Решение №АК/6415/21 Решение по делу № 08/05/21-85/2020 в отношении реклама алко... от 1 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 08/05/21-85/2020

21 января 2021 г.                                                                                  г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <...>

рассмотрев материалы о распространении контекстной рекламы виски торговой марки Dewar's и магазина — продавца алкогольной продукции SimpleWine на канале <...> в видеороликах от 16.07.2020, 11.08.2020, 04.08.2020 и 14.08.2020 на сайте youtube.com,

в присутствии лиц, участвующих в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства рекламе: <...>,

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступило обращение гражданина с жалобой на рекламу виски торговой марки Dewar's, распространявшуюся на канале <...> в видеоролике от 16.07.2020 «Трамп одобрил кибератаку / Как остановить Эппл и Гугл? / Профессора растворили в кислоте» на сайте youtube.com (https://www.youtube.com/watch?v=vynjwRdqOa8&t) и в видеоролике от 11.08.2020 «Столкновения и беспорядки в Белоруссии / Ефремова госпитализировали из суда /Авиакатастрофа в Индии» (https://www.youtube.com/watch?v=7xlH5JEehYQ).

Кроме того, Комиссия ФАС России установила распространение рекламы магазина — продавца алкогольной продукции SimpleWine также на youtube-канале <...> на сайте youtube.com. в следующих выпусках видеороликов:

видеоролик от 04.08.2020 «В США закрывают Тик-Ток / Убитый Энди Картрайт / Возобновление авиасообщения из России» (https://www.youtube.com/watch?v=0L_bGTPNfls&t);

видеоролик от 14.08.2020 «Сверхзвуковой пассажирский самолет / Роспись ракет в гжель и хохлому / Девушка продала душу дьяволу» (https://www.youtube.com/watch?v=l3kGqSB-4BA&t) .

В видеоролике от 16.07.2020 с 5:05 минуты <...> сидит за столом, на котором стоит виски под торговой маркой Dewar's, делает себе напиток с виски, и сообщает:

«NASA и Япония договорились вместе осваивать Луну. Собственно говоря и Роскосмос после всех событий в области освоения космоса нервно курит в стороне. В этом месте надо просто расслабиться и смотреть как надо правильно сотрудничать странами. Сотрудничество между двумя разными странами ни раз приносило плоды, несмотря на противоположные культурные традиции и обычаи. Например, как этот шотландский виски с двойной выдержкой, который выдерживается в карибских ромовых бочках, что придает кокосовое послевкусие. США уже один раз покорили Луну, но как и этот напиток, они придерживаются правила «дважды — лучше», поэтому попытаются сделать это снова, в этот раз совместно с Японией. А получится ли это у них мы узнаем через пару лет».

В видеоролике от 11.08.2020 с 4:57 минуты <...> сидит за столом, на котором стоит виски под торговой маркой Dewar's, делает себе напиток с виски, и сообщает:

«Айфон превратился в платежный терминал. Компания Apple приобрела канадский стартап Mobeewave, который создал технологию, которая позволяет превратить смартфоны в мобильные платежные терминалы. Технология может применяться на любом смартфоне с чипом nfc, а такие чипы ставятся Эпплом во все айфоны, начиная с шестого. Если обычно такой чип в смартфоне позволяет платить с помощью привязанной карты, то решение канадской компании позволяет превратить смартфон в терминал для приема оплаты с карт или других смартфонов. Канадская технология и американский смартфон могут сделать жизнь удобнее и лучше. Ни раз в нашей истории коллаборации разных стран приносили плоды, даже несмотря на противоположные традиции и обычаи. Вот, например, как в этом восьмилетнем виски, где смешиваются, казалось бы, несмешиваемые страны и культуры - Шотландия и Карибы. Традиционный шотландский виски выдерживается в ромовых бочках, привезенных с Карибских островов, что и позволяет обрести виски приятное послевкусие с мягкими кокосовыми нотками. Этот виски превосходно вобрал в себя культуры обеих стран. Получится ли также изящно внедрить канадскую технологию в смартфоны? Будем надеяться».

