Решение №КТ/78422/21 Решение по делу № 08/05/5-76/2021 в отношении АО "Райффайзен... от 16 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 08/05/5-76/2021

07 сентября 2021 г.                                                                                  г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <...>,

рассмотрев материалы о распространении рекламы дебетовой Кэшбэк-карты АО «Райффайзенбанк» в январе-феврале 2021 года в эфире телеканалов «Первый», «ТНТ», «СТС»,

в присутствии лиц, участвующих в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

АО «Райффайзенбанк» (ул. Троицкая, д. 17, стр. 1, г. Москва, 129090, ОГРН 1027739326449, ИНН 7744000302, КПП 770201001, дата регистрации: 07.10.2002) — Потребич А.В. (доверенность № 6093 от 16.12.2020),

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступило обращение гражданина с жалобой на рекламу дебетовой Кэшбэк-карты АО «Райффайзенбанк», распространявшейся в январе-феврале 2021 года в эфире телеканалов «Первый», «ТНТ», «СТС».

Реклама распространялась посредством трех роликов хронометражем 10 секунд, в которых сообщалось:

«Кэшбэк на всё

1,5% рублями, а не баллами

бесплатное обслуживание».

Рекламные ролики сопровождались следующими дисклеймерами:

1) Без ограничений максимальной суммы кэшбэка. Без условий по минимальной сумме расходной операции, на которую начисляется кэшбэк. Кэшбэк — возврат средств. За совершение любых операций в торгово-сервисных предприятиях, связанных с оплатой товаров/услуг, начисляется кэшбэк в размере 1,5% от суммы расходной операции. Начисленный за отчетный месяц кэшбэк выплачивается на счет клиента в рублях ежемесячно с 5-го по 10-е число месяца, следующего за отчетным.

2) За совершение следующих операций кэшбэк не начисляется: любые денежные переводы; списание любых комиссий, любые операции в пользу кредитных организаций; пополнение электронных кошельков и иные операции с активами, которые могут напрямую конвертироваться в наличные; внесение и снятие наличных; отмененные операции по оплате товаров/услуг; оплата: телекоммуникационных, коммунальных, страховых услуг, услуг ломбардов; лотерейных билетов, ставок, пари, иных услуг казино и тотализаторов; любых услуг, оплачиваемых через мобильный;

3) или интернет-банк; любых услуг финансовых организаций; товаров и услуг, оформленных в рассрочку; товаров, оборот которых запрещен; мошеннических операций; операций, направленных на осуществление предпринимательской деятельности (прямой маркетинг, рекламные услуги; оплата благотворительности. Информация о стоимости доставки и полные правила программы лояльности — на сайте raif.ru. Действительно на 18.01.21. АО «Райффайзенбанк».

В рекламе сообщается «Кэшбэк на всё» и приводится ряд операций, за которые кэшбэк не начисляется.

При этом каждый из поясняющих дисклеймеров демонстрируется в течение 3 секунд.

Форма и время размещения текста поясняющих сносок не позволяют потребителям воспринять (прочитать) данный текст в отличие от информации о «Кэшбэке на всё», которая в рекламе приводится крупным шрифтом. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях получения кэшбэка.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой финансовой услуги, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.

Более того, в рекламе умалчивается о том, что кэшбэк не начисляется за совершение ряда операций в торгово-сервисных предприятиях (далее - ТСП), имеющих указанный в Правилах программы лояльности для держателей кэшбэк карт MASTERCARD (далее — Правила программы) MCC-исключения (код категории продавца).

Согласно пункту 3.1 Правил программы начисление баллов осуществляется с учетом применения ТСП МСС, соответствующего Расходной операции. Для целей получения информации о МСС, который будет присвоен Расходной операции, Клиент перед совершением такой операции должен обратиться непосредственно в ТСП.

Так, например, в рекламе отсутствует указание на то, что кэшбэк не начисляется за совершение расходных операций, имеющих следующие MCC: 7299 (различные услуги — нигде более не классифицированные), 8999 (профессиональные услуги — нигде более не классифицированные), 5999 (различные магазины и специальные розничные магазины), 7278 (услуги покупок/шопинга).

Информация о том, что кэшбэк не начисляется за операции, имеющие MCC-исключения, является существенной информацией об условиях использования дебетовой Кэшбэк-карты АО «Райффайзенбанк», поскольку при отсутствии данной информации искажается смысл утверждения «Кэшбэк на всё» и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

АО «Райффайзенбанк» полагает, что в рекламе в тексте дисклеймеров раскрыт полный и исчерпывающих перечень операций, по которым кэшбэк не начисляется, и данный перечень не искажает действительный смысл рекламного сообщения.

Вместе с тем довод АО «Райффайзенбанк» не принимается Комиссией ФАС России ввиду изложенного ранее.

Таким образом, в рекламе дебетовой Кэшбэк-карты АО «Райффайзенбанк», распространявшейся в январе-феврале 2021 года в эфире телеканалов «Первый», «ТНТ», «СТС», усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем является АО «Райффайзенбанк» (ул. Троицкая, д. 17, стр. 1, г. Москва, 129090, ОГРН 1027739326449, ИНН 7744000302, КПП 770201001, дата регистрации: 07.10.2002).

Руководствуясь частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-51 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», рекламу дебетовой Кэшбэк-карты АО «Райффайзенбанк», распространявшуюся в январе-феврале 2021 года в эфире телеканалов «Первый», «ТНТ», «СТС», поскольку потребители вводятся в заблуждение в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации об условиях использования дебетовой Кэшбэк-карты и начисления кэшбэка.

2. Выдать АО «Райффайзенбанк» (ул. Троицкая, д. 17, стр. 1, г. Москва, 129090, ОГРН 1027739326449, ИНН 7744000302, КПП 770201001, дата регистрации: 07.10.2002) предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО «Райффайзенбанк».

 

Решение изготовлено в полном объеме 14 сентября 2021 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

АО "Райффайзенбанк"
ИНН 7744000302, ОГРН 1027739326449