Решение №РЦ.08.12.27 Решение по делу по признакам нарушения законодательства о ре... от 6 июля 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № РЦ.08.12.27

06 июля 2012 г. г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии
Кашеваров А.Б. - заместитель руководителя ФАС России;
Члены Комиссии:
Никитина Т.Е. – заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Пименов Г.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев материалы о распространении рекламы финансовых услуг банка ОАО «Россельхозбанк» по предоставлению кредита по ставке 9,9% в эфире телеканала «РОССИЯ 1» в марте-мае 2012 года,
в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе (рекламодателя):
ОАО «Россельхозбанк» (адрес: Гагаринский пер., д. 3, г. Москва, 119034, ИНН 7725114488, КПП 775001001) – Навроцкая Е.В. (доверенность № 7 от 13.01.2012),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение гражданина с претензией к рекламе банка ОАО «Россельхозбанк» по предоставлению кредита по ставке 9,9%.
В эфире телеканала «РОССИЯ 1» в марте-мае 2012 года осуществлялось распространение рекламы услуг банка ОАО «Россельхозбанк» по предоставлению кредита по ставке 9,9%.
В данной рекламе содержится призыв к приобретению кредита и его использованию.
Рекламный ролик завершает постер с условиями кредитования по ставке 9,9%, который демонстрируется на экране в течение короткого времени и выполнен мелким, нечитаемым шрифтом.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федерального закона «О рекламе») не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товар, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в рекламе финансовых услуг не допускается умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заёмщика и влияющие на неё.
Сумма расходов, которую понесут потребители, получившие кредит по ставке 9,9%, формируется из тех выплат, которые осуществит заёмщик по кредитному договору в течение срока, на который выдан кредит, исходя из суммы кредита.
К условиям, определяющим стоимость кредита для заёмщика, относятся сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заёмщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.
В рассматриваемой рекламе кредита выделено крупным шрифтом наиболее привлекательное для потребителей условие – процентная ставка 9,9% годовых.
Вместе с тем иные условия, влияющие и определяющие стоимость кредита и расходы по кредиту, в рекламе кредита по ставке 9,9% указаны формально и не могут быть восприняты потребителями, поскольку данные сведения предоставляются потребителям в течение короткого промежутка времени и выполнены мелким шрифтом, что не позволяет потребителю воспринимать указанную информацию.
Указание в рекламе кредита по ставке 9,9% лишь отдельного условия кредита само по себе не позволяет потребителю, проявляющему интерес к рекламируемой услуге, получить достаточные сведения о данной услуге, что способствует формированию у него неверных представлений о сумме денежных средств, расход которой потребуется для пользования рекламируемым продуктом.
При этом вся необходимая и требуемая по закону информация, должна доводиться непосредственно в рекламе с тем, чтобы обеспечить возможность потребителю с ней ознакомиться, так как она может существенно повлиять на его выбор.
С учётом изложенного в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные данной рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.
Таким образом, в указанной рекламе кредита по ставке 9,9%, распространявшейся в марте-мае 2012 г. на телеканале «РОССИЯ 1», усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии со статьёй 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных статьёй 5 и статьёй 28 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем указанной рекламы является ОАО «Россельхозбанк» (адрес: Гагаринский пер., д. 3, г. Москва, 119034, ИНН 7725114488, КПП 775001001).
Довод представителя ОАО «Россельхозбанк» о том, что в рекламе кредита по ставке 9,9% содержатся все сведения о рекламируемой финансовой услуге, не может быть принят во внимание, поскольку предоставляются потребителям в течение короткого времени и выполнены мелким шрифтом, что не позволяет потребителю воспринимать указанную информацию.
Исходя из понятия рекламы, реклама предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.
То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
Руководствуясь частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 и частью 3 статьи 28, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу ОАО «Россельхозбанк» по ставке 9,9%, распространявшейся в марте-мае 2012 г. на телеканале «РОССИЯ 1» ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», поскольку в данной рекламе не приведены все условия, определяющие фактическую стоимость кредита и влияющие на расходы заемщика, при указании одного из таких условий, что искажает смысл рекламы и вводит потребителя в заблуждение.
2. Выдать ОАО «Россельхозбанк» предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в рекламе финансовых услуг.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении рекламодателя указанной рекламы - ОАО «Россельхозбанк».
Решение изготовлено в полном объеме 30 июня 2012 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
по делу № РЦ.08.12.27

06 июля 2012 г. г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии
Кашеваров А.Б. - заместитель руководителя ФАС России;
Члены Комиссии:
Никитина Т.Е. – заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Пименов Г.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
на основании своего решения от 29 июня 2012 г. по делу № РЦ.08.12.27 о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг банка ОАО «Россельхозбанк» по предоставлению кредита по ставке 9,9% в эфире телеканала «РОССИЯ 1» в марте-мае 2012 года, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ОАО «Россельхозбанк» (адрес: Гагаринский пер., д. 3, г. Москва, 119034, ИНН 7725114488, КПП 775001001) прекратить нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», выразившееся в распространении рекламы финансовых услуг банка по предоставлению кредита по ставке 9,9% без указания всех условий, определяющих фактическую стоимость кредита и влияющих на расходы заемщика, что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение относительно условий кредита.
Срок исполнения предписания 15 дней со дня получения настоящего предписания.
2. ОАО «Россельхозбанк» представить в ФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 15 августа 2012 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридических лиц штраф в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны