Решение №28/53826/24 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-189/24 от 20 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-189/24

по результатам рассмотрения жалобы СПАО «Ингосстрах»
на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг
в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

18.06.2024 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

ведущего заседание Комиссии ФАС России – <...>,

членов Комиссии ФАС России:

<...>,

<...>,

при участии представителей:

АО «Почта России»: <...>,

СПАО «Ингосстрах»: <...>, <...>,

представители АО «Сбербанк-АСТ» (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
СПАО «Ингосстрах» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика
АО «Почта России» при проведении сокращенного отбора предложений на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию граждан для нужд АО «Почта России» (извещение
№ SBR035-240002293200209, размещенное на сайте https://utp.sberbank-ast.ru),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступила жалоба СПАО «Ингосстрах» (далее – Заявитель)
б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО «Почта России» (далее – Заказчик) при проведении сокращенного отбора предложений на право заключения договора
на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию граждан для нужд АО «Почта России» (извещение № SBR035-240002293200209, размещенное на сайте https://utp.sberbank-ast.ru)
(далее – Жалоба, Отбор предложений).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Почта России», утвержденным решением совета директоров АО «Почта России» (протокол от 07.08.2023
№ 12-2023) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте (далее – ЕИС),
за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения
об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии
с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно извещению об осуществлении закупки (далее – Извещение), документации о закупке (далее – Документация), протоколами, составленными
в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Извещение размещено на сайте Оператора – 29.03.2024;

  2. Максимальное значение цены договора – 530 000 000 руб;

  3. Общая цена за единицу услуг – 3 454 650 руб.;

  4. Дата окончания срока подачи заявок – 15.04.2024;

  5. На участие в Отборе предложений подано 5 заявок от участников закупки.

  6. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Отборе предложений –24.04.2024;

  7. По результатам рассмотрения заявок к участию в Отборе предложений допущены заявки всех участников закупки;

  8. Дата подведения итогов Отбора предложений – 03.05.2024;

  9. По результатам подведения итогов Отбора предложений победителем признан Заявитель с предложением об общей цене за единицу услуг
    в размере 661 860 руб.

В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 06.06.2024 Комиссией ФАС России на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции с целью изучения представленных материалов срок рассмотрения Жалобы продлен до 18.06.2024.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки
и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что в ходе проведения Отбора предложений права
и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, неправомерно принявшего решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения договора по результатам Отбора предложений.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении Отбора предложений Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке
и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлены цели регулирования Закона о закупках, в том числе расширение возможностей участия юридических
и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков
и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции
и других злоупотреблений.

На основании части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках следующими принципами: информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции
по отношению к участникам закупки, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним
из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения
об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц,
с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 Закона
о закупках, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки
за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках
на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации
от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации
о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры»
(далее
Постановление № 301) установлено обязательное неразмещение
на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок
(далее – ЕИС) сведений о закупках, осуществляемых заказчиками, в отношении которых иностранными государствами введены санкции и меры ограничительного характера, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми такими заказчиками заключены договоры.

В соответствии с пунктом 3.4.3.4.1 Положения о закупке к неконкурентным закупочным процедурам относятся закупки, проводимые способами, предусмотренными пунктом 10.5.1 Положения о закупке, проводимыми с целью исполнения Постановления № 301.

Пунктом 10.5.1 Положения о закупке установлено, что Заказчик с целью исполнения Постановления № 301 проводит неконкурентные закупки, в том числе следующими способами: отбор предложений, сокращенный отбор предложений, ценовой отбор, сокращенный ценовой отбор.

В соответствии с пунктом 10.5.4 Положения о закупке сокращенный отбор предложений осуществляется Заказчиком по правилам проведения запроса предложений.

Согласно пункту 1.10 части 2 «Информационная карта» Документации
(далее – Информационная карта) способ проведения Отбора предложений – сокращенный отбор предложений в электронной форме.

Комиссия ФАС России отмечает, что Закон о закупках, а также Положение
о закупке не являются единственными документами, регламентирующими деятельность заказчиков, в частности, при проведении закупочных процедур также применяются положения Гражданского законодательства Российской Федерации.

Учитывая изложенное, разрабатываемое Заказчиком Положение о закупке
не может и не должно противоречить действующему законодательству, а право заказчиков устанавливать особенности проведения закупочных процедур
не освобождает Заказчика от необходимости соблюдения действующего законодательства, а также прав и законных интересов участников закупки.

Комиссией ФАС России установлено, что в данном случае Заказчиком проводится Отбор предложений в электронной форме, закупка, отвечающая критериям конкурентных способов закупок, установленным в части 3 статьи 3, пункте 2 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках.

Также Комиссией ФАС России отмечает, что Постановление № 301 лишь закрепляет основание для неразмещения сведений о закупке товаров, работ, услуг, информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в ЕИС.

Кроме того, Постановление № 301 не указывает на то, что все закупки, проводимые заказчиками, в отношении которых введены санкции, являются неконкурентными.

При этом факт введения в отношении Заказчика санкций и мер ограничительного характера со стороны недружественных государств
не подразумевает, что конкурентные по своему содержанию способы закупок становятся неконкурентными.

Вместе с тем Комиссия ФАС России отмечает, что сведения об Отборе предложений размещены на сайте Оператора, что соответствует принципу информационной открытости закупки, установленному в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, факт неразмещения Отбора предложений в открытой части ЕИС не свидетельствует о неконкурентности проводимой закупки, поскольку Извещение доступно неограниченному кругу лиц, обеспечена конкуренция между участниками, описание предмета закупки осуществлено с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Учитывая изложенное, на Отбор предложений распространяются установленные Законом о закупках принципы, а также требования, предъявляемые
к конкурентным закупкам.

Частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что договор
по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней
и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии
с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного
органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика,
комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

В соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает
в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление
о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы
по существу.

Также согласно части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

При этом в соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный
с нарушением требования части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, является ничтожным.

Пунктом 12.1.1 Документации предусмотрено, что при проведении Отбора предложений договор заключается не ранее 10 (десяти) и не позднее 20 (двадцати) дней после размещения в ЕИС, на сайте Оператора протокола подведения итогов Отбора предложений.

Согласно пункту 12.1.8 Документации Заказчик не позднее 5 (пяти) дней,
а в случае проведения преддоговорных переговоров – не позднее 7 (семи) дней
с даты размещения в ЕИС и на сайте Оператора протокола подведения итогов Отбора предложений, направляет участнику закупки, с которым в соответствии
с Положением о закупке, Документацией, заключается договор, без подписи Заказчика проект договора, составленный в соответствии с пунктом 12.2 части 1 Документации.

В соответствии с пунктом 12.1.10 Документации участник Отбора предложений, с которым заключается договор, в течение 5 (пяти) дней со дня получения проекта договора направляет Оператору проект договора, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника Отбора предложений, а также подписанный усиленной электронной подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения договора в случае, если Заказчиком было установлено такое требование.

Пунктом 12.1.11 Документации установлено, что в случае наличия разногласий по проекту договора, направленному Заказчиком, участник Отбора предложений, с которым заключается договор, составляет протокол разногласий
с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению о проведении Отбора предложений, Документации и своей заявке,
с указанием соответствующих положений данных документов. Протокол разногласий подписывается усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника сокращенного отбора предложений,
и направляется Оператору в срок, указанный в пункте 12.1.10 раздела 12 части 1 Документации, но не более чем 1 раз.

Согласно пункту 12.1.13 Документации Заказчик в течение 2 (двух) дней
со дня получения протокола разногласий рассматривает данный протокол
и направляет Оператору без усиленной подписи лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, доработанный проект договора либо повторно направляет проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания.

В соответствии с пунктом 12.1.15 Документации участник Отбора предложений, с которым заключается договор, в течение 3 (трех) дней со дня получения проекта договора, указанного в пункте 12.1.13 раздела 12 части 1 Документации, подписывает проект договора усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника сокращенного отбора предложений, и направляет его Оператору с приложением документа, подтверждающего обеспечение исполнения договора, подписанного усиленной электронной подписью указанного лица, если Документацией установлено требование обеспечения исполнения договора.

Подпунктами «б», «д» пункта 12.1.6 Документации установлено,
что участники закупки, заявкам которых присвоены первый и второй номер,
или единственный участник закупки, заявка которого признана соответствующей требованиям Документации, не вправе отказаться от заключения договора
с Заказчиком. Такие участники признаются уклонившимися от заключения договора в том числе ввиду неподписани
я проекта договора в предусмотренный для этого
в
Документации срок и (или) непредоставления в установленные сроки надлежащего обеспечения исполнения договора в соответствии с Документацией, Положением о закупке.

Согласно сведениям, размещенным на сайте Оператора, протокол подведения итогов от 03.05.2024 № 32413449583 размещен на сайте Оператора 03.05.2024.

При этом в соответствии с протоколом от 17.05.2024 № 32413449583 Заявитель признан уклонившимся от заключения договора по результатам Отбора предложений.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили,
что не согласившись с условиями проекта договора, направленного Заказчиком
в адрес Заявителя, Заявителем 14.05.2024 направлена жалоба в адрес ФАС России, по результатам рассмотрения которой комиссией ФАС России принято решение
от 28.05.2024 по делу № 223ФЗ-171/24. Вместе с тем уведомление о назначении жалобы к рассмотрению направлено письмом ФАС России от 16.05.2024
№ 28/41982/24, в связи с чем, по мнению Заявителя, Отбор предложений считается приостановленным с 16.05.2024, ввиду чего Заказчиком неправомерно принято решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения договора.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил,
что в соответствии с положениями Документации срок заключения договора
по результатам Отбора предложений до 16.05.2024, при этом в указанную дату Заказчиком установлено, что Заявителем договор, направленный ранее посредством сайта Оператора, не подписан, в связи с чем Заказчиком принято решение
о признании Заявителя уклонившимся от заключения договора.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила,
что Заявителем в нарушение порядка заключения договора пропущен срок
для подписания проекта договора, заключаемого по результатам проведения
Отбора предложений.

При этом Комиссия ФАС России отмечает, что исходя из совокупного толкования, в том числе частей 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
закупка приостанавливается исключительно в части заключения договора организатором торгов (заказчиком) до принятия решения по результатам рассмотрения жалобы по существу.

Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представили сведений и материалов, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, признавшего Заявителя уклонившимся от заключения договора
по результатам Отбора предложений, не противоречат требованиям Закона
о закупках, Положения о закупке и Документации, в связи с чем довод Жалобы
не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу СПАО «Ингосстрах» (ИНН: 7705042179;
ОГРН: 1027739362474) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика
АО «Почта России»
(ИНН: 7724490000; ОГРН: 1197746000000) при проведении сокращенного отбора предложений на право заключения договора на оказание
услуг по добровольному медицинскому страхованию граждан для нужд
АО «Почта России» (извещение № SBR035-240002293200209, размещенное на сайте https://utp.sberbank-ast.ru)
необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев
со дня его вынесения.

 

Ведущий заседание Комиссии ФАС России:

Члены Комиссии ФАС России:

<...>

<...>

<...>

 

Связанные организации

АО "Почта России"
ИНН 7724490000, ОГРН 1197746000000
СПАО "Ингосстрах"
ИНН 7705042179, ОГРН 1027739362474
АО "Сбербанк - АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441