Решение №08/80227/16 Решение по делу 3-24-41/00-08-16 в отношении ООО "Инфамед" р... от 21 ноября 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу 3-24-41/00-08-16

07 ноября 2016 г.                                                                                г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <...>,

в присутствии лиц, участвующих в деле: <...>,

заявитель - ООО «Джонсон & Джонсон» (адрес ул. Крылатская д. 17, стр. 2, г. Москва, 121614) — <...> (доверенность № 3276 от 12.05.2016),

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступило обращение ООО «Джонсон & Джонсон» с указанием на признаки нарушения законодательства о рекламе в рекламе препарата «Мирамистин», производителем которого является ООО «Инфамед».

Реклама лекарственного препарата «Мирамистин» распространялась в декабре 2015 г. посредством рекламных листовок в лечебно-профилактических учреждениях, а также на выставках, конференциях и иных мероприятиях, участниками которых являлись медицинские и фармацевтические работники.

На лицевой стороне рекламной листовки изображена женщина с ребенком младенческого возраста, а также сообщается следующее:

 

МИРАМИСТИН для лечения и профилактики

ПОКАЗАНИЯ В ПЕДИАТРИИ:

  • Грипп, ОРВИ

  • Фарингиты, тонзиллиты

  • Ларинготрахеиты, бронхиты

  • Отиты, синуситы

  • Пиодермии, пеленочный дерматит

  • Пупочная ранка

  • Ожоги, раны, ссадины

  • Стоматиты (в т.ч. Молочница)

  • Вульвовагиниты, баланопоститы

  • Высыпания при ветряной оспе

На второй странице рекламной листовки изображены два ребенка в возрасте от 1 года до 4х лет, а также приведена следующая информация:

 

СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ:

При гриппе и ОРВИ орошение слизистой оболочки горла и носа каждые 2 часа.

При гриппе, ОРВИ, фарингитах, трахеитах, бронхитах через небулайзер компрессорный и ультразвуковой в монотерапии и в комплексной терапии.

При тонзиллитах — орошение слизистой оболочки горла и носа каждые 2 часа.

Обработка папулезных высыпаний при ветряной оспе, затем бриллиантовым зеленым.

Обработка Мирамистином пупочной ранки и любых инфицированных и гнойных ран, ожогов, трещин сосков. При необходимости накладывается повязка, смоченная Мирамистином. Увлажнять по мере высыхания.

При вульвитах-орошение Мирамистином 3-4 раза в день.

При баланопоститах — теплые ванночки с Мирамистином.

При стоматите грибковой природы — орошение 5-6 раз в день.

 

В правом углу второй страницы располагается следующая информация:

 

  • ВЫСОКАЯ СТЕПЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ

  • НЕ ВСАСЫВАЕТСЯ

  • БЕЗ ВКУСА И ЗАПАХА

  • МОЖНО НАГРЕВАТЬ

  • БЕЗ КОНСЕРВАНТОВ

  • ОТСУТСВУЕТ РАЗДРАЖАЮЩИЙ ЭФФЕКТ

В рекламе также указывается наименование производителя ООО «Инфамед» и сайт компании www.miramistin.ru.

 

Согласно части 6 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных препаратов и медицинских изделий допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.

 

Согласно инструкции по применению лекарственного препарата «Мирамистин» препарат показан к применению в следующих случаях:

Хирургия, травматология: профилактика нагноений и лечение гнойных ран. Лечение гнойно-воспалительных процессов опорно-двигательного аппарата.

Акушерство-гинекология: профилактика и лечение нагноений послеродовых травм, ран промежности и влагалища, послеродовых инфекций, воспалительных заболеваний (вульвовагинит, эндометрит).

Комбустиология: лечение поверхностных и глубоких ожогов II и IIIА степени, подготовка ожоговых ран к дерматопластике.

Дерматология, венерология: лечение и профилактика пиодермий и дерматомикозов, кандидозов кожи и слизистых оболочек, микозов стоп.

Индивидуальная профилактика заболеваний, передаваемых половым путем (сифилис, гонорея, хламидиоз, трихомониаз, генитальный герпис, генитальный кандидоз и др.).

Урология: комплексное лечение острых и хронических уретритов и уретропростатитов специфической (хламидиоз, трихомониаз, гонорея) и неспецифической природы.

Стоматология: лечение и профилактика инфекционно-воспалительных заболеваний полости рта: стоматитов, гингивитов, пародонтитов, периодонтитов. Гигиеническая обработка съемных протезов.

Оториноларингология: комплексное лечение острых и хронических отитов, гайморитов, тонзиллитов, ларингитов, фарингитов.

У детей: в возрасте от 3 до 14 лет применяется для комплексного лечения острого фаренгита и/или обострения хронического тонзиллита.

 

Согласно инструкции у препарата «Мирамистин» имеются противопоказания и побочное действие, инструкцией определены способы применения препарата и дозы.

 

Противопоказания. Индивидуальная непереносимость препарата.

 

СПОСОБ ПРИМЕНИЯ И ДОЗЫ:

Оториноларингология. При гнойных гайморитах — во время пункции верхнечелюстная пазуха промывается достаточным количеством препарата.

Тонзиллиты, фарингиты и ларингиты лечат полосканием горла и/или орошением с помощью насадки распылителя, 3-4х кратным нажатием, 3-4 раза в сутки. Количество препарата на одно полоскание 10-15 мл.

 

Побочное действие. В отдельных случаях в месте применения может возникнуть чувство легкого жжения, которое проходит самостоятельно, через 15-20 секунд, и не требует отмены препарата. Аллергические реакции.

 

В рекламной листовке указывается, что препарат «Мирамистин» может применяться при гриппе, ОРВИ, трахеитах, бронхитах. Однако в инструкции по применению такие показания отсутствуют.

Реклама сообщает о возможности использовать препарат «Мирамистин» при тонзиллитах путем орошения слизистой каждые 2 часа. Однако в соответствии с инструкцией при тонзиллитах препарат используется не чаще, чем 3-4 раза в сутки.

В рекламе указано на отсутствие у препарата «Мирамистин» раздражающего действия. Однако в инструкции в разделе «Побочное действие» указывается на возможность чувства легкого жжения в местах применения.

Использование в рекламе препарата «Мирамистин» изображения детей младенческого (до года) и младшего возраста (от 1 года до 4х лет) дает потребителям основания полагать, что препарат «Мирамистин» возможно применять детьми младенческого и младшего возраста по широкому спектру показаний, указанных в рекламе. Однако согласно инструкции по применению у детей в возрасте от 3 до 14 лет препарат применяется для комплексного лечения только острого фаренгита и/или обострения хронического тонзиллита.

Таким образом, о способах применения и использования лекарственного препарата «Мирамистин» в рекламе сообщается за пределами показаний, содержащихся в инструкции по применению и использованию данного препарата.

Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. При этом в рекламе, распространяемой печатным способом такому предупреждению должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади.

Как установлено Комиссией в рекламной листовке присутствует предупреждение, предусмотренное частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

Соответственно в рекламе лекарственного препарата «Мирамистин» отсутствуют признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

С учетом изложенного в рекламных листовках препарата «Мирамистин» содержатся признаки нарушения части 6 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

 

В соответствии с частью 6 статьей 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований частей 6,7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем указанной рекламы является ООО «Инфамед» (адрес: 142704, Московская область, район Ленинский, г. Видное, территория Промзона, корп. 473, ОГРН 1045007901311, ИНН 5040060090, КПП 500301001, дата регистрации 11.02.2004).

По мнению представителей ООО «Инфамед», рассматриваемая листовка представляет собой информационный материал, предназначенный для медицинских и фармацевтических работников, распространялась среди определенного круга лиц — врачей-участников на выставках, конференциях и иных мероприятиях, участниками которых являлись медицинские и фармацевтические работники, соответственно не является рекламой.

Вместе с тем представители ООО «Джонсон & Джонсон» предоставили письма заведующего филиалом детской поликлиники № 73 города Москвы <...> и заведующей ГБУЗ «Центр планирования семьи и репродукции Департамента здравоохранения города Москвы» <...>, в которых руководители данных учреждений подтверждают, что в кабинетах работников и местах общего пользования подведомственных им учреждений здравоохранения распространялись, в том числе в декабре 2015 г., рекламные листовки препарата «Мирамистин», производства ООО «Инфамед», с описанием свойств и преимуществ данного препарата.

Исследовав представленные письма, Комиссия пришла к заключению, что письмо заведующего филиалом детской поликлиники № 73 города Москвы <...> является надлежащим и относимым доказательством распространения рекламных листовок среди широкого круга лиц, в том числе не являющихся медицинскими и фармацевтическими работниками.

При этом представленные в рекламных листовках сведения о препарате «Мирамистин» имеют общедоступный характер и не носят характер профессиональной информации, предназначенной исключительно для медицинских и фармацевтических работников.

Соответственно информация, размещенная в листовке, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, данная информация отвечает признакам рекламы, определенным пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», и является рекламой.

В этой связи доводы ООО «Инфамед» о нерекламном характере листовок Комиссия ФАС России не принимает.

На основании части 6 статьи 24, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей, нарушающей требования части 6 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» рекламу лекарственного препарата «Мирамистин», распространявшуюся в декабре 2015 г. посредством рекламных листовок в лечебно-профилактических учреждениях, а также на выставках, конференциях и иных мероприятиях, участниками которых являлись медицинские и фармацевтические работники, поскольку приведенные в ней сведения о способах применения и использования лекарственного препарата «Мирамистин» сообщаются за пределами показаний, содержащихся в инструкции по применению и использованию данного препарата.

2. Предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе» ООО «Инфамед» не выдавать, поскольку неиспользованная часть тиража рекламных листовок была уничтожена в апреле 2016 г.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Инфамед».

Решение изготовлено в полном объеме 18 ноября 2016 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны