Определение №АК/40091/13 Определение о возбуждении производства по делу № 3-5-82/00-0... от 14 октября 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о возбуждении производства по делу № 3-5-82/00-08-13

по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

14 октября                                                                                                 г. Москва

Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Кашеваров А.Б., рассмотрев материалы о распространении ООО «Изварино-Фарма» рекламы лекарственного средства «Голдлайн» и БАД «Голдлайн Лайт» на сайте www.gold-line.su,

УСТАНОВИЛ:

В ФАС России поступило заявление Компании с ограниченной ответственностью «ПРОМОМЕД» (США), имеющей на территории Российской Федерации Представительство (далее – Компания «ПРОМОМЕД»), о признаках нарушения законодательства о рекламе в рекламе рецептурного лекарственного средства «Голдлайн» и БАД «Голдлайн Лайт».

Реклама лекарственного средства «Голдлайн» распространялась в марте 2013 г. в виде рекламного баннера на каждой интернет-странице сайта http://www.gold-line.su.

Как следует из представленного заявителем протокола осмотра интернет-сайта, составленного нотариусом города Москвы Ковалевой С.Н. (реестровый № 3-1485), по состоянию на 21 марта 2013 года на интернет-странице по адресу http://www.gold-line.su/content/?id=144880 размещался рекламный банер лекарственного средства «Голдлайн» и рекламная статья под заголовком «Что можно купить в аптеке».

В рекламном банере приводится изображение упаковок лекарственного средства «Голдлайн» и утверждение: «Что поможет похудеть. Голдлайн», а в рекламной статье проводится сравнение лекарственного средства «Голдлайн» дистрибьютором которого на территории Российской Федерации является ООО «Изварино Фарма», с лекарственным средством «Редуксин», которое на территории Российской Федерации зарегистрировано Компанией «ПРОМОМЕД».

Согласно Инструкции по применению лекарственного препарата «Голдлайн», регистрационный № ЛСР-005820/09, в состав препарата «Голдлайн» входит сибутрамина гидрохлорида моногидрат, 10 мг, 15 мг, условия отпуска из аптек: по рецепту.

В соответствии с п. 2.2. Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785, лекарственные средства, содержащие сибутрамин, отпускаются аптечными учреждениями (организациями) по рецептам врачей.

Таким образом, препарат «Голдлайн» является рецептурным лекарственным средством.

Согласно части 8 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Таким образом, в рекламе рецептурного лекарственного средства «Голдлайн», распространявшейся в марте 2013 г. на сайте http://www.gold-line.su, усматриваются признаки нарушения части 8 статьи 24 Закона о рекламе.

С июля 2013 г. размещенный на интернет-сайте по адресу http://www.gold-line.su/content/?id=144880 рекламный баннер рецептурного лекарственного средства «Голдлайн» изменен. Прежнее изображение упаковок рецептурного лекарственного средства «Голдлайн» заменено на изображение упаковки препарата под названием «Голдлайн Лайт», который является биологически активной добавкой к пище (БАД) (свидетельство о государственной регистрации № RU.77.99.11.003.Е.001687.03.13 от 01.03.2013).

В рекламном банере БАДа «Голдлайн Лайт» демонстрация упаковки БАДа сопровождается следующими утверждениями: «Что поможет похудеть. Голдлайн Лайт», «Скинь лишнее или мы вернем деньги. Узнай условия акции», «Теперь похудеть стоит на 30% дешевле». Данные утверждения сопровождаются изображениями девушек до и после применения препарата. Указанные рекламные баннеры размещены на каждой странице интернет-сайта www.gold-line.su.

При этом рекламное утверждение: «Что поможет похудеть» в рекламных банерах лекарственного средства «Голдлайн» и БАДа «Голдлайн Лайт» остались без изменений.

Вместе с тем, в названиях рецептурного лекарственного средства «Голдлайн» и БАДа «Голдлайн Лайт» использовано одно и то же слово «Голдлайн», различие состоит только в использовании обозначения «Лайт» в названии БАДа.

Упаковки рецептурного лекарственного средства «Голдлайн» и БАДа «Голдлайн Лайт» не различаются между собой шрифтом и размером шрифта написания названий, расположением надписей на упаковке, а также иными элементами изобразительного оформления упаковок, в том числе использованными в оформлении цветами.

Так, в упаковке лекарственного средства «Голдлайн» бордовый цвет используется для оформления нижней части упаковки, а белый - верхней, цветовые зоны отделены изогнутой линией золотистого цвета. В упаковке БАДа «Голдлайн Лайт» используется аналогичное цветовое сочетание и дизайнерское решение в зеркальном отображении. На обеих упаковках в верхнем левом углу используются абсолютно идентичные изображения силуэта девушки золотистого цвета.

Таким образом, упаковки БАДа «Голдлайн Лайт» и рецептурного лекарственного средства «Голдлайн» сходны до степени смешения.

При этом на лицевой стороне упаковки БАДа «Голдлайн Лайт» не содержится указания на то, что препарат является биологически активной добавкой к пище, рекламный баннер также не содержит такого указания, что усиливает восприятие препарата в качестве рецептурного лекарственного средства.

В связи с этим использование обозначения «Лайт» не влияет на различительную способность названий товаров и их упаковок, что может свидетельствовать для потребителя о более легкой версии того же самого препарата (лекарственного средства «Голдлайн»).

Следовательно, БАД «Голдлайн-Лайт» в рекламе ассоциируется с рецептурным лекарственным средством «Голдлайн», и его реклама должна рассматриваться как реклама рецептурного лекарственного средства «Голдлайн».

Согласно части 4 статьи 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные Законом рекламе в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной рекламой признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара.

Изложенные обстоятельства позволяют заключить, что реклама рецептурного лекарственного средства «Голдлайн» осуществляется под видом рекламы другого товара - БАД «Голдлайн-Лайт», соответственно, реклама БАДа «Голдлайн Лайт» представляет собой рекламу рецептурного лекарственного средства «Голдлайн» и должна быть признана недобросовестной.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестная реклама не допускается.

Таким образом, реклама БАДа «Голдлайн Лайт» размещена на интернет-сайте http://www.gold-line.su с признаками нарушения пункта 3 части 2 статьи 5, части 8 статьи 24 Закона о рекламе.

Согласно представленному протоколу осмотра интернет-сайта http://www.gold-line.su, составленного нотариусом города Москвы Бублий Д.С. (реестровый № 1до-518), на интернет-странице сайта по адресу http://www.gold-line.su/content/?id=144880 размещена рекламная статья «Что можно купить в аптеке». В данной статье приводится сравнение рецептурного лекарственного средства «Голдлайн» с рецептурным лекарственным средством «Редуксин».

В частности, в рекламной статье указывается: «В этих препаратах [Прим.: Речь идет о рецептурных лекарственных средствах «Голдлайн» и «Редуксин»] содержится одно и то же действующее вещество – сибутрамин в одних и тех же дозировках – 10 и 15 мг. Разница между ними лишь в цене». Далее следует изображение упаковок рецептурного лекарственного средства «Голдлайн» и рецептурного лекарственного средства «Редуксин» и приводится таблица цен на указанные препараты в различных дозировках:

                                                                       Голдлайн   Редуксин

10 мг 30 капсул

850 руб

1190 руб

10 мг 60 капсул

1265 руб

2030 руб

10 мг 90 капсул

1600 руб

-

 

 

 

15 мг 30 капсул

1070 руб

1800 руб

15 мг 60 капсул

1580 руб

3050 руб

15 мг 90 капсул

2050 руб

-

При этом рекламная статья сопровождается рекламным баннером с утверждением «Теперь похудеть стоит на 30% дешевле». Исходя из представленной в рекламной статье таблицы цен на рецептурные лекарственные средства, следует, что препарат «Голдлайн» на 30-50% дешевле препарата «Редуксин», что воспринимается как подтверждение используемого в рекламном баннере утверждения.

Таким образом, совокупность утверждений «Теперь похудеть стоит на 30% дешевле» и «Разница между ними лишь в цене» указывают на привлекательность цены препарата «Голдлайн» по сравнению с ценой препарата «Редуксин». При этом, исходя из содержания рекламной статьи, создается впечатление о тождественности характеристик указанных препаратов.

Между тем, данные препараты отличаются друг от друга по ряду характеристик. Согласно инструкции по медицинскому применению, регистрационный № ЛСР-005820/09 от 17.07.2009 г., активным веществом препарата «Голдлайн» является сибутрамина гидрохлорида моногидрат в дозировке 10 мг и 15 мг. Вспомогательные вещества: лактоза в дозировке 232,00 мг, целлюлоза микрокристаллическая в дозировке 30,00 мг, кремния диоксид коллоидный в дозировке 1,00 мг, магния стеарат в дозировке 2,00 мг.

В свою очередь, согласно инструкции по медицинскому применению препарата «Редуксин», регистрационный № ЛС-002110 от 29.02.2012 г., активными веществами препарата являются сибутрамина гидрохлорида моногидрат в дозировке 10 мг и 15 мг и целлюлоза микрокристаллическая (МКЦ) в дозировке 158,5 мг и 153,5 мг. Вспомогательные вещества: кальция стеарат в дозировке 1,5 мг.

Исходя из приведенных данных, в состав лекарственного препарата «Голдлайн» входит одно фармакологически активное вещество (сибутрамина гидрохлорида моногидрат), в то время как в состав лекарственного препарата «Редуксин» включены два фармакологически активных вещества (сибутрамина гидрохлорида моногидрат, целлюлоза микрокристаллическая).

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон об обращении лекарственных средств) фармацевтические субстанции - лекарственные средства в виде действующих веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, обладающие фармакологической активностью, предназначенные для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяющие их эффективность. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств под вспомогательными веществами понимаются вещества неорганического или органического происхождения, используемые в процессе производства, изготовления лекарственных препаратов для придания им необходимых физико-химических свойств.

Согласно Инструкции по медицинскому применению входящее в состав лекарственного средства «Редуксин» активное вещество целлюлоза микрокристаллическая выполняет фармакологическое действие энтеросорбента, обладает сорбционными свойствами и неспецифическим дезинтоксикационным действием. В свою очередь, входящее в состав препарата «Голдлайн» вспомогательное вещество целлюлоза микрокристаллическая не обладает фармакологической активностью, что обусловливает различный качественный состав фармакологически активных веществ препаратов «Голдлайн» и «Редуксин».

В силу различных количественного и качественного составов препараты зарегистрированы под различными международными непатентованными наименованиями (МНН).  На основании п. 3 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 г. № 1175Н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию (МНН).

Согласно Регистрационному удостоверению лекарственного препарата № ЛС-002110 от 29.02.2012 г. препарат «Редуксин» имеет МНН «Сибутрамин + целлюлоза микрокристаллическая». Согласно утвержденной инструкции по медицинскому применению препарата «Голдлайн» № ЛСР-005820/09 от 17.07.2009 г. лекарственный препарат «Голдлайн» имеет МНН «Сибутрамин».

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. № 964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации» препарат «Голдлайн» относится к сильно действующим веществам, поскольку его активным веществом является только сибутрамина гидрохлорида моногидрат. Препарат «Редуксин» имеет в своем составе  иные активные вещества (фармацевтические субстанции) и к сильнодействующим веществам не относится.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной рекламой признается реклама, которая содержит некорректное сравнение рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуется другими продавцами.

Учитывая изложенное, рекламный баннер с утверждением «Теперь похудеть стоит на 30% дешевле» и приведенное в рекламной статье «Что можно купить в аптеке» сравнение препаратов «Голдлайн» и «Редуксин» является некорректным и создающим искаженное представление о тождественности указанных препаратов и о ценовой привлекательности препарата «Голдлайн», соответственно, реклама лекарственного средства «Голдлайн» и БАД «Голдлайн Лайт» должна быть признана недобросовестной.

Таким образом, в рекламе лекарственного средства «Голдлайн» и БАД «Голдлайн Лайт» (рекламный баннер и рекламная статья «Что можно купить в аптеке») усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 24 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несёт ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных частью 8 статьи 24 Закона о рекламе.

Согласно справке аккредитованного регистратора доменных имен ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр», ООО «Изварино Фарма» является администратором доменного имени gold-line.su.

Таким образом, рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы является ООО «Изварино Фарма» (адрес: 142750, г. Москва, д. Изварино, территория ВНЦМДЛ, стр.1, ИНН 5003022562).

 

На основании части 8 статьи 24, пунктов 1, 3 части 2 статьи 5, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 3-5-82/00-08-13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе,

рекламодатель - ООО «Изварино-Фарма» (адрес: 142750, г. Москва, д. Изварино, территория ВНЦМДЛ, стр.1, ИНН 5003022562, ОГРН 1035000900758, КПП 775101001).

заявитель,

Компания с ограниченной ответственностью «ПРОМОМЕД» (США), имеющая на территории Российской Федерации Представительство Компании с ограниченной ответственностью «ПРОМОМЕД» (адрес: проспект Мира, д.13, корп. 1, офис 16, г. Москва, 129090, зарегистрировано в ГРП при Минюсте России за номером 14213)

3. Назначить дело № 3-5-82/00-08-13 к рассмотрению на 14 ноября 2013 г. в 14 часов 00 минут по адресу: г. Москва, ул. Садовая Кудринская, д. 11, каб. 413 (т.8 499 254-63-88).

4. ООО «Изварино Фарма» представить в срок до 12 ноября 2013 года следующие документы:

копии учредительных документов ООО «Изварино-Фарма» (устав, свидетельство о постановке на налоговый учёт, свидетельство ЕГРЮЛ и иные) с последующими изменениями;

копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора;

копии разрешительных документов (регистрационного удостоверения, инструкции по применению лицензии на производство и пр.) на лекарственное средство «Голдлайн»;

копии разрешительных документов (регистрационного удостоверения, сертификата и пр.) на БАД «Голдлайн Лайн»;

копию инструкции по применению лекарственного средства «Голдлайн»;

копию инструкции по применению БАД «Голдлайн Лайн»;

образцы упаковок лекарственного средства «Голдлайн»;

образцы упаковок БАД «Голдлайн Лайн»;

копии договоров, платежных поручений и иных финансовых документов, на основании которых распространялась реклама лекарственного средства «Голдлайн» и БАД «Голдлайн Лайн» с марта 2013 г. по настоящее время на сайте www.gold-line.su в сети Интернет;

копии рекламы (макеты, образцы и пр.) лекарственного средства «Голдлайн», распространявшейся с марта 2013 г. по настоящее время на сайте www.gold-line.su в сети Интернет;

копии рекламы (макеты, образцы и пр.) БАД «Голдлайн Лайт», распространявшейся с июля 2013 г. по настоящее время на сайте www.gold-line.su в сети Интернет;

письменные объяснения по существу предъявляемых претензий.

Предоставляемые документы и материалы должны быть заверены печатью и подписью руководителя организации.

Явка представителей ООО «Изварино-Фарма», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей организаций - с подлинной доверенностью на представление интересов организации по делу №  3-5-82/00-08-13).

Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии представителей необходимо сообщить заранее: для граждан Российской Федерации - за 1 день, для иностранных граждан - за 3 дня.

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны