Решение №08/14611/24 Решение по делу 08/05/5-92/2023 реклама банка "Альфа-Банк" (... от 22 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 08/05/5-92/2023

 

21 февраля 2024 г.                                                                               г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместитель председателя Комиссии:

<...>,

Члены Комиссии:

<...>,

<...>,

<...>,

рассмотрев материалы о распространении в 2022 году на федеральных телеканалах рекламы банка АО «Альфа-Банк»,

в отсутствии лиц, участвующих в деле:

лицо, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

АО «Альфа-Банк» (адрес: 107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 27, ИНН: 7728168971; ОГРН: 1027700067328) — уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились,

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступили обращения граждан с претензиями к распространявшейся в 2023 году рекламе банка АО «Альфа-Банк».

В аудиоряде рекламы сообщается:

«Самый длинный льготный период в стране по кредитной карте Альфа Банка. Вечное бесплатное обслуживание и кэшбэк 100% за первую покупку. Альфа-Банк — лучший мобильный банк».

В видеоряде рекламы сообщается:

«Кредитная карта год без %».

Рекламное сообщение сопровождается поясняющей сноской:

- «Credit - кредитная карта. Длительность БП по данным исследования banki.ru. Беспроцентный период (БП) 365 дней начинается с дня после 1-й покупки и распространяется на покупки, совершенные в периоде = 30 дней после заключения ДС о БП (далее- период)»

- «Credit - кредитная карта. После окончания периода, БП 100 дней. % ставка 11,99% - 69,99% годовых лимит кредитования 5000 — 500000 р (индивидуально). Кэшбэк 1000 р. За первую покупку от 1000 р»

- «Акция с 14.11.22 по 31.12.22. Не оферта. Подробнее: alfabank.ru АО «Альфа Банк». Ген. Лицензия ЦБ РФ № 1326 от 16.01.2015 г. Лучший мобильный банк по версии Markswebb»

В рекламном ролике сноска представлена в виде трех частей, следующих друг за другом в кадре видеоролика. Общая продолжительность сноски в видеоролике составляет 20 секунд, а каждой из её части - 5-8 секунд в кадре. При этом текст сносок выполнен мелким не читаемым шрифтом.

В рекламном ролике утверждается, что «Альфа-Банк — лучший мобильный банк.»

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

В рассматриваемой рекламе отсутствует какой-либо конкретный критерий, по которому осуществляется сравнение мобильного банка АО «Альфа-Банк» с другими банками и который имеет объективное подтверждение того, что Альфа-Банк является лучшим мобильным банком.

При этом ссылка на мнение агентства Markswebb о превосходстве АО «Альфа-Банк» над иными банками: «Лучший мобильный банк по версии Markswebb», приведенное в поясняющей сноске трудным для восприятия способом в течение короткого времени, не может рассматриваться как критерий, по которому проводится сравнение и объективно подтверждающий преимущества мобильного банка АО «Альфа-Банк».

Соответственно, рекламное утверждение: «Альфа-Банк — лучший мобильный банк» содержит некорректное сравнение рекламируемого продукта АО «Альфа-Банк» с другими банками.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рекламном ролике озвучивается и крупным шрифтом указывается информация о предоставлении кэшбэка 100% за первую покупку.

Вместе с тем в поясняющей сноске рассматриваемой рекламы указывается следующее: «Кэшбэк 1000 р. За первую покупку от 1000 р».

Также в рекламном ролике крупным шрифтом указывается: «Кредитная карта год без %».

Вместе с тем в поясняющей сноске рассматриваемой рекламы указывается следующее: «Беспроцентный период (БП) 365 дней начинается с дня после 1-й покупки и распространяется на покупки, совершенные в периоде = 30 дней после заключения ДС о БП (далее- период)».

При этом информация в поясняющей сноске размещалась в рекламном ролике трудным для восприятия способом в течение короткого времени, что говорит о недобросовестности рекламы.

Форма и время размещения текста поясняющих сносок не позволяют потребителям воспринять (прочитать) данный текст в полном объеме в отличие от информации о предоставлении 100% кэшбэка за первую покупку, а также информации о беспроцентном обслуживании кредитной карты, которая в рекламе приводится крупным шрифтом. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях получения кэшбэка и о беспроцентном обслуживании кредитной карты.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой финансовой услуги, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.

Соответственно, в рекламном ролике АО «Альфа-Банк» при указании информации о предоставлении кэшбэка 100% за первую покупку умалчивается часть существенной информации о максимальной сумме получения кэшбэка (1000 р.), а также о минимальной сумме совершения первой покупки (от 1000 р.).

Также в рекламном ролике АО «Альфа-Банк» при указании информации: «Кредитная карта год без %» умалчивается часть существенной информации об условиях получения беспроцентного периода.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта и время показа информации, которая должна быть приведена в рекламе обязательно в силу закона, не свидетельствует о том, что размер шрифта и длительность показа такой информации может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

Таким образом, в рекламе кредитной карты АО «Альфа-Банк» усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2, 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО «Альфа-Банк» (адрес: 107078, г. Москва, Каланчевская ул., д. 27, ИНН: 7728168971, ОГРН: 1027700067328 КПП: 770801001, дата регистрации: 24.02.1998).

Согласно письменным пояснения АО «Альфа-Банк», рассматриваемая реклама банка «Альфа-Банк», в которой сообщалось: «Самый длинный льготный период в стране по кредитной карте Альфа Банка. Вечное бесплатное обслуживание и кэшбэк 100% за первую покупку. Альфа-Банк — лучший мобильный банк» распространялась в 2022 году. В 2023 году рассматриваемая реклама не распространялась.

При этом в ходе рассмотрения дела 08/05/5-92/2023 было установлено, что в 2023 году распространялась иная реклама АО «Альфа-Банк», объектом рекламирования которой выступает аналогичный продукт — «кредитная карта банка Альфа-Банк год без %», в которой могут усматриваться признаки нарушения законодательства о рекламе, оценка которой может быть дана антимонопольным органом в отдельном порядке.

Руководствуясь пунктом 1 части 2, части 7 статьи 5, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 1 части 2, часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», рекламу дебетовой карты АО «Альфа-Банк», распространявшуюся в 2022 года на федеральных телеканалах, поскольку в рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях использования кредитной карты, а также о самом банке АО «Альфа-Банк».

2. Не выдавать АО «Альфа-Банк» (107078, г. Москва, ул. Каланчевская, 27, ОГРН: 1027700067328, Дата присвоения ОГРН: 26.07.2002, ИНН: 7728168971) предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе», поскольку рассматриваемая в рамках данного дела реклама в настоящее время не распространяется.

Решение изготовлено в полном объеме 22 февраля 2024 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


 

Заместитель председателя Комиссии <...>

 

Члены Комиссии:<...>

 

<...>

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны