Решение №08/50506/22 Решение по делу № 08/01/14.2-91/2021 о нарушении антимонопол... от 24 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 08/01/14.2-91/2021

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена «25» апреля 2022 г.

В полном объеме решение изготовлено «24» мая 2022 г.

Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>

рассмотрев дело № 08/01/14.2-91/2021 о нарушении АНО «Национальный институт экспертизы и контроля качества» (125315, город Москва, Большой Коптевский проезд, дом 3, строение 1, ОГРН 1187700019671, ИНН 7714434983), РОО ЗПП «Союз потребителей Р.О.С.Контроль» (125315, город Москва, Большой Коптевский проезд, дом 3, пом/эт/каб III/2/14, строение 1, ОГРН 1147799010457, ИНН 7714402942), АО «Агентство «РК-Медиа» (125315, город Москва, Большой Коптевский проезд, дом 3, строение 1, этаж 2, офис 12-2, ОГРН 1127746433759, ИНН 7714874896) статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в присутствии представителя АНО «Национальный институт экспертизы и контроля качества» <...>,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступило заявление Общероссийского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей «ОБЪЕДИНЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РОССИИ» (№ 198237-ЭП/20 от 20.11.2020) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ООО «Чистая линия», выразившемся в недобросовестной конкуренции, связанной с использованием при оформлении своей продукции обозначения «РОСКОНТРОЛЬ».

ФАС России было установлено следующее.

<…>

ФАС России были усмотрены признаки недобросовестной конкуренции в использовании при индивидуализации Системы «Росконтроль», в том числе в составе знака Системы «Росконтроль», элемента «РОС-», запрет которой установлен статьей 14.2 Закона о защите конкуренции, поскольку использование элемента «РОС-» вызывает стойкую ассоциацию у потребителя с участием государства в деятельности организации, либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах.

АНО «Национальный институт экспертизы и контроля качества», РОО ЗПП «Союз потребителей Р.О.С.Контроль», АО «Агенство «РК-Медиа» были направлены предупреждения ФАС России о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства от 08.07.2021 №№ МШ/56495/21, МШ/56497/21, МШ/56498/21 (далее также — Предупреждения). Предупреждения подлежали исполнению в срок до 02.08.2021.

Информация об исполнении Предупреждений в ФАС России не поступала.

На основании изложенного издан приказ ФАС России от 06.10.2021 №1079/21 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АНО «Национальный институт экспертизы и контроля качества» (125315, город Москва, Большой Коптевский проезд, дом 3, строение 1, ОГРН 1187700019671, ИНН 7714434983), РОО ЗПП «Союз потребителей Р.О.С.Контроль» (125315, город Москва, Большой Коптевский проезд, дом 3, пом/эт/каб III/2/14, строение 1, ОГРН 1147799010457, ИНН 7714402942), АО «Агентство «РК-Медиа» (125315, город Москва, Большой Коптевский проезд, дом 3, строение 1, этаж 2 офис 12-2, ОГРН 1127746433759, ИНН 7714874896) статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.

<…>

На основании имеющихся в деле доказательств и установленных обстоятельств Комиссией ФАС России было принято заключение об обстоятельствах дела № 08/01/14.2-91/2021 о нарушении антимонопольного законодательства (рег. № КТ/23046/22 от 18.03.2022).

<…>

Оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия АНО «Национальный институт экспертизы и контроля качества», РОО ЗПП «Союз потребителей Р.О.С.Контроль» и АО «Агентство «РК-Медиа» по использованию при индивидуализации Системы «Росконтроль», в том числе в составе знака Системы «Росконтроль», элемента «РОС-», являются актом недобросовестной конкуренции.

<…>

Использование элемента «РОС-» вызывает стойкую ассоциацию у потребителя с участием государства в деятельности Системы «Росконтроль» либо с особой значимостью деятельности Системы «Росконтроль» в государственных интересах, что противоречит общественным интересам в связи со способностью вводить в заблуждение потребителей и хозяйствующие субъекты и создает для Системы «Росконтроль» необоснованные конкурентные преимущества на рынке систем добровольной сертификации.

При оценке общественной опасности указанных действий следует учитывать, что сферой деятельности Системы «Росконтроль» является оценка качества продукции и ее соответствия различным требованиям, что может быть воспринято потребителем как реализация функции государства по осуществлению государственного надзора в сфере защиты прав потребителей.

При этом Комиссией ФАС России установлено, что государство не участвует в деятельности Системы «Росконтроль».

В соответствии со статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной, или торговой деятельности конкурента.

Статьей 14.2 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение.

При этом под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, использование при индивидуализации Системы «Росконтроль», в том числе в составе знака Системы «Росконтроль», элемента «РОС-» противоречит статье 14.2 Закона о защите конкуренции.

Комиссия ФАС России приходит к выводу, что все признаки недобросовестной конкуренции, содержащиеся в пункте 9 части 4 Закона о защите конкуренции, присутствуют в действиях АНО «Национальный институт экспертизы и контроля качества», РОО ЗПП «Союз потребителей Р.О.С.Контроль» и АО «Агентство «РК-Медиа»:

1. Направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности выразилась во введении в заблуждение и, как следствие, получении необоснованных конкурентных преимуществ, вызванных созданием впечатления об участии государства в деятельности Системы «Росконтроль», либо об особой значимости деятельности Системы «Росконтроль» в государственных интересах.

2. Противоречие законодательству выражается в нарушении статьи 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, запрещающей всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах, а также статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.

3. Указанные действия АНО «Национальный институт экспертизы и контроля качества», РОО ЗПП «Союз потребителей Р.О.С.Контроль» и АО «Агентство «РК-Медиа» способны причинить убытки иным системам добровольной сертификации, поскольку они влекут отток потребительского спроса от услуг конкурентов к услугам АНО «Национальный институт экспертизы и контроля качества», РОО ЗПП «Союз потребителей Р.О.С.Контроль» и АО «Агентство «РК-Медиа» и лишают их той прибыли, на которую они могли бы рассчитывать при обычных условиях гражданского оборота.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

2. Признать действия АНО «Национальный институт экспертизы и контроля качества» (125315, город Москва, Большой Коптевский проезд, дом 3, строение 1, ОГРН 1187700019671, ИНН 7714434983), РОО ЗПП «Союз потребителей Р.О.С.Контроль» (125315, город Москва, Большой Коптевский проезд, дом 3, пом/эт/каб III/2/14, строение 1, ОГРН 1147799010457, ИНН 7714402942), АО «Агентство «РК-Медиа» (125315, город Москва, Большой Коптевский проезд, дом 3, строение 1, этаж 2, офис 12-2, ОГРН 1127746433759, ИНН 7714874896), выразившиеся в использовании при индивидуализации Системы «Росконтроль», в том числе в составе знака Системы «Росконтроль», элемента «РОС-» нарушающими статью 14.2 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать АНО «Национальный институт экспертизы и контроля качества» (125315, город Москва, Большой Коптевский проезд, дом 3, строение 1, ОГРН 1187700019671, ИНН 7714434983), РОО ЗПП «Союз потребителей Р.О.С.Контроль» (125315, город Москва, Большой Коптевский проезд, дом 3, пом/эт/каб III/2/14, строение 1, ОГРН 1147799010457, ИНН 7714402942), АО «Агентство «РК-Медиа» (125315, город Москва, Большой Коптевский проезд, дом 3, строение 1, этаж 2, офис 12-2, ОГРН 1127746433759, ИНН 7714874896) предписания о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство, а именно прекратить использование элемента «РОС-» при индивидуализации Системы независимого контроля качества «РОСКОНТРОЛЬ».

4. Основания для принятия других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Связанные организации

АНО «Национальный институт экспертизы и контроля качества»
ИНН 7714434983, ОГРН 1187700019671
РОО ЗПП «Союз потребителей Р.О.С.Контроль»
ИНН 7714402942, ОГРН 1147799010457
АО «Агенство «РК-Медиа»
ИНН 7714874896, ОГРН 1127746433759