В видеоролике от 14.08.2020 c 29:46 минут <...> сидит за столом, на котором стоят 10 бутылок вина различных производителей и обсуждает дизайн этикеток указанных вин. В конце обсуждения этикеток <...> сообщает: «Пейте вкусное красное хорошее вино. Переходите по ссылке на SimpleWine, где есть каталог, там тоже все это можно купить, и ориентируйтесь на хороший дизайн при выборе вина. Тогда у вас все в жизни будет замечательно».

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Сообщаемая на канале <...> в видеороликах от 16.07.2020 и 11.08.2020 информация о виски торговой марки Dewar's, а также в видеоролике от 14.08.2020 информация о продавце алкогольной продукции SimpleWine отвечает всем признакам рекламы и является рекламой виски торговой марки Dewar's и продавца алкогольной продукции SimpleWine.

Согласно пункту 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Исходя из положений указанных норм, на рекламу продавца алкогольной продукции распространяются требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы алкогольной продукции.

Следовательно, реклама виски торговой марки Dewar's и продавца алкогольной продукции «SimpleWine» не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Вместе с тем реклама виски торговой марки Dewar's и продавца алкогольной продукции SimpleWine распространяется на сайте youtube.com в сети Интернет.

С учетом изложенного в рекламе виски торговой марки Dewar's, распространявшейся в видеоролике от 16.07.2020 «Трамп одобрил кибератаку / Как остановить Эппл и Гугл? / Профессора растворили в кислоте» и в видеоролике от 11.08.2020 «Столкновения и беспорядки в Белоруссии / Ефремова госпитализировали из суда /Авиакатастрофа в Индии», в рекламе продавца алкогольной продукции SimpleWine, распространявшейся в видеоролике от 14.08.2020 «Сверхзвуковой пассажирский самолет / Роспись ракет в гжель и хохлому / Девушка продала душу дьяволу» на youtube-канале  <…> на сайте youtube.com, усматриваются признаки нарушения пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

В видеоролике от 04.08.2020 c 43:19 минут <...> рассказывает о своем споре с основателем винотек SimpleWine о дизайне помещений магазинов сети.

Согласно пояснениям <...>  в своем Telegram-канале дизайнер высказался о дизайне помещений магазинов сети SimpleWine, посчитав, что дизайну не хватает небольшой демократизации. В свою очередь основатель винотек SimpleWine на своей странице в социальной сети Facebook прокомментировал высказывание <...>, предложив ему показать конкретные решения по дизайну помещений магазинов сети и сделать народное голосование по итогам. В случае победы варианта <...>, основатель сети пообещал использовать предложенные идеи в винотеках и обеспечить дизайнера вином на год вперед. По итогам спора победил вариант <...>  В этой связи <...> считает, что сообщение о споре в видеоролике на его youtube-канале «Артемий Лебедев» не является рекламой продавца алкогольной продукции SimpleWine.

Комиссия ФАС России, проанализировав информацию о споре, сообщаемую в указанном видеоролике, и пояснения <...>, пришла к заключению, что информация о споре <...> с основателем винотек SimpleWine не отвечает всем признакам рекламы и не является рекламой продавца алкогольной продукции SimpleWine.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

Рекламораспространителем указанной рекламы является владелец youtube-канала «Артемий Лебедев» <...>.

Руководствуясь пунктом 8 части 2 статьи 21, пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-51 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», рекламу виски торговой марки Dewar's, распространявшуюся в видеоролике от 16.07.2020 «Трамп одобрил кибератаку / Как остановить Эппл и Гугл? / Профессора растворили в кислоте» на youtube-канале <...> на сайте youtube.com, поскольку реклама алкогольной продукции в сети Интернет запрещена.

2. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», рекламу виски торговой марки Dewar's, распространявшуюся в видеоролике от 11.08.2020 «Столкновения и беспорядки в Белоруссии / Ефремова госпитализировали из суда /Авиакатастрофа в Индии» на youtube-канале <...>  на сайте youtube.com, поскольку реклама алкогольной продукции в сети Интернет запрещена.

3. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», рекламу продавца алкогольной продукции SimpleWine, распространявшуюся в видеоролике от 14.08.2020 «Сверхзвуковой пассажирский самолет / Роспись ракет в гжель и хохлому / Девушка продала душу дьяволу» на youtube-канале <...> на сайте youtube.com, поскольку реклама алкогольной продукции в сети Интернет запрещена.

4. Выдать <...>. предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <...>.

Решение изготовлено в полном объеме 29 января 2021. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны