Письмо №КТ/7774/24 Определение о возбуждении и назначении к рассмотрению дела №... от 1 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 08/05/5-7/2024

и назначении дела к рассмотрению

«31» января 2024 г. г. Москва

Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, <...>, рассмотрев материалы по факту распространения в сентябре 2023 года года в эфире телеканалов рекламы финансовых услуг АО «Альфа-Банк» с информацией об отмене комиссии за эквайринг,

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступили обращения граждан с претензиями к рекламе финансовых услуг АО «Альфа-Банк» с информацией об отмене комиссии за эквайринг, распространявшейся в сентябре 2023 года в эфире телеканалов.

В аудиоряде рекламы сообщалось:

«Альфа-Банк первым в России отменил комиссию за эквайринг. Все платежи без комиссии с бесплатным счетом для бизнеса. Альфа-Банк — лучший банк для бизнеса.»

В видеоряде рекламы сообщалось:

«Первый в России эквайринг без комиссии. Бесплатный счет для бизнеса. Альфа- Банк лучший банк для бизнеса».

Рекламные сообщения сопровождаются поясняющими сносками:

- «Комиссия по эквайрингу 0% для оборота до 1 млн ₽ в месяц. Тариф 0% действует 3 месяца с даты подключения. Актуально до 30.09.2023 г. для новых клиентов ИП и ЮЛ. Первыми в России отменили комиссию за эквайринг — по версии banki.ru, 2023.»;

- «Тариф «Ноль за обслуживание», обслуживание счёта - 0 ₽. Переводы юрлицам и ИП: первые 3 перевода - 0 ₽, далее 99 ₽ за перевод. Переводы юрлицам и ИП внутри банка — 0₽, переводы физлицам - 2%-2,3% + 99 ₽ за перевод.»;

- «Лучший интернет-банк для ИП по версии Markswebb, 2022 г. АО «Альфа-Банк». ОГРН: 1027700067328, 107078, г.Москва, ул. Каланчевская, д.27. Ген.лицензия ЦБ РФ Nº 1326 от 16.01.2015 г. Реклама.»

Общая продолжительность демонстрации сносок в видеоролике составляет 10 секунд, а каждой сноски 3 секунды в кадре. При этом текст сносок выполнен мелким шрифтом белыми буквами на разноцветном сменяющемся фоне.

В рекламном ролике утверждается, что «Альфа-Банк — лучший банк для бизнеса».

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

В рассматриваемой рекламе отсутствует какой-либо конкретный критерий, по которому осуществляется сравнение банка АО «Альфа-Банк» с другими банками и который имеет объективное подтверждение того, что Альфа-Банк является лучшим банком для бизнеса.

При этом ссылка на мнение агентства Markswebb о превосходстве АО «Альфа-Банк» над иными банками: «Лучший интернет-банк для ИП по версии Markswebb», приведенное в поясняющей сноске трудным для восприятия способом в течение короткого времени, не может рассматриваться как критерий, по которому проводится сравнение и объективно подтверждающий преимущества банка АО «Альфа-Банк».

Соответственно, рекламное утверждение: «Альфа-Банк — лучший банк для бизнесасодержит некорректное сравнение рекламируемого продукта АО «Альфа-Банк» с продуктами других банков.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рекламном ролике озвучивается и крупным шрифтом указывается информация об отмене АО «Альфа-Банк» комиссии за эквайринг.

Вместе с тем в поясняющей сноске рассматриваемой рекламы указывается следующее: «Комиссия по эквайрингу 0% для оборота до 1 млн ₽ в месяц. Тариф 0% действует 3 месяца с даты подключения.»

При этом информация в поясняющей сноске размещалась в рекламном ролике трудным для восприятия способом в течение короткого времени, что говорит о недобросовестности рекламы.

Форма и время размещения текста поясняющих сносок не позволяют потребителям воспринять (прочитать) данный текст в полном объеме в отличие от информации об отсутствии комиссии за эквайринг, которая в рекламе приводится крупным шрифтом. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях использования данной финансовой услуги.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой финансовой услуги, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.

Соответственно, в рекламном ролике АО «Альфа-Банк» при указании информации об отмене комиссии за эквайринг умалчивается часть существенной информации о максимальной сумме оборота, при которой не начисляется комиссия за эквайринг, а также информации о сроке действия беспроцентного периода (Тариф 0% действует 3 месяца с даты подключения).

В рекламном ролике озвучивается и крупным шрифтом указывается информация о бесплатном счете для бизнеса АО «Альфа-Банк».

Вместе с тем в поясняющей сноске рассматриваемой рекламы указывается следующее: «Тариф «Ноль за обслуживание», обслуживание счёта - 0 ₽. Переводы юрлицам и ИП: первые 3 перевода - 0 ₽, далее 99 ₽ за перевод. Переводы юрлицам и ИП внутри банка — 0₽, переводы физлицам - 2%-2,3% + 99 ₽ за перевод.»

При этом информация в поясняющей сноске размещалась в рекламном ролике трудным для восприятия способом в течение короткого времени, что говорит о недобросовестности рекламы.

Форма и время размещения текста поясняющих сносок не позволяют потребителям воспринять (прочитать) данный текст в полном объеме в отличие от информации о бесплатном счете для бизнеса АО «Альфа-Банк», которая в рекламе приводится крупным шрифтом. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях использования данной финансовой услугой.

Соответственно, в рекламном ролике АО «Альфа-Банк» при указании информации о бесплатном счете для бизнеса умалчивается часть существенной информации о количестве бескомиссионных переводов по указанному счету (первые 3 перевода - 0 ₽, далее 99 ₽ за перевод.), категориях лиц, которым могут осуществляться бескомиссионные переводы (Переводы юрлицам и ИП внутри банка — 0₽, переводы физлицам - 2%-2,3% + 99 ₽ за перевод.).

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта и время показа информации, которая должна быть приведена в рекламе обязательно в силу закона, не свидетельствует о том, что размер шрифта и длительность показа такой информации может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

Таким образом, в рекламе финансовых услуг АО «Альфа-Банк» с информацией об отмене комиссии за эквайринг усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2, частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО «Альфа-Банк» (адрес: 107078, г. Москва, Каланчевская ул., д. 27, ИНН: 7728168971, ОГРН: 1027700067328 КПП: 770801001, дата регистрации: 24.02.1998).

На основании пункта 1 части 2, части 7 статьи 5, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛА:

  1. Возбудить производство по делу 08/05/5-7/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

  2. Признать лицами, участвующими в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

АО «Альфа-Банк» (адрес: 107078, г. Москва, Каланчевская ул., д. 27, ИНН: 7728168971, ОГРН: 1027700067328 КПП: 770801001, дата регистрации: 24.02.1998).

  1. Назначить дело № 08/05/5-7/2024 к рассмотрению на 21 февраля 2024 года в «15» часов «3минут по адресу: ул. Садовая-Кудринская, д. 11, каб. 207 КУБ (второй этаж), т. 8(499) 755-23-23 (вн. 088-397).

  2. АО «Альфа-Банк» надлежит в срок до 19 февраля 2024 года представить в ФАС России следующие документы и материалы:

копии учредительных документов АО «Альфа-Банк» (устав, свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельство ЕГРЮЛ и иные) с последующими изменениями;

копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора;

копии (образцы, макеты, записи на флеш-накопителях и пр.) рекламы финансовых услуг АО «Альфа-Банк» с информацией об отмене комиссии за эквайринг, распространяемой в эфире телеканалов в сентябре 2023 года;

копии платежных поручений и иных финансовых документов, на основании которых распространялась реклама финансовых услуг АО «Альфа-Банк» с информацией об отмене комиссии за эквайринг в эфире телеканалов в сентябре 2023 года;

информацию о масштабах (средствах и способах, периоде и территории распространения) рекламной кампании финансовых услуг АО «Альфа-Банк» с информацией об отмене комиссии за эквайринг в 2023 г.;

справку о полной стоимости рекламной компании за период рекламирования финансовых услуг АО «Альфа-Банк» с информацией об отмене комиссии за эквайринг в 2023 г.;

письменные объяснения по существу предъявляемых претензий и обстоятельствам проведения рекламной кампании.

Все документы и материалы должны быть надлежаще оформлены и заверены.

Явка представителей АО «Альфа-Банк», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, обязательна (для представителей организации - подлинная доверенность на представление интересов организации, в том числе по делу № 08/05/5-7/2024).

Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии и паспортные данные представителей необходимо в обязательном порядке сообщить заранее: для граждан Российской Федерации - за 1 день (по электронной почте <...>@fas.gov.ru или по телефону 8(499) 755-23-23 (вн. 088-397).

Лица, участвующие в деле, вправе ходатайствовать об участии в рассмотрении дела с использованием системы видео-конференц-связи. Ходатайство необходимо направить за пять рабочих дней до рассмотрения дела (на почту <...>@fas.gov.ru).

 

 

 

Председатель Комиссии

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны