Решение (комиссия) №08/46037/24 Решение по делу 08/05/28-33/2024 АО "Альфа-Банк" (лучшая ипо... от 29 мая 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу № 08/05/28-33/2024
15 мая 2024 г. г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместитель Председателя Комиссии
<...>,
Члены Комиссии:
<...>,
<...>,
рассмотрев материалы о распространении в сентябре 2023 года на радио «РАДИО 7 НА СЕМИ ХОЛМАХ» рекламы АО «Альфа-Банк»,
в присутствии лиц, участвующих в деле:
рекламодатель: АО «Альфа-Банк» (адрес: 107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 27, ИНН: 7728168971; ОГРН: 1027700067328), КПП 770801001, дата регистрации: 26.07.2002);
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России обратился гражданин с жалобой на рекламу АО «Альфа-Банк», распространявшуюся в сентябре 2023 года на радио «РАДИО 7 НА СЕМИ ХОЛМАХ».
В рассматриваемой рекламе сообщается: «Лучшая ипотека в России в Альфа-Банке. Держим ставки 5,6 %, а лимит на новостройки увеличиваем до 30 000 000 (тридцати) миллионов рублей. Рассчитайте онлайн на alfabank.ru. АО «Альфа-Банк».
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В рассматриваемой рекламе сообщается следующая информация:
- «Ставка 5,6 %».
- «Лимит на новостройки до 30 000 000 млн. руб.».
В то же время к существенным условиям договора кредита, обеспеченного ипотекой, относится:
- Срок исполнения обязательства;
- Рамки процентной ставки, в зависимости от суммы кредитования;
- Лимиты сумм, предоставляемых по договору кредита;
- Условие о первоначальном взносе и т.д.
В рассматриваемой рекламе АО «Альфа-Банк» при указании одного из условий, влияющих на конечную стоимость финансовой услуги (ипотеки), умалчиваются остальные условия, которые должны быть указаны на основании пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
Таким образом, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Использованное в рекламе утверждение «Лучшая ипотека в России» указывает на превосходство оказываемых финансовых услуг данного банка в сравнении с услугами других банков, поскольку «Лучшая» подразумевает, что рекламируемая услуга является лучшей во всех критериях из числа других однородных услуг, обладает более высокими достоинствами и преимуществом перед условиями других банков.
При использовании в рекламе каких-либо сравнительных характеристик, которые указывают на превосходство товара перед товарами иных производителей («лучший», «№1» и пр.), должны быть указаны критерии, по которым осуществляется сравнение и которые обосновывают данное утверждение.
В рассматриваемой рекламе отсутствует какой-либо конкретный критерий, по которому осуществляется сравнение ипотечного кредитования в банке АО «Альфа-Банк» с ипотечным кредитованием других банков и который имеет объективное подтверждение того, что ипотечное кредитование Альфа-Банка является лучшим.
Следовательно, рекламное утверждение: «Лучшая ипотека в России» содержит некорректное сравнение финансовых услуг АО «Альфа-Банк» с финансовыми услугами других банков.
Таким образом, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО «Альфа-Банк» (адрес: 107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 27, ИНН: 7728168971; ОГРН: 1027700067328), КПП 770801001, дата регистрации: 26.07.2002).
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 5, пункт 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», рекламу АО «Альфа-Банк», в которой сообщалось: «Лучшая ипотека в России в Альфа-Банке. Держим ставки 5,6 %, а лимит на новостройки увеличиваем до 30 000 000 (тридцати) миллионов рублей», поскольку в рекламе при указании одного из условий, влияющих на сумму доходов, умалчиваются остальные такие условия.
2. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», рекламу АО «Альфа-Банк», в которой сообщалось: «Лучшая ипотека в России в Альфа-Банке. Держим ставки 5,6 %, а лимит на новостройки увеличиваем до 30 000 000 (тридцати) миллионов рублей», поскольку в рекламе содержится некорректное сравнение финансовых услуг АО «Альфа-Банк» с финансовыми услугами других банков.
3. Выдать АО «Альфа-Банк» (107078, г. Москва, ул. Каланчевская, 27, ОГРН: 1027700067328, Дата присвоения ОГРН: 26.07.2002, ИНН: 7728168971) предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО «Альфа-Банк».
Решение изготовлено в полном объеме 28 мая 2024. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии |
|
<...> |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
<...> |
|
|
<...> |