Решение №3-5-41/00-08-14 Решение по делу от 18 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-5-41/00-08-14

по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

13 февраля 2015 г.                                                          г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>,

рассмотрев дело № 3-5-41/00-08-14 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации по факту распространения рекламы финансовых услуг с января по ноябрь 2014 года,

в присутствии представителя:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ОАО «МТС-банк» (ОГРН 1027739053704, ИНН 7702045051, КПП 775001001, дата регистрации 08.08.2002, юридический адрес: ул. Садовническая, д.75, г. Москва, 115035) — Трифанова Г.Д. (доверенность № И-24-00537/12-10 от 05.06.2012);

УСТАНОВИЛ:

На основании приказа № 645/14 от 14.10.2014 Руководителя ФАС России Артемьева И.Ю. была проведена проверка в отношении: ОАО «МТС-Банк».

По результатам проверки выявлено, что в период с января по ноябрь 2014 года в регионах присутствия банка проходила рекламная кампания финансовых услуг банка: вкладов и кредитов, банковских карт ОАО «МТС-Банк» с указанием условий предоставления финансовых услуг.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых или финансовых услуг не должны умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 

1. Реклама вклада «Горячий» ОАО «МТС-Банк» распространялась с сентября по октябрь 2014 года посредством стикеров (размером 20х40 см и 30х40 см) в метрополитене г. Москвы, а также на рекламных конструкциях (щиты размером 6х3 м) в различных городах на территории Российской Федерации, в том числе в г. Москва, Екатеринбург, Новосибирск и пр.

 

В рекламе вклада «Горячий» ОАО «МТС-Банк» крупным шрифтом сообщалось:

«Вклад «Горячий». до 12% годовых. МТС БАНК 8 800 250 05 20 www.mtsbank.ru».

Текст с иными условиями вклада (срок и сумма вклада, размер процентной ставки в зависимости от периода нахождения денежных средств во вкладе, возможность пополнения вклада, условия выплаты процентов при досрочном расторжении договора и пр.), влияющими на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, занимает 1/20 часть от общей площади рекламы  и выполнен мелким нечитаемым шрифтом белого цвета на голубом фоне. Форма и условия размещения рекламы не позволяют потребителям воспринять (прочитать) данный текст в отличие от информации о процентной ставке по вкладу, которая в рекламе приводится крупным шрифтом. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях вкладов, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.

К условиям, влияющим на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся вкладом лица, относятся сумма вклада, срок вклада, процентная ставка по вкладу, а также иные условия, если их включение в договор банковского вклада может повлиять на сумму денежных средств, которую вкладчик должен получить по договору.

Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которая должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

С учётом изложенного в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные данной рекламой финансовой услуги Банка, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.

Следовательно, выполненные мелким нечитаемым шрифтом сведения в рекламе вклада «Горячий» не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом. В связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.

Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации – способом, затрудняющим её восприятие (с учётом размера шрифта текста рекламы), свидетельствует о недобросовестности рекламы.

Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях по финансовым услугам, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют, так как размер шрифта мелкий.

Указание в рекламе вкладов лишь отдельного условия (процентная ставка) само по себе не позволяет потребителю, проявляющему интерес к рекламируемой услуге, получить достаточные сведения о данной услуге, что способствует формированию у него неверных представлений о сумме дохода, который получат лица, воспользовавшиеся услугой.

Таким образом, в рекламе вклада «Горячий» усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

 

2. Реклама «Вклады МТС-Банка. Рост под защитой» ОАО «МТС-Банк» распространялась с января по октябрь 2014 г. посредством буклетов в офисах банка ОАО «МТС-Банк».

 

В рекламных буклетах «Вклады МТС-Банка. Рост под защитой» содержится информация по следующим вкладам: «Высокий доход - Регион», «Накопительный – Регион», «Мобильный», «Пенсионный – Регион», «Корпоративный», «Удобный – Регион», «Мультивалютный - Регион», «Инвестиционный».

В информации о вкладе «Инвестиционный» указывается срок размещения (31, 91, 181 день), минимальная сумма первоначального взноса (500 000 рублей), информация о пополнении  вклада (не предусмотрено), выплате процентов (в конце  срока вклада на текущий счет) и пр. При этом размер процентной ставки не указывается.

К условиям, влияющим на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся вкладом лица, относятся сумма вклада, срок вклада, процентная ставка по вкладу, а также иные условия, если их включение в договор банковского вклада может повлиять на сумму денежных средств, которую вкладчик должен получить по договору.

Согласно таблице процентных ставок, приведенной в Каталоге услуг и тарифов для клиентов – физических лиц, по операциям с ценными бумагами, депозитраными услугами, вкладам, кредитам, программам добровольного страхования ОАО «МТС-Банк», годовая процентная ставка по вкладу «Инвестиционный» зависит от срока вклада.

Для срока 31 день предусмотрена ставка 10,6%, 91 день – 9,4%, 181 день – 8,8 %.

Вместе с тем в информации о вкладе «Инвестиционный», сообщенной в рекламном буклете «Вклады МТС-Банка. Рост под защитой», данные сведения не указываются.

Соответственно, при указании части условий по вкладу потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях вклада, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.

Аналогичное нарушение (отсутствие процентной ставки) содержится в информации по вкладам «Высокий доход - Регион», «Накопительный – Регион», «Мобильный», «Пенсионный – Регион», «Корпоративный», «Удобный – Регион», «Мультивалютный - Регион», «Инвестиционный», размещенной в рекламном буклете «Вклады МТС-Банка.

Таким образом, в рекламе вкладов «Высокий доход - Регион», «Накопительный – Регион», «Мобильный», «Пенсионный – Регион», «Корпоративный», «Удобный – Регион», «Мультивалютный - Регион», «Инвестиционный», распространявшейся посредством буклетов «Вклады МТС-Банка. Рост под защитой», не приводятся все условия по вкладам, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся вкладом лица, при указании части таких условий, что вводит потребителей в заблуждение относительно условий финансовых услуг.

С учетом изложенного, в рекламе «Вклады МТС-Банка. Рост под защитой» содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

 

3. Реклама кредитов для малого бизнеса «Кредитование малого бизнеса. Стройте бизнес с нами» ОАО «МТС-Банк» распространялась с января по октябрь 2014 года посредством буклетов во всех офисах ОАО «МТС-Банк».

 

В рекламном буклете представлена информация о четырех кредитных продуктах: «Микрокредит», «Инвестиционное кредитование», «Овердрафт», «Кредитование на пополнение оборотных средств».

В рекламе каждого из четырёх кредитных продуктов указывается: процентная ставка за пользование кредитом, срок, минимальная и максимальная сумма кредита, размер комиссии за выдачу кредита, форма выдачи кредита, форма погашения кредита, информация о возможности досрочного погашения кредита, информация о необходимости (отсутствии) залогового обеспечения, а также о возможных поручителях.

Процентные ставки по рекламируемым кредитным продуктам для малого бизнеса в рекламе указываются в пределах диапазона:

«Микрокредит» - процентная ставка от 16 % до 19 % годовых для клиентов, принимающих участие в тендерах, и от 20,5 % до 23.5 % годовых для клиентов, собирающихся получить кредит на иные цели;

«Инвестиционное кредитование» - процентная ставка от 12,5 % до 18 % годовых;

«Овердрафт» - процентная ставка от 14 % до 17 % годовых для клиентов со сроком обслуживания по расчетному счету в ОАО «МТС-Банк» менее 3 месяцев и от 12 % до 16 % годовых для клиентов со сроком обслуживания по расчетному счету в ОАО «МТС-Банк» более 3 месяцев;

«Кредитование на пополнение оборотных средств» - процентная ставка от 12 % до 17 % годовых;

Процентная ставка по кредиту является условием, влияющим на полную стоимость кредита.

Суммы кредита по рекламируемым кредитным продуктам для малого бизнеса в рекламе указываются в пределах диапазона:

«Микрокредит» -от 300 000 до 3 000 000 рублей;

«Инвестиционное кредитование» - от 1 000 000 до 80 000 000 рублей.

«Овердрафт» - от 300 000 до 5 000 000 рублей для клиентов со сроком обслуживания по расчетному счету в ОАО «МТС-Банк» менее 3 месяцев и от 300 000 до 15 000 000 для клиентов со сроком обслуживания по расчетному счету в ОАО «МТС-Банк» более 3 месяцев.

«Кредитование на пополнение оборотных средств» - от 3 000 000 до 15 000 000 рублей (при залоге 100% товаров в обороте) и от 1 000 000 до 80 000 000 рублей (при других видах залога).

Сроки кредита по рекламируемым кредитным продуктам для малого бизнеса в рекламе указываются в пределах диапазона:

«Микрокредит» -до 3 месяцев (для участия в тендерах) и до 36 месяцев (другие цели);

«Инвестиционное кредитование» - до 60 месяцев (включительно).

«Овердрафт» - до 6 месяцев включительно для клиентов со сроком обслуживания по расчетному счету в ОАО «МТС-Банк» менее 3 месяцев и до 12 месяцев для клиентов со сроком обслуживания по расчетному счету в ОАО «МТС-Банк» более 3 месяцев.

«Кредитование на пополнение оборотных средств» - до 6 месяцев включительно (при залоге 100% товаров в обороте) и до 36 месяцев включительно (при других видах залога).

В силу требований пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в рекламе необходимо указать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита, а также влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица.

К условиям, определяющим стоимость кредита для заёмщика, относятся сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заёмщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.

В Тарифах по продуктам в рамках программы кредитования малого бизнеса (далее – Тарифы) в ОАО «МТС-Банк», введенным в действие Приказом от 12.04.2012 № 07-00170/12-(0)  представлены условия,  влияющие на сумму расходов по кредитным продуктам для малого бизнеса.

В соответствии с указанными Тарифами на сумму расходов влияют такие факторы, как сумма кредита, срок кредита и процентная ставка.

Указанными Тарифами по кредитным продуктам для малого бизнеса предусмотрены следующие условия установлены следующие условия.

По кредитному продукту «Микрокредитование»:

 

ПРОДУКТ

МИКРОКРЕДИТОВАНИЕ

(в целях участия в конкурсах на право заключения гос., муниц. или коммерческого контракта)

МИКРОКРЕДИТОВАНИЕ

(для пополнения оборотных средств, инвестиции, потребительские цели)

СУММА КРЕДИТА (руб.)

от 300 000 до 3 000 000 (вкл.)

СРОК КРЕДИТА

до 3 мес. (вкл.)

до 12 мес. (вкл.)

от 12 мес.

ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА (% годовых)

16-19%

20,5 – 22,5%

21,5 – 23,5%

 

По кредитному продукту «Кредитование на пополнение оборотных средств»:

 

ПРОДУКТ

КРЕДИТОАВНИЕ НА ПОПОЛНЕНИЕ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ

СУММА КРЕДИТА (руб.)

от 1 000 000 до 15 000 000 (вкл.)

свыше 15 000 000

СРОК КРЕДИТА

до 6 мес. (вкл.)

от 6 до 12 мес. (вкл.)

от 12 мес.

до 6 мес. (вкл.)

от 6 до 12 мес. (вкл.)

от 12 мес.

ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА (% годовых)

12,5-15%

13-16%

13,5-17%

12-14%

12,5-15%

13-16%

 

По кредитному продукту «Инвестиционное кредитование»:

 

ПРОДУКТ

ИНВЕСТИЦИОННОЕ КРЕДИТОВАНИЕ

СУММА КРЕДИТА (руб.)

от 1 000 000 до 15 000 000 (вкл.)

свыше 15 000 000

СРОК КРЕДИТА

до 12 мес. (вкл.)

от 12 до 36 мес. (вкл.)

от 36 мес.

до 12 мес. (вкл.)

от 12 до 36 мес. (вкл.)

от 36 мес.

ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА (% годовых)

13-16%

14-17%

15-18%

12,5-15%

13-16%

14-17%

 

По кредитному продукту «Овердрафт»:

 

ПРОДУКТ

ОВЕРДРАФТ

(для клиентов со сроком обслуживания по р/с в ОАО «МТС-Банк» менее 3 месяцев)

ОВЕРДРАФТ

 (для клиентов со сроком обслуживания по р/с в ОАО «МТС-Банк» более 3 месяцев)

СУММА КРЕДИТА (руб.)

от 300 000 до 5 000 000 (вкл.)

От 300 000 до 15 000 000 (вкл.)

СРОК КРЕДИТА

до 6 мес. (вкл.)

до 12 мес. (вкл.)

ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА (% годовых)

14-17%

12-16%

 

Также в Тарифах указывается, что окончательная процентная ставка за пользование кредитом определяется по результатам рассмотрения кредитной заявки Клиента (заёмщика) в зависимости от его финансового, социально-правового состояния, качества обеспечения по сделке. Процентная ставка может изменяться в течение срока кредитования в случаях, предусмотренных кредитным договором.

Таким образом, процентная ставка по кредитам изменяется в зависимости от срока кредита и от суммы кредита и иных условий, определенных Тарифами банка.

В рекламном буклете «Кредитование малого бизнеса. Стройте бизнес с нами» при указании процентной ставки по кредиту (условие, влияющее на стоимость кредита и расходы по нему) не указываются условия, определяющие и влияющие на фактический размер процентной ставки, которую в итоге получит заёмщик.

Вместе с тем рекламные буклеты «Кредитование малого бизнеса. Стройте бизнес с нами» ОАО «МТС-Банк» распространялись в офисах банка ОАО «МТС-Банк», и в буклетах указывалось, что процентная ставка определяется индивидуально. Соответственно, более подробную информацию об условиях предоставления кредита потребитель может получить непосредственно в офисе банка, где распространялись рекламные буклеты.

 

С учетом данных обстоятельств, в рекламном буклете «Кредитование малого бизнеса. Стройте бизнес с нами» не усматривается признаков нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

 

4. Реклама «Кредиты наличными. Обретай реальность» ОАО «МТС-Банк» распространялась с января по октябрь 2014 года посредством буклетов во всех офисах ОАО «МСТ-Банк».

 

В рекламном буклете под заголовком «Кредиты наличными. Обретай реальность» указывается величина процентной ставки по кредиту «для всех клиентов» от 17,9% до 34,9%, сумма кредита от 20 000 до 1 000 000 рублей, для «клиентов с положительной кредитной историей» предусмотрена возможность получения кредита на сумму от 20 000 до 1 500 000 рублей с процентной ставкой 17,9%. В рекламе также указан срок кредитования -  от 3 до 60 месяцев.

Все указанные в рекламе условия влияют на стоимость кредита и расходы по нему.

Вместе с тем согласно Каталогу услуг и тарифов для клиентов – физических лиц по операциям с ценными бумагами, депозитарным услугам, вкладам, кредитам, программам добровольного страхования ОАО «МТС-Банк» введённому в действие с 03.03.2014 Приказом № 07-00122/14-(0) от 20.02.2014 (далее – Каталог), процентная ставка по кредиту устанавливается в зависимости от результатов проверки при принятии кредитного решения.

В рекламе указываются процентные ставка по кредиту в диапазоне от 17,9% годовых до 34,9 %, однако не указываются условия, при которых заёмщик может получить минимальную или максимальную процентную ставку.

Вместе с тем процентные ставки в минимальном размере предоставляются только заемщикам с низким уровнем кредитного риска, иным категориям клиентов предоставляются кредиты на условиях более высоких процентных ставок.

Информация о том, что не каждый потребитель может получить кредит на указанных в рекламе условиях является существенной для потребителя и ее отсутствие искажает смысл рекламы и вводит потребителя в заблуждение.

Вместе с тем рекламные буклеты под заголовком «Кредиты наличными. Обретай реальность» распространялись в офисах банка ОАО «МТС-Банк». Соответственно, более подробную информацию об условиях предоставления кредита потребители могут получить непосредственно в офисе банка, где распространялась указанные рекламные буклеты.

С учетом данных обстоятельств, в рекламных буклетах потребительского кредита «Кредиты наличными. Обретай реальность» отсутствуют признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В рекламном буклете «Кредиты наличными. Обретай реальность» (на последней его странице), распространявшемся в период с января по октябрь 2014 года, указывается, что тарифы действительны на 07.07.2014 года.

Согласно Каталогу тариф, предусматривающий условия кредитования заемщиков с положительной кредитной историей по процентной ставке 17,9% годовых на сумму кредита от 20 000 до 1 500 000 рублей, утратил силу с 30.04.2014.

Таким образом, в рекламном буклете сообщаются не соответствующие действительности условия кредита.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

С учетом изложенного, в рекламе потребительского кредита «Кредиты наличными. Обретай реальность», распространявшемся в период с января по октябрь 2014 года во всех офисах ОАО «МТС-Банк», содержатся признаки нарушения пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 

5. Реклама банковских карт ОАО «МТС-Банк»: «МТС Деньги», «Студенческая», «Трансаэро – МТС Банк», «Топливная» распространялась с января по ноябрь 2014 г.

Реклама банковской карты «МТС Деньги» распространялась с марта по апрель 2014 года на федеральных телеканалах, в метрополитене г. Москвы посредством стикеров (35х15 см), в витринах офисов ОАО «МТС-Банк» посредством плакатов (1200х1200 мм, 1500х2000 мм, 2615х1825 мм, 1000х1500 мм, 2290х2640 мм), а также посредством плакатов и буклетов в офисах банка.

Реклама банковских карт «Студенческая» и «Топливная» распространялась с января по октябрь 2014 года посредством буклетов в офисах банка.

Реклама банковской карты  «Трансаэро – МТС Банк» распространялась с марта по октябрь 2014 года посредством буклетов в офисах банка.

 

Во всех рекламных материалах банковской карты «МТС Деньги» указывалось на возврат денежных средств в размере 3% годовых в случае оплаты покупок картой.

При этом рекламные изображения и тексты, в частности утверждение «Не важно, что Вы покупаете – 3% на мобильный Вам в подарок», дают основания потребителям полагать, что вознаграждение за использование карты «МТС Деньги» при оплате товаров и услуг будет начисляться во всех случаях.

Согласно пункту 8 Условий начисления и выплаты вознаграждений по картам ОАО «МТС-Банк» (приложение 2 к Общим условиям получения и использования банковских карт ОАО «МТС-Банк» с условиями кредитования счета (в ред. от 01.07.2014)) (далее - Условия) начисление вознаграждения не производится:

по операциям оплаты коммунальных услуг;

по операциям проведения предоплаченных и регулярных платежей в пользу операторов связи;

по операциям оплаты товаров и услуг в предприятиях торговли и сервиса, которые невозможно однозначно классифицировать по виду их деятельности, а также в предприятиях, оказывающих узкоспециализированные услуги;

по операциям, связанным с перечислением денежных средств на счета в других банках, или операциям с финансовых организациями;

по операциям, связанным с покупкой дорожных чеков, лотерейных билетов, ценных бумаг и драгоценных металлов;

по операциям в пользу страховых компаний и паевых фондов;

по операциям в казино, тотализаторах и иных игорных заведениях;

по операциям в пользу ломбардов;

по операциям пополнения электронных кошельков и приобретения предоплаченных карт;

по операциям получения наличных денежных средств;

по операциям оплаты государственных услуг – штрафы, сборы и др.

Согласно пункту 10 указанных Условий при совершении более 2-х операций в одном торгово-сервисном предприятии (ТСП) в течение одного календарного (с 9:00 до 23:00) дня вознаграждение за каждую последующую операцию, совершенную в течение этого же календарного дня, в данном ТСП, не выплачивается.

Таким образом, при оплате товаров и услуг картой «МТС Деньги» в ряде случаев клиент банка не получит обещанного в рекламе вознаграждения.

Однако сведений о данных ограничениях при начислении вознаграждений в рекламе не приводится, а также и не указывается источник получения таких сведений.

Согласно тарифу «50 Тариф ОАО «МТС-Банк» «МТС Деньги» (в ред. от 15.07.2014) максимальная сумма вознаграждения к выплате в течении месяца ограничена 3000 рублей, однако о данном существенном условии в рекламе не сообщается.

Вместе с тем информация о наличии перечня товаров и услуг, за приобретение которых клиенту не будет начислено вознаграждение в размере 3% от суммы покупки, максимальной сумме вознаграждения к выплате в течении месяца, а также об условиях, исключающих получение вознаграждения, является для потребителей существенной, поскольку ее отсутствие искажает смысл рекламной информации и вводит потребителей в заблуждение относительно условий вознаграждения при приобретении товаров с использованием карты «МТС Деньги».

Вознаграждение за совершение покупок и максимальный размер вознаграждения предусмотрено также при использовании банковских карт «Студенческая», «Трансаэро – МТС Банк», «Топливная». При этом максимальный размер вознаграждения за совершение покупок по соответствующей карте и начисление вознаграждения за совершенные покупки осуществляется в соответствии с указанными Условиями начисления и выплаты вознаграждений по картам ОАО «МТС-Банк» тарифами по банковским картам для клиентов – физических и юридических лиц.

О размере соответствующего вознаграждения сообщается в рекламе данных банковских продуктов, однако умалчивается об ограничениях при начислении вознаграждения.

Таким образом, в рекламе банковских карт «МТС Деньги», «Студенческая», «Трансаэро – МТС Банк», «Топливная» усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в связи с умолчанием части существенной информации об ограничениях по начислению вознаграждений за покупки, совершенные с использованием банковских карт.

 

В рекламе банковской карты «МТС Деньги», в частности в буклетах, указывается кредитный лимит – до 600000 рублей, и процентная ставка по кредиту – от 23 % годовых. При этом в сноске, поясняющей размер процентной ставки, сообщается о том, что процентная ставка по кредиту составляет 23, 35, 47, 55 % годовых.

Условие о кредитном лимите и процентной ставке по кредиту являются условиями, влияющими на полную стоимость кредита и расходы по нему, следовательно, в рекламе банковской карты «МТС Деньги» должны быть указаны все остальные условия, влияющие на полную стоимость кредита и расходы по нему в соответствии с требованиями пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Однако условия, на которых предоставляется или от которых зависит размер процентной ставки по кредиту 35, 47, 55 % годовых, в рекламе не сообщаются.

В рекламных буклетах кредитных карт «Топливная» и «Трансаэро – МТС Банк» при указании размера кредитного лимита и периода беспроцентного кредитования не указываются остальные условия, влияющие на полную стоимость кредита и расходы по нему, в частности не указывается процентная ставка по кредиту.

Таким образом, в рекламе банковских карт «МТС Деньги», «Студенческая», «Трансаэро – МТС Банк», «Топливная» усматриваются признаки нарушения части пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

 

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьями 5 и 28 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем указанной рекламы финансовых услуг является ОАО «МТС-банк» (юридический адрес: ул. Садовническая, д.75, г. Москва, 115035, ОГРН 1027739053704, ИНН 7702045051, КПП 775001001, дата регистрации 08.08.2002).

 

Руководствуясь частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 и частью 3 статьи 28, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей распространявшуюся с сентября по октябрь 2014 года посредством стикеров (размером 20х40 см и 30х40 см) в метрополитене г. Москвы, а также на рекламных конструкциях (щиты размером 6х3 м) в различных городах на территории Российской Федерации, в том числе в г. Москва, Екатеринбург, Новосибирск и пр. рекламу вклада «Горячий», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно, в данной рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях вклада, влияющих на сумму доходов, которую получат воспользовавшиеся услугами лица, что искажает содержание рекламы и потребители вводятся в заблуждение относительно условий вклада.

  2. Признать ненадлежащей распространявшуюся с января по октябрь 2014 г. посредством буклетов в офисах банка рекламу вклада «Вклады МТС-Банка. Рост под защитой», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно, в данной рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях вклада (размер процентной ставки), влияющих на сумму доходов, которую получат воспользовавшиеся услугами лица, что искажает содержание рекламы и потребители вводятся в заблуждение относительно условий вклада.

    1. Признать ненадлежащей распространявшуюся с января по октябрь 2014 года посредством буклетов во всех офисах ОАО «МТС-Банк» рекламу кредитов для малого бизнеса «Кредитование малого бизнеса. Стройте бизнес с нами» ОАО «МТС-Банк», поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно, в рекламном буклете сообщаются не соответствующие действительности условия кредита.

    2. Признать ненадлежащей рекламу банковских карт ОАО «МТС-Банк»: «МТС Деньги» «Студенческая», «Трансаэро – МТС Банк», «Топливная», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно, во всех рекламных материалах умалчивается часть существенной информации об ограничениях по начислению вознаграждений за покупки, совершенные с использованием банковских карт, а также не сообщаются все условия, влияющие на полную стоимость кредита и расходы по нему при указании части таких условий.

    3. Выдать ОАО «МТС-Банк» предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

    4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «МТС-Банк».

 

Решение изготовлено в полном объеме 17 февраля 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Связанные организации

Связанные организации не указаны