Решение №08/118945/22 Решение по делу № 08/05/28-83/2022 по факту распространения ... от 30 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 08/05/28-83/2022

«23» декабря 2022 г.                                                                 г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>,

рассмотрев материалы по факту распространения в марте - апреле 2022 года на центральных телеканалах рекламы накопительного счета «Сейф» (вклада) Банка ВТБ (ПАО) по ставке от 21 %,

в присутствии лиц, участвующих в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства рекламе:

рекламодатель — Банк ВТБ (ПАО) (адрес: 191144, г. Санкт-Петербург, Дегтярный пер., д. 11 лит. А, ОГРН: 1027739609391, ИНН: 7702070139, КПП: 784201001, дата регистрации: 17.10.1990) — <...>,

УСТАНОВИЛА:

В марте - апреле 2022 года на центральных телеканалах распространялась реклама накопительного счета «Сейф» (вклада) Банка ВТБ (ПАО) по ставке от 21 %.

В рекламном видеоролике накопительного счета «Сейф» (вклада) Банка ВТБ (ПАО) сообщается:

<...>

На протяжении всего сюжета реклама сопровождается пятью поясняющими сносками, следующими друг за другом, каждая продолжительностью 4-5 секунд:

<...>

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

К условиям, влияющим на сумму доходов по вкладу относятся сумма банковского вклада, срок банковского вклада, проценты по вкладу, порядок снятия денежных средств со счета по вкладу и его пополнения и иные условия.

В рекламе накопительного счета «Сейф» (вклада) Банка ВТБ (ПАО) крупным шрифтом указывается привлекательная для потребителя процентная ставка (от 21 % годовых).

Текст с иными условиями вклада, влияющими на сумму доходов, которую получат вкладчики, такими как:

<...>,

размещался в рекламном видеоролике в поясняющих сносках трудным для восприятия способом мелким нечитаемым шрифтом в течение короткого времени, что говорит о недобросовестности рекламы.

Форма и время размещения текста поясняющих сносок не позволяют потребителям воспринять (прочитать) данный текст в отличие от информации о размере процентной ставки по накопительному счету и возможности повышения собственного дохода, которая в рекламе приводится крупным шрифтом, а также озвучивается диктором. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях накопительного счета, определяющих размер счета и влияющих на его доходность.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой финансовой услуги, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.

Таким образом, в рекламе накопительного счета «Сейф» (вклада) Банка ВТБ (ПАО) при указании одного из условий, влияющих на доходность вклада (процентной ставки 21 % годовых), умалчиваются остальные такие условия.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта информации, которая должна быть приведена в рекламе обязательно в силу закона, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

Таким образом, в рекламе накопительного счета «Сейф» (вклада) Банка ВТБ (ПАО), распространявшейся в эфире центральных телеканалов в марте - апреле 2022 года, усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28, а также части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является Банк ВТБ (ПАО) (адрес: 191144, г. Санкт-Петербург, Дегтярный пер., д. 11 лит. А, ОГРН: 1027739609391, ИНН: 7702070139, КПП: 784201001, дата регистрации: 17.10.1990).

Руководствуясь частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 2 части 2 статьи 28, часть 7 статьи 5, Федерального закона «О рекламе», рекламу накопительного счета «Сейф» (вклада) Банка ВТБ (ПАО), поскольку в данной рекламе при указании одного из условий, влияющих на доходность вклада (процентной ставки 21 % годовых), умалчиваются остальные такие условия, и соответственно умалчивается часть существенной информации об условиях вклада, влияющих на сумму доходов, которую получат воспользовавшиеся услугами лица, что искажает содержание рекламы и потребители вводятся в заблуждение относительно условий вклада.

2. Выдать Банку ВТБ (ПАО) (адрес: 191144, г. Санкт-Петербург, Дегтярный пер., д. 11 лит. А, ОГРН: 1027739609391, ИНН: 7702070139, КПП: 784201001, дата регистрации: 17.10.1990) предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Банка ВТБ (ПАО).

 

Решение изготовлено в полном объеме 27 декабря 2022. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Банк ВТБ (ПАО)
ИНН 7702070139, ОГРН 1027739609391