Постановление №КТ/10353/23 Постановление по делу № 08/04/14.3-102/2022 в отношении ООО ... от 14 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 08/04/14.3-102/2022

об административном правонарушении

«09» февраля 2023 г.                                                                                          г. Москва

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Таукенова К.М., рассмотрев протокол и материалы дела № 08/04/14.3-102/2022 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ООО «В Контакте» (адрес: 191024, город Санкт-Петербург, Херсонская ул., д. 12-14 литер а, помещ. 1-н, ИНН: 7842349892, ОГРН: 1079847035179, КПП: 784201001, дата регистрации:19.01.2007),

УСТАНОВИЛА:

В мае — июне 2022 года в социальной сети «ВКонтакте» распространялась реклама рецептурного лекарственного препарата с международным непатентованным наименованием «Метформин» (далее — лекарственный препарат с МНН «Метформин»).

В рекламе используется изображение упаковки лекарственного препарата с МНН «Метформин» и сообщается:

«Apteka.RU

Реклама•Приложение•12+

Дешевле, чем в магазине. Скидки до -40%.

Быстрая доставка. Скачивай!

apteka.ru -20% на первый заказ

Таблетки пролонгированного действия 500 мг

Метформин лонг

30 таблеток

Цена сегодня от 183 р.

Обычная цена от 230 р.

*Зарегистрируйся на apteka.ru с 01.04.2022 по 30.06.2022 получи скидку 20% на первый заказ Apteka ru - сервис заказа лекарств и других товаров аптечного ассортимента. Покупка заказа производится непосредственно в одной из 20 000 аптек-партнеров. Реклама. Не является публичной офертой. 18+ Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста.»

В Государственном реестре лекарственных средств (далее - ГРЛС) зарегистрировано 79 лекарственных препаратов с МНН «Метформин» под различными торговыми наименованиями, в частности, «Глюкофаж Лонг», «Глюкофаж», «Метформин Лонг» и пр.

Согласно информации ГРЛС все зарегистрированные препараты с МНН «Метформин» являются рецептурными лекарственными препаратами.

При данных обстоятельствах объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является рецептурный лекарственный препарат с МНН «Метформин».

Согласно части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Из указанной нормы следует, что распространение рекламы рецептурного лекарственного препарата в сети Интернет не допускается.

В рассматриваемой рекламе интернет-аптеки Apteka.ru с предложением к продаже лекарственного препарата с МНН «Метформин» демонстрируется упаковка препарата и сообщаются потребительские свойства. При этом композиционное оформление изображенной в рекламе упаковки лекарственного препарата с МНН «Метформин» сходно с оформлением упаковки рецептурного лекарственного препарата «Глюкофаж Лонг», широко представленного в продаже.

Дизайн упаковок рекламируемого препарата с МНН «Метформин» и рецептурного лекарственного препарата «Глюкофаж Лонг» обладает очевидным сходством.

Упаковки обоих препаратов обладают идентичными характерными чертами – совпадающие форма и размер, общее композиционное и цветовое решение, идентичный шрифт и цвет для обозначения наименований, использование совпадающих изобразительных элементов - полукруглая эмблема оранжево-красного цвета со словом «Лонг». На обеих упаковках нанесено международное непатентованное наименование препарата - «Метформин».

Единственное отличие заключается в том, что на упаковку препарата, обращающегося на рынке, нанесено также его торговое наименование «Глюкофаж Лонг» и наименование производителя, в то время как на изображении упаковки, использованной в рекламе, данные сведения скрыты за размывающей ретушью. Однако в целом такое отличие не способно должным образом повлиять на различительную способность упаковок при восприятии их потребителями рекламы и не влияет на общее восприятие упаковок, как сходных до степени смешения.

С учетом изложенного можно заключить, что упаковка препарата с указанием торгового наименования «Глюкофаж Лонг» и его МНН «Метформин» и упаковка рекламируемого препарата МНН «Метформин» со скрытым торговым наименованием сходны до степени смешения, а использованные на данных упаковках словесные и цифровые обозначения характеризуются определенным сходством между собой и практически тождественны.

В этой связи рекламируемый препарат с МНН «Метформин» ассоциируется с рецептурным лекарственным препаратом «Глюкофаж Лонг», соответственно рассматриваемая реклама является рекламой рецептурного лекарственного препарата «Глюкофаж Лонг», реклама которого ограничена в силу части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

С учетом изложенного в рекламе рецептурного лекарственного препарата «Глюкофаж Лонг», распространяемой в социальной сети «ВКонтакте» в мае — июне 2022 года, содержатся признаки нарушения части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

АО НПК «Катрен» в своих пояснениях указывает на то, что в рекламе не указывается на симптомы, показания, и иные индивидуализирующие препарат характеристики, соответственно в рекламе отсутствует информация, позволяющая ассоциировать задействованный в рекламе макет упаковки лекарственного препарата с конкретным лекарственным препаратом - препаратом «Глюкофаж Лонг».

АО НПК «Катрен» представило в материалы дела социологическое исследование Центра маркетинговых исследований «ИнфоСкан», объектом исследования которого являлся вопрос о степени узнаваемости упаковки лекарственного препарата в рассматриваемой рекламе.

Согласно материалам исследования на вопрос: «Скажите, пожалуйста, Вы знаете, какой препарат здесь изображен?» (с демонстрацией рекламного макета), 21,8 % респондентов положительно ответили на данный вопрос.

При этом среди всех опрошенных, которым была показана рассматриваемая реклама, 3,4 % респондентов назвали торговое наименование лекарственного препарата «Глюкофаж Лонг», непосредственно ассоциировав изображенную в рекламе упаковку с рецептурным лекарственным препаратом «Глюкофаж Лонг».

Среди тех респондентов, кто назвал торговое наименование лекарственного препарата — «Глюкофаж Лонг», 76,3 % знаком с данным препаратом через опыт использования (собственный или своего окружения) по назначению врача.

С учетом особенностей отпуска рецептурных лекарственных средств, рекламируемый рецептурный препарат отсутствует в свободной выкладке. Соответственно опрошенные респонденты узнали препарат по характерным чертам, присущим дизайну его упаковки, таким как: общее композиционное и цветовое решение упаковки препарата, шрифт для обозначения наименования и текстов на упаковке, форма и цвет изобразительных элементов - полукруглая эмблема оранжево-красного цвета со словесным обозначением «Лонг», указание международного непатентованного наименования препарата - «Метформин».

При данных обстоятельствах результаты исследования свидетельствуют об узнаваемости лекарственного препарата «Глюкофаж Лонг» и его упаковки потребителями при восприятии рекламных текстов и изображений, соответственно являются относимыми и достаточными доказательствами события нарушения части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

Таким образом представленное социологическое исследование не является доказательством, опровергающим доводы о том, что рассматриваемая реклама является рекламой рецептурного лекарственного препарата «Глюкофаж Лонг», реклама которого ограничена в силу части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

Согласно частям 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем рекламы является ООО «В Контакте» (адрес: 191024, город Санкт-Петербург, Херсонская ул., д. 12-14 литер а, помещ. 1-н, ИНН: 7842349892, ОГРН: 1079847035179, КПП: 784201001, дата регистрации:19.01.2007).

Согласно пояснениям ООО «В Контакте» реклама рецептурного лекарственного препарата «Глюкофаж Лонг» была размещена через сервис VK Реклама (https://ads.vk.com/), владельцем которого является ООО «ВК», сайт «ВКонтакте» является исключительно местом размещения, выбранным для размещения рекламы рецептурного лекарственного препарата «Глюкофаж Лонг» через сервис VK Реклама, соответственно ООО «В Контакте» не является рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

Вместе с тем из пояснений ООО «В Контакте» следует, что между ООО «В Контакте» и ООО «ВК» заключен договор на распространение рекламы в социальной сети «ВКонтакте» посредством сервиса VK, общество предоставило сервису VK Реклама место для размещения рекламы рецептурного лекарственного препарата «Глюкофаж Лонг» на сайте «ВКонтакте».

Таким образом, ООО «В Контакте» осуществило распространение рекламы рецептурного лекарственного препарата «Глюкофаж Лонг» определенным способом, в определенной форме (в виде рекламного объявления, размещенного в ленте социальной сети «ВКонтакте») и с использованием принадлежащих ему программных средств, а также средств сервиса VK Реклама.

Соответственно ООО «В Контакте» по определению закона является рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, а доводы об отсутствии у него статуса рекламораспространителя не основаны на нормах права и действительных обстоятельствах дела.

В соответствии с частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

ООО «В Контакте» имело возможность для соблюдения требований законодательства о рекламе, однако обществом не были приняты меры по соблюдению его требований.

Таким образом, установлена вина ООО «В Контакте» в нарушении законодательства о рекламе при распространении рекламы рецептурного лекарственного препарата «Глюкофаж Лонг» в социальной сети «ВКонтакте».

Срок давности привлечения ООО «В Контакте» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Руководствуясь частью 8 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛА:

1. ООО «В Контакте» (адрес: 191024, город Санкт-Петербург, Херсонская ул., д. 12-14 литер а, помещ. 1-н, ИНН: 7842349892, ОГРН: 1079847035179, КПП: 784201001, дата регистрации:19.01.2007) меры административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 200 000 рублей.

2. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:

Получатель

УИН 16100500000001592647

ИНН 7703516539 КПП 770301001

Межрегиональное операционное УФК (для ФАС России л/с 04951001610)

ОКТМО 45380000

Банк получателя

Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное

УФК г. Москва

Номер счета банка получателя (номер единого казначейского счета)

40102810045370000002

Номер счета получателя (номер казначейского счета)

03100643000000019500

БИК 024501901

КБК 16111601141010003140

 

Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В трёхдневный срок со дня уплаты штрафа просьба представить в Федеральную антимонопольную службу надлежащим образом заверенные копии платёжных документов (по электронной почте: <...>, delo@fas.gov.ru).

 

Заместитель руководителя                                                       

К.М. Таукенова

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "В КОНТАКТЕ"
ИНН 7842349892, ОГРН 1079847035179