жалобу
<...> от 11.04.202305/14-1691 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку и выполнение монтажных и пусконаладочных работ компрессорных установок для хоппер-дозаторных вертушек (извещение № 351/ОКЭ-ЦДЗС/23, размещенное на сайте www.rts-tender.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) от 11.04.202305/14-1691 на действия (бездействие) заказчика <...> (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку и выполнение монтажных и пусконаладочных работ компрессорных установок для хоппер-дозаторных вертушек (извещение № 351/ОКЭ-ЦДЗС/23, размещенное на сайте www.rts-tender.ru) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд
<...>, утвержденным решением совета директоров <...> от 28.06.2018 (протокол № 26) (в редакции с изменениями, утвержденными решением совета директоров <...> от 01.02.2023 (протокол № 8) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса
(далее – Извещение), конкурсной документацией (далее – Документация), протоколами составленными в ходе определения поставщика (исполнителя, подрядчика):

  1. Извещение размещено на сайте Оператора – 28.02.2023;

  2. Начальная (максимальная) цена договора 157 254 214,20 руб.;

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 27.03.2023;

  4. На участие в Конкурсе подано 3 заявки;

  5. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе – 05.04.2023;

  6. По результатам рассмотрения заявок к участию в Конкурсе допущены 2 участника закупки;

  7. Дата подведения итогов Конкурса – 06.04.2023;

  8. По результатам подведения итогов победителем Конкурса признан участник закупки с идентификационным номером заявки «2» с предложением о цене договора в размере 151 750 288,80 руб.

В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу
в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 17.04.2023 Комиссией ФАС России на основании
части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции с целью изучения представленных материалов срок рассмотрения Жалобы продлен до 27.04.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона
о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, неправомерно отказавшего Заявителю в допуске
к участию в Конкурсе.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит
основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку
и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам,
а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок
оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки,
к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

1. Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок участников Конкурса от 05.04.2023 № 351/ОКЭ-ЦДЗС/23/1 (далее – Протокол) Заказчиком принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе,
в том числе ввиду несоответствия банковской гарантии, представленной
в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе, требованиям Документации.

В соответствии с пунктом 15.1 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны размер обеспечения заявки на участие в закупке, порядок и срок его предоставления в случае установления требования обеспечения заявки на участие в закупке.

Согласно пункту 3.15.1 части 3 Документации обеспечение заявки может быть представлено в форме внесения денежных средств или в форме независимой гарантии или иным способом, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации и принятым во исполнение
его нормативными правовыми актами. Выбор способа обеспечения заявки
на участие в закупке осуществляется участником закупки. Предоставление обеспечения иным способом не допускается.

При этом в соответствии с подпунктом 9 пункта 3.15.11 части 3 Документации в независимой гарантии должны быть указаны полное наименование, адрес места нахождения, ИНН, ОГРН бенефициара, принципала, а в отношении гаранта также номер и дата выдачи лицензии на право осуществления банковских операций и сделок, выданной гаранту Центральным Банком Российской Федерации, адрес для предъявления требований по независимой гарантии.

Пунктом 3.15.15 части 3 Документации установлено, что основанием для отказа в допуске к участию в закупке является несоответствие независимой гарантии условиям, изложенным в Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Заявителем в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе представлена независимая гарантия от 23.03.2023 № ЭБГ-Y-044271/23, выданная <...> (далее – Независимая гарантия).

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что при формировании независимой гарантии, представляемой в качестве обеспечения заявки, участник закупки должен руководствоваться, в том числе сведениями единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).

Вместе с тем, по мнению Заказчика, представленная Заявителем Независимая гарантия составлена ненадлежащим образом, поскольку в Независимой гарантии указан некорректный адрес места нахождения бенефициара (Заказчика).

Так, пунктом 2 Независимой гарантии определен адрес места нахождения бенефициара (Заказчика) – <...>, при этом согласно сведениям ЕГРЮЛ адресом места нахождения Заказчика является – <...>, в связи с чем Заявителю отказано в допуске на участие в Конкурсе ввиду несоответствия Независимой гарантии требованиям Документации.

При этом представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что Независимая гарантия составлена на основании сведений, представленных в Документации, в том числе содержащей указание на адрес места нахождения Заказчика, в связи с чем Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.

Пунктом 2 части 9 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено,
что в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика.

Комиссией ФАС России установлено, что, исполняя вышеуказанное императивное требование Закона о закупках, Заказчик в пункте 4 Извещения указал адрес места нахождения Заказчика – <...> (аналогичное положение содержится в пункте 2.1 части 2 Документации).

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что при определении места нахождения Заказчика в ходе формирования Независимой гарантии Заявитель руководствовался сведениями об адресе места нахождения Заказчика, указанными Заказчиком в Извещении, Документации на основании требований Закона о закупках.

Кроме того, положения Документации не содержат требований
и инструкций, обязывающих участников закупки при формировании независимой гарантии указывать адрес места нахождения Заказчика
в соответствии со сведениями, указанными в ЕГРЮЛ, в связи с чем Комиссия ФАС России приходит к выводу, что указание в независимой гарантии участника закупки адреса места нахождения Заказчика в соответствии
с положениями Извещения, Документации, а не в соответствии со сведениями, указанными в ЕГРЮЛ, не является основанием для признания такой независимой гарантии не соответствующей требованиям Документации.

2. Согласно Протоколу Заказчиком принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе, в том числе ввиду несоответствия технического предложения требованиям Документации.

Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 7 приложения № 1.1 «Техническое задание»
к Документации (далее – Техническое задание) цена за единицу каждого наименования товаров без учета НДС подлежит снижению от предложенной участником закупки в составе заявки ценового предложения пропорционально снижению начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, полученному по итогам проведения Конкурса (коэффициент тендерного снижения).

Пунктом 3.16.1 части 3 Документации установлено, что техническое предложение участника предоставляется по форме, содержащейся в приложении № 1.3 к Документации, и должно соответствовать требованиям Технического задания.

В соответствии с пунктом 3.16.3 части 3 Документации техническое предложение должно включать цену за единицу (если указание цены за единицу предусмотрено Документацией) и общую цену предложения.

Приложением 1.3 к Документации установлена форма технического предложения участника закупки, в соответствии с которой участнику закупки необходимо указать «Сумму всего без учета НДС» и «Сумму всего с учетом НДС».

Согласно пункту 3.6.4.4 части 3 Документации участник закупки
не допускается к участию в Конкурсе, в том числе в случае несоответствия технического предложения требованиям Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Заявителем в составе заявки представлено техническое предложение с указанием общего предложения о цене договора, а также цены за единицу каждой позиции предлагаемого к поставке товара.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили,
что цена за единицу представлена Заявителем с учетом расходов, связанных
с поставкой товара. При этом техническое предложение также содержит общее предложение о цене договора Заявителя с учетом НДС и без учета НДС, что,
по мнению Заявителя, свидетельствует о соответствии технического предложения требованиям Документации.

При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что в соответствии с формой технического предложения, представленной
в Документации, участнику закупки необходимо указать общее предложение
о цене договора, при этом расчет цены за единицу предлагаемого к поставке
товара осуществляется по правилам, предусмотренным пунктом 7 Технического задания.

Вместе с тем Комиссия ФАС России отмечает, что при рассмотрении вопроса о соответствии заявки участника закупки требованиям Документации Заказчик не должен ограничиваться формальным основанием и обязан дать оценку соответствия заявки по совокупности представленных сведений и документов.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссией ФАС России установлено,
что техническое предложени
е Заявителя соответствует требованиям Документации и содержит сведения, предусмотренные положениями Документации, в том числе сведения об общем предложении цены договора.

Кроме того, положениями Документации не установлен запрет
на детализацию сведений, представляемых в техническом предложении участника закупки
в соответствии с требованиями Документации.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что указание в техническом предложении сведений о цене каждой единичной позиции,
наряду со сведениями об общем предложении цены договора, не является достаточным и объективным основанием для признания технического предложения Заявителя не соответствующим требованиям Документации и, как следствие, для отказа в допуске Заявителя к участию в Конкурсе.

Вместе с тем представитель Заказчика на заседании Комиссии
ФАС России не представил сведений и доказательств, свидетельствующих
об обратном.

Таким образом, действия Заказчика, неправомерно отказавшего Заявителю в допуске к участию в Конкурсе по вышеуказанным основаниям, противоречат требованиям пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите
конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости
выдачи предписания, направленного на устранение выявленного нарушения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу <...> от 11.04.202305/14-1691
на действия (бездействие) заказчика
<...> при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку и выполнение монтажных и пусконаладочных работ компрессорных установок для хоппер-дозаторных вертушек (извещение № 351/ОКЭ-ЦДЗС/23, размещенное на сайте
www.rts-tender.ru)
обоснованной.

2. Признать <...> нарушившим часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать <...>, <...> обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения,
в соответствии с принятым решением от 27.04.2023 по делу № 223ФЗ-166/23.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа материалы дела от 27.04.2023
по делу № 223ФЗ-166/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела
об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех
месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны