Определение №КТ/91878/23 Определение о возбуждении дела № 08/05/28-86/2023 в отношени... от 3 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела 08/05/28-86/2023

и назначении дела к рассмотрению

«31» октября 2023 г. г. Москва

Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, <...>, рассмотрев материалы по факту распространения рекламы кредита по ставке от 4,5 % годовых АО «Альфа-Банк» 30.10.2022 в эфире телеканала «МАТЧ ТВ»,

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступило обращение гражданина с претензиями к рекламе кредита по ставке от 4,5 % годовых АО «Альфа-Банк», распространявшейся 30.10.2022 в эфире телеканала «МАТЧ ТВ» посредством двух рекламных роликов.

1. Рекламный ролик хронометражем 15 секунд.

В аудиоряде рекламы сообщается:

«Такой низкой ставки еще не было! Кредит в Альфа-Банке от 4,5%. Получите деньги уже сегодня. Альфа-Банк - лучший мобильный банк».

В видеоряде рекламы сообщается:

«Кредит в Альфа-Банке от 4,5%. Получите деньги сегодня. Лучший мобильный банк».

Рекламный ролик сопровождается поясняющей сноской на 4% площади кадра из четырех следующих друг за другом частей:

- с 1 по 3 секунду: «В АО «Альфа-Банк» за весь период выдачи кредитов. Ставка от 4,5% до 25,99% годовых определяется индивидуально и действительна на весь срок кредита. Предложение действительно с 26.09.2022»;

- с 3 по 7 секунду: по 31.10.2022. Неустойка за просрочку платежа — 0,1% за каждый день просрочки. Сумма кредита — от 50 000 руб. до 7 500 000 руб., срок действия кредитного договора — 12, 24, 36, 60 мес.»;

- с 6 по 10 секунду: «(определяется индивидуально). Подробнее на alfabank.ru. Не является офертой. Банк имеет право изменить срок действия предложения или отказать в предоставлении кредита»;

- с 10 по 15 секунду: «Лучший мобильный банк по версии Markswebb. АО «Альфа-Банк». Ген. лицензия ЦБ РФ № 1326 от 16.01.2015».

В рекламном ролике сноска представлена в виде нескольких частей, следующих друг за другом в кадрах видеоряда. Продолжительность размещения всей сноски в видеоролике составляет 15 секунд, а каждой её части в кадре — 3‑4 секунды. Текст сносок выполнен мелким шрифтом белыми буквами.

2. Рекламный ролик хронометражем 5 секунд.

В аудиоряде рекламы сообщается:

«Оформите в Альфа-Банке кредит от 4,5%».

В видеоряде рекламы сообщается:

«Кредит в Альфа-Банке от 4,5%».

Рекламный ролик сопровождается поясняющей сноской на 6% площади кадра:

«В АО «Альфа-Банк» за весь период выдачи кредитов. Ставка от 4,5% до 25,99% годовых определяется индивидуально и действительна на весь срок кредита. Предложение действительно с 26.09.2022 по 31.10.2022. Неустойка за просрочку платежа — 0,1% за каждый день просрочки. Сумма кредита — от 50 000 руб. до 7 500 000 руб., срок действия кредитного договора — 12, 24, 36, 60 мес. (определяется индивидуально). Подробнее на alfabank.ru. Не является офертой. Банк имеет право изменить срок действия предложения или отказать в предоставлении кредита. АО «Альфа-Банк». Ген. лицензия ЦБ РФ № 1326 от 16.01.2015».

В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

К условиям, определяющим стоимость кредита для заёмщика, относятся сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заёмщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.

В рекламе кредита крупным шрифтом указывается и озвучивается голосовым сообщением привлекательная для потребителя информация о процентной ставке по кредиту от 4,5%, то есть сообщается одно из условий, влияющих на стоимость кредита.

Вместе с тем текст с иными условиями кредита, влияющими на стоимость кредита и возможность его получения, такими как сумма кредита, срок кредита, зависимость процентной ставки от суммы и срока кредита и пр., размещался в рекламных видеороликах в поясняющих сносках трудным для восприятия способом в течение короткого времени, что говорит о недобросовестности рекламы.

Форма и время размещения текста поясняющих сносок не позволяют потребителям воспринять (прочитать) данный текст в полном объеме в отличие от информации о выгодной процентной ставке в размере от 4,5 %, которая в рекламе приводится крупным шрифтом, а также озвучивается закадровым голосом. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях кредита, определяющих стоимость кредита.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой финансовой услуги, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.

Соответственно, в рекламе кредита при указании одного из условий, влияющих на стоимость кредита, умалчиваются остальные такие условия.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта и время показа информации, которая должна быть приведена в рекламе обязательно в силу закона, не свидетельствует о том, что размер шрифта и длительность показа такой информации может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

Таким образом, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения части 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В рекламном ролике утверждается, что «Альфа-Банк — лучший мобильный банк».

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

В рассматриваемой рекламе отсутствует какой-либо конкретный критерий, по которому осуществляется сравнение мобильного банка АО «Альфа-Банк» с другими банками и который имеет объективное подтверждение того, что Альфа-Банк является лучшим мобильным банком.

При этом ссылка на мнение агентства Markswebb о превосходстве АО «Альфа-Банк» над иными банками: «Лучший мобильный банк по версии Markswebb», приведенное в поясняющей сноске трудным для восприятия способом в течение короткого времени, не может рассматриваться как критерий, по которому проводится сравнение и объективно подтверждающий преимущества мобильного банка АО «Альфа-Банк».

Соответственно, рекламное утверждение: «Альфа-Банк — лучший мобильный банк.» содержит некорректное сравнение рекламируемого продукта АО «Альфа-Банк» с продуктами других банков.

Таким образом, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2, частью 7 статьи 5, частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО «Альфа-Банк» (адрес: 107078, г. Москва, Каланчевская ул., д. 27, ИНН: 7728168971, ОГРН: 1027700067328 КПП: 770801001, дата регистрации: 24.02.1998).

На основании пункта 1 части 2, части 7 статьи 5, части 3 статьи 28, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛА:

  1. Возбудить производство по делу 08/05/28-86/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

  2. Признать лицами, участвующими в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

АО «Альфа-Банк» (адрес: 107078, г. Москва, Каланчевская ул., д. 27, ИНН: 7728168971, ОГРН: 1027700067328 КПП: 770801001, дата регистрации: 24.02.1998).

  1. Назначить дело 08/05/28-86/2023 к рассмотрению на 30 ноября 2023 года в «14» часов «3минут по адресу: ул. Садовая-Кудринская, д. 11, каб. 204 КУБ (второй этаж), т. 8(499) 755-23-23 (вн. 088-474).

  2. АО «Альфа-Банк» надлежит в срок до 24 ноября 2023 года представить в ФАС России следующие документы и материалы:

копии учредительных документов АО «Альфа-Банк» (устав, свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельство ЕГРЮЛ и иные) с последующими изменениями;

копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора;

копии (образцы, макеты, записи на флеш-накопителях и пр.) рекламы кредита по ставке от 4,5 % годовых АО «Альфа-Банк», распространявшейся 30.10.2022 года в эфире телеканала «МАТЧ ТВ»;

копии платежных поручений и иных финансовых документов, на основании которых распространялась реклама кредита по ставке от 4,5 % годовых АО «Альфа-Банк» 30.10.2022 года в эфире телеканала «МАТЧ ТВ»;

информацию о масштабах (средствах и способах, периоде и территории распространения) рекламной кампании кредита по ставке от 4,5 % годовых в 2023 г., в том числе, информация о периоде распространения рассматриваемой рекламы кредита по ставке от 4,5 % в эфире телеканалов;

справку о полной стоимости рекламной компании за период рекламирования кредита по ставке от 4,5 % годовых в 2023 г.;

письменные объяснения по существу предъявляемых претензий и обстоятельствам проведения рекламной кампании.

Все документы и материалы должны быть надлежаще оформлены и заверены.

Явка представителей АО «Альфа-Банк», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, обязательна (для представителей организации - подлинная доверенность на представление интересов организации, в том числе по делу № 08/05/28-86/2023).

Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии и паспортные данные представителей необходимо в обязательном порядке сообщить заранее: для граждан Российской Федерации - за 1 день (по электронной почте sirazutdinova@fas.gov.ru или по телефону 8(499) 755-23-23 (вн. 088-474).

Лица, участвующие в деле, вправе ходатайствовать об участии в рассмотрении дела с использованием системы видео-конференц-связи. Ходатайство необходимо направить за пять рабочих дней до рассмотрения дела (на почту sirazutdinova@fas.gov.ru).

 

 

 

Председатель Комиссии

<...>


 

Связанные организации

АО "Альфа-Банк"
ИНН 7728168971, ОГРН 1027700067328