Решение №08/23056/17 Решение по делу 3-5-9/00-08-17 Астеллас Фосфалюгель и Де-нол от 7 апреля 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу 3-5-9/00-08-17

28 марта 2017 г.                                                                                г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>,

рассмотрев материалы о распространении рекламы лекарственных препаратов «Фосфалюгель» и «Де-Нол» на телеканалах «Первый канал», «Рен-тв», «5 канал», «Пятница» в мае — июле 2016 года,

в присутствии лиц, участвующих в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

Частная компания с ограниченной ответственностью «АСТЕЛЛАС ФАРМА ЮРОП Б.В.» (Нидерланды), имеющая Представительство в г. Москва (адрес: ул. Марксисткая, дом 16, г. Москва, 109147, ИНН 9909006542, КПП 773851001, НЗА 20150006811, дата присвоения НЗА: 05.03.2015) — <...> (доверенность б/н от 23.03.2017), <...> (доверенность б/н от 23.03.2017), <...> (доверенность б/н от 23.03.2017),

УСТАНОВИЛА:

Реклама лекарственных препаратов «Фосфалюгель» и «Де-Нол» распространялась на телеканалах «Первый канал», «Рен-ТВ», «5 канал», «Пятница» в мае — июле 2016 года.

В рекламе аудио и визуально сообщается о том, что «Гастрит — это воспаление слизистой оболочки желудка, основная причина гастрита — бактерии Хеликобактер пилори. Она повреждает слизистую оболочку желудка и способствует развитию воспаления. Гастрит может проявляться болью в животе, тяжестью, тошнотой, изжогой. Компания «Астеллас» предлагает варианты решения»: Де-Нол воздействует на причину гастрита, а Фасфалюгель помогает избавиться от гастрита и его симптомов. Фосфалюгель помогает устранить симптомы, Де-Нол способствует устранению причины гастрита».

С 17 по 26 секунду видеоряд рекламы сопровождается сноской:

«Необходимо комплексное лечение, которое может не ограничиваться данными препаратами. Фосфалюгель помогает избавиться от гастрита и его симптомов».

Далее видеоряд рекламы демонстрирует упаковки препаратов «Фосфалюгель» и «Де-Нол» под лозунгом: «Фосфалюгель и Де-Нол. Чтобы гастрит быстрее прошел!», выполненном в текстовой форме, а также озвученном диктором.

Завершается рекламный ролик изображением товарного знака Astellas и лозунгом «Свет ведущий к жизни».

В соответствии с регистрационным удостоверением П № 012626/01 от 23.08.2010 «Де-Нол» зарегистрирован в качестве лекарственного препарата.

В соответствии с регистрационным удостоверением П № 012655/01 от 05.03.2009 «Фосфалюгель» зарегистрирован в качестве лекарственного препарата.

В рекламе препаратов «Фосфалюгель» и «Де-Нол» сообщается о гастрите и причинах данного заболевания и потребителям предлагается применять препараты «Фосфалюгель» и «Де-Нол» для комплексного лечения гастрита.

Из смыслового содержания рекламы и утверждения: «Фосфалюгель и Де-Нол. Чтобы гастрит быстрее прошел!», на котором фиксируется внимание потребителей, следует, что применение препаратов «Фосфалюгель» и «Де-Нол» является гарантией быстрого положительного действия на гастрит и человек станет здоров.

Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В. Даля слово гарантия означает ручательство, поручительство, порука, обеспеченье, заверение, слово гарантировать - в значении гарантировать что, обеспечить, ручаться, заверить, обезопасить, поручиться.

Согласно словарю (Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000) гарантия — это обеспечение осуществления, исполнения чего-л.; поручительство; то, что подтверждает осуществление, исполнение чего-л.

Слово быстро в русском языке может использоваться в значении предикатива, то есть части речи, используемой в качестве сказуемого и обозначающей процесссостояние или качество, воспринимаемое как состояние. Синоним предикатива - категория состояния.

Слово «быстро» в значении предикатива применительно к действию препаратов «Фосфалюгель» и «Де-Нол» на гастрит является качественной характеристикой комплексного действия препаратов как быстрого.

Соответственно утверждение «Фосфалюгель и Де-Нол. Чтобы гастрит быстрее прошел!» заверяет потребителей в том, что действие лекарственных препаратов при их комплексном применении наступит быстро, тем самым гарантируя положительное действие препаратов и их эффективность в лечении гастрита.

При этом наделение лекарственных препаратов свойством быстрого действия и эффективности не основано на принципах доказательной медицины.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.

С учетом изложенного в рекламе лекарственных препаратов «Фосфалюгель» и «Де-Нол», распространявшейся в мае — июле 2016 года в эфире телеканалов «Первый канал», «Рен-ТВ», «5 канал», «Пятница», усматриваются признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

 

Однако, по мнению Представительства Частной компании с ограниченной ответственностью «АСТЕЛЛАС ФАРМА ЮРОП Б.В.» (Нидерланды) в г. Москва, в рекламе препаратов «Фосфалюгель» и «Де-нол» сообщается только о лечебных свойствах и положительном действии и отсутствует какая-либо гарантия положительного действия. В обоснование своих доводов Представительство Частной компании с ограниченной ответственностью «АСТЕЛЛАС ФАРМА ЮРОП Б.В.» (Нидерланды) в г. Москва приводит заключение специалиста Автономной некоммерческой организации «Центр лингвистических экспертиз» и результаты социологического опроса, проведенного ВЦИОМ.

При этом Представительство Частной компании с ограниченной ответственностью «АСТЕЛЛАС ФАРМА ЮРОП Б.В.» (Нидерланды) в г. Москва полагает, что при интерпретации результатов опроса ВЦИОМ для определения наличия или отсутствия в рекламе гарантии положительного действия и эффективности рекламируемых препаратов в глазах потребителя необходимо учитывать мнение большинства респондентов (прим. согласно опросу 70 % респондентов считают, что в рекламе не содержится утверждения о гарантированном излечении от гастрита).

 

Согласно заключению специалиста Автономной некоммерческой организации «Центр лингвистических экспертиз» в рассматриваемой рекламе не содержится гарантий положительного действия указанных препаратов и их эффективности в лечении гастрита.

Вместе с тем в данном заключении на исследовалось использование слова «быстрее» в значении предикатива, соответственно данное лингвистичское исследование не может быть принято в качестве доказательства отсутствия гарантии положительного действия указанных препаратов и их эффективности в лечении гастрита.

Согласно результатам исследования ВЦИОМ почти четверть опрошенных считает, что в рекламе присутствует гарантия положительного действия препаратов «Фосфалюгель» и «Де-нол».

На вопрос - «Если бы Вы купили препараты «Фосфалюгель» и «Де-Нол», что бы Вы ожидали, исходя из рекламы?» - 24 % опрошенных ответили, что были бы уверены, что препараты избавят их от гастрита.

На вопрос - «Как Вы считаете, из рекламного ролика следует, что прием препаратов «Фосфалюгель» и «Де-нол» дает гарантию эффективного излечения от гастрита или нет?» - 24 % опрощенных ответили, что из ролика следует, что прием препаратов дает гарантию эффективного излечения.

На вопрос - «Как Вы считаете, из рекламного слогана: «Фосфалюгель и Де-Нол. Чтобы гастрит быстрее прошел!» следует, что прием данных препаратов дает гарантию эффективного избавления от гастрита или нет?» - 26 % опрошенных ответили, что из слогана следует, что прием препаратов дает гарантию эффективного излечения.

Данные результаты свидетельствуют о наличии гарантии положительного действия препаратов «Фосфалюгель» и «Де-нол» в рекламе данных препаратов с утверждением «Фосфалюгель и Де-Нол. Чтобы гастрит быстрее прошел!», и соответственно являются относимыми и достаточными доказательствами события нарушения пункта 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

 

Кроме того, в рекламном ролике препаратов «Фосфалюгель» и «Де-Нол» отсутствует основанная на принципах доказательной медицины информация, обосновывающая утверждение «Фосфалюгель и Де-Нол. Чтобы гастрит быстрее прошел!», а также критерий по которому в рекламе делается заключение о более быстром лечении гастрита при применении данных препаратов.

Вместе с тем информация, обосновывающая утверждение «Фосфалюгель и Де-Нол. Чтобы гастрит быстрее прошел!», является существенной для раскрытия смысла данного утверждения, и ее отсутствие вводит потребителей в заблуждение относительно быстроты излечения гастрита данными препаратами.

Такая информация является существенной для раскрытия смысла утверждения «Фосфалюгель и Де-Нол. Чтобы гастрит быстрее прошел!».

Однако данная информация не была доведена до неопределённого круга лиц, в связи с чем потребитель не получил такую существенную информацию.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, в рекламе лекарственных препаратов «Фосфалюгель» и «Де-Нол», распространявшейся в мае — июле 2016 года в эфире телеканалов «Первый канал», «Рен-тв», «5 канал», «Пятница», усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, пунктом 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем указанной рекламы является Частная компания с ограниченной ответственностью «АСТЕЛЛАС ФАРМА ЮРОП Б.В.» (Нидерланды), имеющая Представительство в г. Москва (адрес: ул. Марксисткая, дом 16, г. Москва, 109147, ИНН 9909006542, КПП 773851001, НЗА 20150006811, дата присвоения НЗА: 05.03.2015).

На основании части 7 статьи 5, пункта 8 части 1 статьи 24, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 8 часть 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», рекламу лекарственных препаратов «Фосфалюгель» и «Де-Нол», распространявшуюся в мае — июле 2016 года в эфире телеканалов «Первый канал», «Рен-ТВ», «5 канал», «Пятница», поскольку в рекламе гарантируется положительное действие и эффективность лекарственных препаратов «Фосфалюгель» и «Де-Нол».

2. Признать ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» рекламу лекарственных препаратов «Фосфалюгель» и «Де-Нол», распространявшуюся в эфире телеканалов «Первый канал», «Рен-тв», «5 канал», «Пятница», поскольку в рекламе отсутствует основанная на принципах доказательной медицины информация, обосновывающая утверждение «Фосфалюгель и Де-Нол. Чтобы гастрит быстрее прошел!» в отношении времени действия рекламируемых лекарственных препаратов на заболевание гастрит.

3. Выдать Частной компании с ограниченной ответственностью «АСТЕЛЛАС ФАРМА ЮРОП Б.В.» (Нидерланды), имеющей Представительство в г. Москва предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Частной компании с ограниченной ответственностью «АСТЕЛЛАС ФАРМА ЮРОП Б.В.» (Нидерланды), имеющей Представительство в г. Москва.

Решение изготовлено в полном объеме 06 апреля 2017 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны