Решение №08/56201/18 Решение по делу № 1-14-112/00-08-18 о нарушении антимонополь... от 20 июля 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ООО «АИС»

Павелецкая наб., д. 2, стр. 2,

БЦ «LOFT VILLE», оф. 41,

г. Москва, 115114

 

 

ООО «Т2 Мобайл»

22-й км Киевского шоссе

(п. Московский), двлд. 6,

стр.1, этаж 5, ком. 33,

г. Москва, 108811

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 1-14-112/00-08-18

о нарушении антимонопольного законодательства

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «20» июля 2018 г.

В полном объеме решение изготовлено «20» июля 2018 г.

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1-14-112/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

в отсутствии представителя ООО «АИС», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте заседания Комиссии ФАС России, и в присутствии на заседании представителя ООО «Т2 Мобайл» <...>,

рассмотрев дело № 1-14-112/00-08-18 о нарушении ООО «Т2 Мобайл» статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступило заявление Международной федерации футбольных ассоциаций (FIFA) (далее также – Заявитель) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ООО «Т2 Мобайл» (далее также – Общество), выразившегося в недобросовестной конкуренции, связанной с размещением наружной рекламы «SPECIALLY FOR FANS», которая в совокупности с размещаемой на корпоративном сайте ООО «Т2 Мобайл» информацией о тарифных предложениях услуг связи для болельщиков «Гол» и «Супер Гол», а также о серии мероприятий, запланированных для болельщиков, образует единую рекламно-маркетинговую кампанию услуг связи ООО «Т2 Мобайл», что, в свою очередь, создает ложное представление о причастности ООО «Т2 Мобайл» к FIFA или мероприятиям, проводимым FIFA.

Данные действия Заявитель считает нарушением запрета на недобросовестную конкуренцию, установленного Законом «О защите конкуренции».

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела № 1-14-112/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев все имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителя Общества, установила следующие обстоятельства.

Международная федерация футбольных ассоциаций (FIFA) является руководящим органом мирового футбола и организатором Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года (далее также – Чемпионат).

FIFA стало известно о том, что ООО «Т2 Мобайл» размещает наружную рекламу «SPECIALLY FOR FANS», которая в совокупности с размещаемой на корпоративном сайте ООО «Т2 Мобайл» информацией о тарифных предложениях услуг связи для болельщиков «Гол» и «Супер Гол», а также о серии мероприятий, запланированных для болельщиков, образуют единую рекламно-маркетинговую кампанию услуг связи ООО «Т2 Мобайл».

По мнению FIFA, указанная рекламно-маркетинговая кампания ООО «Т2 Мобайл» не только совпадающая с периодом подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в России, но и проводимая на пике популярности Чемпионата является нарушением законодательства РФ и исключительных имущественных прав FIFA в связи со следующим.

Наружная реклама «SPECIALLY FOR FANS», размещаемая в городах Екатеринбург и Саранск, где проводятся матчи Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в России (далее - Чемпионат), и направленная на привлечение внимания болельщиков из других стран в силу написания рекламного текста на английском языке, вызывает ассоциацию о причастности к Чемпионату.

При этом информация на сайте ООО «Т2 Мобайл» по адресу https://qoal.tele2.ru/rus с предложением приобретения и подключения тарифов связи «Гол» и «Супер Гол», в том числе включают в себя безлимитный трафик при подключении к интернет-ресурсу «Welcome2018». Однако данное наименование ресурса является официальным названием туристического портала welcome2018.com, организованного АНО «Организационный комитет «Россия-2018» при подготовке и проведению Чемпионата в России, что создаёт дополнительные ассоциации о причастности проводимой ООО «Т2 Мобайл» рекламной акции к Чемпионату.

Информация на сайте ООО «Т2 Мобайл» по адресу https://msk.tele2.ru/about/news-tist/2018/06/18/tele2-poqruzhaetbolelshchikov-v-atmosferu-qlavnoqo-sportivnoqo-sobvtiva-msk содержит также сведения о серии мероприятий, приуроченных к Чемпионату и направленных на болельщиков из России, а также иностранных болельщиков.

FIFA владеет комплексом имущественных прав, связанных с осуществлениями мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года. Полный перечень имущественных прав FIFA, связанных с проведением Чемпионата, приведен в статье 17 Федерального закона от 07 июня 2013 г. № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018, Кубка конфедераций 2017 и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Специальный закон).

Одним из таких прав является право определения коммерческих партнеров (спонсоров) FIFA, которым предоставляется эксклюзивное право ассоциировать себя (свои товары, работы, услуги) с FIFA и Чемпионатом, в том числе и не только посредством использования Символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года. Действия третьих лиц, не являющихся коммерческими партнерами FIFA, по реализации (продвижению) товаров, работ или услуг, способные создать представление о принадлежности указанных лиц к FIFA или мероприятиям, об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом «Россия-2018» товаров, работ, услуг и (или) о связи указанных лиц и (или) товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями – то есть коммерческую ассоциацию с FIFA или мероприятиями - являются незаконными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Специального закона признаются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации:

1) продажа, обмен или иное введение в оборот товаров либо выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно использовались символика спортивных соревнований и обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с символикой спортивных соревнований, либо измененная символика спортивных соревнований;

2) осуществление любых видов маркетинга (в том числе деятельности по реализации и (или) продвижению товаров, работ, услуг), призванных сформировать у потребителя представление о FIFA и (или) мероприятиях посредством использования символики спортивных соревнований и иным образом, без разрешения FIFA;

3) введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA или мероприятиям в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве;

4) введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления об одобрении, о рекомендации, сертификации FIFA и (или) Оргкомитетом «Россия-2018» товаров, работ, услуг, а также о связи таких товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями;

5) подготовка и (или) проведение в коммерческих целях массовых мероприятий, создающих ложное представление о них как о мероприятиях, а также финансовое обеспечение, в том числе спонсорская помощь, таких массовых мероприятий без официального письменного разрешения FIFA;

6) использование без официального письменного разрешения FIFA мероприятий для организации либо осуществления рекламной или маркетинговой деятельности, получения спонсорской помощи, в том числе если такая деятельность направлена на целевую аудиторию, включая владельцев входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия;

7) использование входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, в рекламных целях и для проведения розыгрышей, конкурсов, игр, пари, рекламных акций, а также включение стоимости входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, в перечни услуг по туристическому обслуживанию, гостиничных услуг или других услуг без официального письменного разрешения FIFA.

FIFA не заключала с компанией ООО «Т2 Мобайл» договоров, дающих право ассоциировать себя с Чемпионатом мира по футболу FIFA 2018 года, в том числе путём проведения маркетинговых акций.

Спонсором и лицензиатом FIFA, а также лицом, обладающим правом использовать принадлежащие FIFA товарные знаки и символику Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, в отношении услуг связи (38 класс МКТУ) является Публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (далее — ПАО «Ростелеком»).

На заседании Комиссии 13.07.2018 Обществом были представлены письменные пояснения, согласно которым слоган «SPECIALLY FOR FANS», наименования тарифных планов «Гол» и «Супер Гол», использующиеся в рекламе и на официальном сайте ООО «Т2 Мобайл», не отнесены, по мнению Общества, Специальным законом к официальной символике чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года. Вместе с тем, символика чемпионата мира по футболу отсутствует во всей рекламе ООО «Т2 Мобайл».

Как указывает Общество, рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования и адресована неопределенному кругу лиц. Кроме того, определение болельщиков в качестве целевой аудитории рекламы не противоречит законодательству Российской Федерации, не направлено на создание ложного представления о причастности ООО «Т2 Мобайл» к FIFA или мероприятиям, проводимым FIFA. При этом указание на возможность использования безлимитного трафика при подключении к интернет-ресурсу «Wellcome2018» не является нарушением законодательства Российской Федерации. Действия компании ООО «Т2 Мобайл» не направлены на создание смешения с официальным названием туристического портала, организованного АНО «Организационный комитет «Россия-2018».

Как следует из письменных пояснений Общества, ООО «Т2 Мобайл» не посягает на имущественные права FIFA, не препятствует определению коммерческих партнеров FIFA и контрагентов FIFA, а также не позиционирует себя в качестве коммерческого партнера FIFA.

Общество также отмечает, что между Заявителем, Обществом, а также ПАО «Ростелеком» отсутствуют конкурентные отношения, поскольку ООО «Т2 Мобайл» осуществляет свою деятельность на рынке оказания услуг подвижной радиотелефонной связи, в отличие от ПАО «Ростелеком», осуществляющей свою деятельность на рынке междугородной и международной электрической связи. При этом, по мнению Общества, FIFA также не является хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи.

Кроме того, как указывает Общество, факт причинения убытков другим хозяйствующим субъектам - конкурентам, нанесения или возможности нанесения вреда деловой репутации хозяйствующих субъектов- конкурентов не установлен.

Комиссией ФАС России было принято заключение об обстоятельствах дела № 1-14-112/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства, направленное Заявителю письмом ФАС России от 13.07.2018 № 08/54110/18, а также выдано Обществу под расписку.

В соответствии со статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.

Согласно статье 14.8 Закона «О защите конкуренции» не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1-14.7 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Таким образом, оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что является установленным факт осуществления ООО «Т2 Мобайл» действий по размещению наружной рекламы «SPECIALLY FOR FANS», которая в совокупности с размещаемой на корпоративном сайте ООО «Т2 Мобайл» информацией о тарифных предложениях услуг связи для болельщиков «Гол» и «Супер Гол», а также о серии мероприятий, запланированных для болельщиков, образует единую рекламно-маркетинговую кампанию услуг связи ООО «Т2 Мобайл», что, в свою очередь, создает ложное представление о причастности ООО «Т2 Мобайл» к FIFA или мероприятиям, проводимым FIFA.

При этом Комиссия ФАС России не принимает ссылку Общества на то, что между ПАО «Ростелеком» и ООО «Т2 Мобайл» отсутствуют конкурентные отношения, поскольку в рассматриваемом случае ООО «Т2 Мобайл» получает преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами-конкурентами, включая в том числе спонсора Международной федерации футбольных ассоциаций ПАО «Ростелеком», осуществляющими деятельность по оказанию услуг междугородной и международной электрической связи, в том числе услуг подвижной радиотелефонной связи, что подтверждается информацией, размещаемой на официальном сайте ПАО «Ростелеком».

Кроме того, довод Общества о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства причинения убытков Заявителю, а также спонсору Международной федерации футбольных ассоциаций ПАО «Ростелеком», Комиссия ФАС России признает необоснованным в связи со следующим.

Действия ООО «Т2 Мобайл» по размещению наружной рекламы «SPECIALLY FOR FANS», которая в совокупности с размещаемой на корпоративном сайте ООО «Т2 Мобайл» информацией о тарифных предложениях услуг связи для болельщиков «Гол» и «Супер Гол», а также о серии мероприятий, запланированных для болельщиков, образует единую рекламно-маркетинговую кампанию услуг связи ООО «Т2 Мобайл», приводят (могут привести) к оттоку потребительского спроса от услуг официального спонсора Заявителя и, соответственно, к убыткам спонсора Международной федерации футбольных ассоциаций ПАО «Ростелеком» в связи с недополучением им прибыли от своей предпринимательской деятельности, на которую он мог бы рассчитывать при обычных условиях гражданского оборота.

Кроме того, отсутствие в материалах дела документально подтвержденных сведений причинения убытков спонсору Международной федерации футбольных ассоциаций ПАО «Ростелеком», не дает ООО «Т2 Мобайл» права размещения наружной рекламы «SPECIALLY FOR FANS» в совокупности с размещаемой на корпоративном сайте ООО «Т2 Мобайл» информацией о тарифных предложениях услуг связи для болельщиков «Гол» и «Супер Гол», а также о серии мероприятий, запланированных для болельщиков, что, в свою очередь, создает ложное представление о причастности ООО «Т2 Мобайл» к FIFA или мероприятиям, проводимым FIFA, ввиду того, что данное право у ООО «Т2 Мобайл» может возникнуть только после заключения соответствующего договора с Международной федерацией футбольных ассоциаций.

При этом Комиссия ФАС России учитывает, что согласно подпунктам 2,3,4 пункта 1 статьи 20 Специального закона признается недобросовестной конкуренцией и влечет за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством,

- осуществление любых видов маркетинга (в том числе деятельности по реализации и (или) продвижению товаров, работ, услуг), призванных сформировать у потребителя представление о FIFA и (или) мероприятиях посредством использования символики спортивных соревнований и иным образом, без разрешения FIFA;

- введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA или мероприятиям в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве;

- введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления об одобрении, о рекомендации, сертификации FIFA и (или) Оргкомитетом «Россия-2018» товаров, работ, услуг, а также о связи таких товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями.

Однако между Заявителем и Обществом отсутствуют какие-либо заключенные договоры, дающие право размещать наружную рекламу «SPECIALLY FOR FANS» в совокупности с размещаемой на корпоративном сайте ООО «Т2 Мобайл» информацией о тарифных предложениях услуг связи для болельщиков «Гол» и «Супер Гол», а также о серии мероприятий, запланированных для болельщиков.

Учитывая изложенное, действия ООО «Т2 Мобайл», выразившиеся в размещении наружной рекламы «SPECIALLY FOR FANS», которая в совокупности с размещаемой на корпоративном сайте ООО «Т2 Мобайл» информацией о тарифных предложениях услуг связи для болельщиков «Гол» и «Супер Гол», а также о серии мероприятий, запланированных для болельщиков, образует единую рекламно-маркетинговую кампанию услуг связи ООО «Т2 Мобайл», без заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA, в силу прямого запрета, установленного пунктом 1 статьи 20 Специального закона, являются актом недобросовестной конкуренции, противоречащим статье 14.8 Закона «О защите конкуренции».

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что все признаки недобросовестной конкуренции, содержащиеся в пункте 9 части 4 Закона «О защите конкуренции», присутствуют в действиях Общества:

1. Направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности выразилось в размещение наружной рекламы «SPECIALLY FOR FANS», которая в совокупности с размещаемой на корпоративном сайте ООО «Т2 Мобайл» информацией о тарифных предложениях услуг связи для болельщиков «Гол» и «Супер Гол», а также о серии мероприятий, запланированных для болельщиков, образует единую рекламно-маркетинговую кампанию услуг связи ООО «Т2 Мобайл», что создает ложное представление о причастности ООО «Т2 Мобайл» к FIFA или мероприятиям, проводимым FIFA, и, в свою очередь влечет к возможному перераспределению спроса между ООО «Т2 Мобайл» и иными компаниями, в том числе ПАО «Ростелеком», оказывающими услуги подвижной радиотелефонной связи.

2. Противоречие законодательству выражается в нарушении статьи 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, запрещающей всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.

3. Указанные действия ООО «Т2 Мобайл» способны причинить убытки официальному спонсору Заявителя, поскольку размещение наружной рекламы «SPECIALLY FOR FANS» в совокупности с размещаемой на корпоративном сайте ООО «Т2 Мобайл» информацией о тарифных предложениях услуг связи для болельщиков «Гол» и «Супер Гол», а также о серии мероприятий, запланированных для болельщиков, влечет отток потребительского спроса от услуг официального спонсора Заявителя к услугам конкурента, и, как следствие, к уменьшению прибыли, на которую мог бы рассчитывать официальный спонсор Заявителя при обычных условиях гражданского оборота.

Принимая во внимание упомянутые обстоятельства и руководствуясь статьей 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона «О защите конкуренции», Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

1. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

2. Признать действия ООО «Т2 Мобайл» (ОГРН 1137746610088, ИНН 7743895280, адрес: 108811, г. Москва, 22-й км Киевского шоссе (п. Московский), двлд. 6, стр. 1, этаж 5, ком. 33), выразившиеся в размещении наружной рекламы «SPECIALLY FOR FANS», которая в совокупности с размещаемой на корпоративном сайте ООО «Т2 Мобайл» информацией о тарифных предложениях услуг связи для болельщиков «Гол» и «Супер Гол», а также о серии мероприятий, запланированных для болельщиков, образуют единую рекламно-маркетинговую кампанию услуг связи ООО «Т2 Мобайл», что, в свою очередь, создает ложное представление о причастности ООО «Т2 Мобайл» к FIFA или мероприятиям, проводимым FIFA, актом недобросовестной конкуренции, противоречащим статье 14.8 Закона «О защите конкуренции».

3. Выдать ООО «Т2 Мобайл» (ОГРН 1137746610088, ИНН 7743895280, адрес: 108811, г. Москва, 22-й км Киевского шоссе (п. Московский), двлд. 6, стр. 1, этаж 5, ком. 33) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

4. Передать материалы дела № 1-14-112/00-08-18 уполномоченному должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении ООО «Т2 Мобайл» производства по делу об административном правонарушении.

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

 

 

 

2018-84856(1)

 

 

2018-84856(1)

 

Связанные организации

ООО "АИС"
ИНН 7724897437, ОГРН 5137746042506
ООО "Т2 Мобайл"
ИНН 7743895280, ОГРН 1137746610088