Решение №КТ/24553/22 Решение по делу № 08/01/14.1-71/2021 о нарушении антимонопол... от 22 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 08/01/14.1-71/2021

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Москва

Резолютивная часть решения оглашена «28» февраля 2022 г.

В полном объеме решение изготовлено «21» марта 2022 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 08/01/14.1-71/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...>

рассмотрев дело № 08/01/14.1-71/2021 по признакам нарушении ЗАО «ДМИ-РЕДУКТОР» (109544, Москва, ул. Вековая, д. 21, стр. 1, ОГРН 1057746620931, ИНН 7709603065) статьи 14.1 и 14.3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в присутствии на заседании представителя ООО «Редукторремсервис» <...>, представителя ЗАО «ДМИ-РЕДУКТОР» <...> и представителя ОАО «РЖД» <...>,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступило заявление ООО «Редукторремсервис» (далее также - Заявитель) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ЗАО «ДМИ-РЕДУКТОР» (далее также - Общество), выразившемся в недобросовестной конкуренции, связанной с дискредитацией Заявителя и некорректным сравнением.

ООО «Редукторремсервис» является изготовителем и поставщиком запасных частей привода генератора типа ВБА-32/2.

ЗАО «ДМИ-РЕДУКТОР» также осуществляет деятельность по изготовлению и поставке запасных частей привода генератора типа ВБА-32/2 (далее также – Запасные части).

Таким образом, вышеуказанные компании осуществляют деятельность на товарном рынке запасных частей привода генератора типа ВБА-32/2 в границах Российской Федерации, следовательно, являются конкурентами, что также подтверждается кратким обзором состояния конкуренции.

ООО «ДМИ-РЕДУКТОР» были направлены письма ОАО «Минский вагоноремонтный завод» и Главному ревизору по безопасности движения поездов Белорусской железной дороги (исх. № 217/ДМ от 13.04.2020, исх. № 243/ДМ от 22.04.2020, исх. № 277/ДМ от 07.05.2020), из содержания которых следовало, что Общество является единственным хозяйствующим субъектом, который имеет право производить Запасные части. Также Общество заключает, что закупаемые Запасные части являются контрафактными, так как на данные детали не были приобретены чертежи у АО «РЖД» и они не поставлены на производство в соответствии с ГОСТ 15.902-2014.

Вместе с тем установлено, что ГОСТ 15.902-2014 входит в перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (далее - ТР ТС 001/2011), утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 710.

В соответствии с положениями ТР ТС 001/2011 запасные части к подвагонному редуктору от средней части оси ВБА-32/2 не входят в перечни составных частей железнодорожного подвижного состава, подлежащих сертификации или декларированию соответствия.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.11.2014 № 1494-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 15.902-2014 введен в качестве национального стандарта Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе.

Заявителем представлено свидетельство, удостоверяющее присвоение ООО «Редукторремсервис» условного номера 1320 для клеймения деталей и узлов редукторно-карданного привода пассажирских вагонов при изготовлении, ремонте и модернизации: приводы подвагонных генераторов от средней части оси типа ВБА-32/2 и ЕЮК-160-1М.

Также представлено письмо Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 11.02.2021 № 2.1.7-136, из содержания которого следует, что соответствие обязательным требованиям процессов производства Заявителя и выпускаемой им продукции подтверждается условным номером для клеймения (1320) деталей и узлов редукторно-карданного привода пассажирских вагонов при изготовлении, ремонте и модернизации: приводы подвагонных генераторов от средней части оси типа ВБА-32/2 и ЕЮК-160-1М, присвоенным Федеральным агентством железнодорожного транспорта в соответствии с Положением об условных номерах клеймения железнодорожного подвижного состава и его составных частей, принятым к руководству и исполнению приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19.11.2014 № 319.

В ходе антимонопольного расследования было установлено, что в адрес Заявителя и его контрагентов поступали многочисленные запросы, связанные с упомянутой конструкторской документацией, отказы от дальнейшего сотрудничества и требования о возвращении денежных средств, замене или возврате продукции производства Заявителя.

При этом чертежи, на которые Общество ссылается в спорных письмах («Перечень рабочих чертежей запасных частей привод генератора типа ВБА-32/2 ЦМВ (38.000-Н… 38103-Н)»), разработаны на основе технической документации завода-разработчика ГДР и утверждены 03.06.1983. Данные обстоятельства исключают возможность наличия у каких-либо лиц исключительных прав на технические решения, отраженные в указанных чертежах, на момент направления спорных писем, что, как следствие, исключает возможность признания действий по использованию данных технических решений нарушением, а товар контрафактным.

При этом Заявителем на основании договора № 68/ПВД от 21.09.2017 с ОАО «РЖД» были приобретены копии чертежей запасных частей привода генератора типа ВБА-32/2 ЦМВ.

ЗАО «ДМИ-РЕДУКТОР» было направлено предупреждение ФАС России о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, от 28.04.2021 № МШ/34917/21. Предупреждение подлежало исполнению в течение 10 дней с момента его получения.

24.05.2021 в ФАС России поступила жалоба ЗАО «ДМИ-РЕДУКТОР» на действия антимонопольного органа (рег. № 85157-ЭП/21), из содержания которой следует, что, по мнению ЗАО «ДМИ-РЕДУКТОР», им не нарушены какие-либо нормы антимонопольного законодательства. Информация об исполнении Предупреждения в ФАС России не поступала.

На основании изложенного издан приказ ФАС России от 23.07.2021 № 718/21 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ЗАО «ДМИ-РЕДУКТОР» (109544, г. Москва, ул. Вековая, д. 21, стр. 1, ОГРН: 1057746620931, ИНН: 7709603065) статьи 14.1 и статьи 14.3 Закона о защите конкуренции (с изменениями, внесенными приказом ФАС России от 24.08.2021 № 862/21).

По мнению Общества, им не нарушены какие-либо нормы антимонопольного законодательства. Позиция Общества основана на том, что в спорных письмах не упоминается ООО «Редукторремсервис», информация, содержащаяся в спорных письмах является достоверной, что подтверждается, по мнению Общества, письмами различных структурных подразделений ОАО «РЖД».

Так, в материалы дела представлены:

письмо ПКБ ЦВ ОАО «РЖД» № 772/ПКБ ЦВ от 06.05.2020, из содержания которого следует, что Общество является единственным распространителем запасных частей по проекту «Рабочие чертежи запасных частей привода генератора типа ВБА-32/2 ЦМВ» (учтенная копия № 1), приобретенного по договору от 20.11.2017 на право использования учтенной копии нормативно-технической документации;

письмо ПКБ ЦВ ОАО «РЖД» № 1013/ПКБ ЦВ от 16.06.2020, из содержания которого следует, что для изготовления деталей в соответствии с ГОСТ 15.902-2014 необходимо приобрести учтенную копию чертежей, а также заключить договор об абонентском обслуживании с ПКБ ЦВ ОАО «РЖД»;

письмо ПКТБ Л ОАО «РЖД» № ИСХ-1348/ПКТБ Л от 03.07.2019, из содержания которого следует, что ПКТБ Л ОАО «РЖД» не является разработчиком и держателем подлинника «Чертежи запасных частей привода генератора типа ВБА-32/2 ЦМВ»;

письмо ПКТБ Л ОАО «РЖД» № ИСХ-1045/ПКТБ Л от 26.05.2020, из содержания которого следует, что ПКТБ Л ОАО «РЖД» не имеет договоров с поставщиками (производителями) запасных частей редуктора от средней части оси для генератора пассажирских вагонов типа ВБА-32/2 на предоставление конструкторской документации;

письмо ПКТБ Л ОАО «РЖД» № ИСХ-1731/ПКТБЛ от 24.08.2020, из содержания которого следует, что Заявитель получил от ПКТБ Л ОАО «РЖД» неучтенную копию комплекта чертежей «Перечень рабочих чертежей запасных частей привода генератора типа ВБА-32/2 ЦМВ» по договору от 21.09.2017 № 68/ПВД;

письмо Департамента технической политики ОАО «РЖД» № ИСХ-5180/ЦТЕХ от 10.05.2021, в котором описываются требования, предъявляемые к разработке (модернизации) и изготовлению железнодорожного подвижного состава и его составных частей, выпускаемых в обращение для использования на железнодорожных путях общего и необщего пользования шириной колеи 1520 мм на территории Таможенного союза.

Комиссия ФАС России отклоняет указанные доводы Общества, поскольку установлено, что в письме Общества от 07.05.2020 содержится указание на ООО «Редукторремсервис», а содержание представленных писем не подтверждает утверждения, в распространении которых ФАС России усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства. Также Комиссия ФАС России обращает внимание, что письма, которыми Общество мотивирует свою позицию (за исключением письма ПКТБ Л ОАО «РЖД» № ИСХ-1348/ПКТБ Л от 03.07.2019 и письма ПКБ ЦВ ОАО «РЖД» № 772/ПКБ ЦВ от 06.05.2020), направлены после даты направления Обществом спорных писем.

Также, по мнению Общества, составные части, выпускаемые в обращение для использования на железнодорожных путях, должны быть поставлены на производство в соответствии с ГОСТ 15.902-2014.

В целях полного и всестороннего рассмотрения дела Комиссия ФАС России пришла к выводу о необходимости запросить у ОАО «РЖД» письменные пояснения по обстоятельствам дела.

Из позиции ОАО «РЖД», отраженной в письме № ИСХ-20852/ЦДЗС от 29.10.2021 следует, что при разработке (модернизации), изготовлении железнодорожного подвижного состава и его составных частей, выпускаемых в обращение для использования на железнодорожных путях общего и необщего пользования шириной колеи 1520 мм на таможенной территории Таможенного союза (далее – ТС) со скоростями движения до 200 км/ч включительно, следует руководствоваться техническим регламентом ТС «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС 001/2011), а также стандартом, устанавливающим требования к процедуре разработки и постановки на производство ГОСТ 15.902-2014 «Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и постановки на производство».

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предназначенный для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования, железнодорожный подвижной состав должен соответствовать обязательным требованиям в области технического регулирования, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. № 286 (далее – ПТЭ).

Согласно ТР ТС 001/2011 входящие в конструкцию железнодорожного подвижного состава составные части должны обеспечивать его безопасную эксплуатацию, безопасность обслуживающего персонала и пассажиров.

Пунктом 2 Приложения № 5 к ПТЭ запрещается использование на инфраструктуре потенциально-опасного железнодорожного подвижного состава и его составных частей, не соответствующих требованиям норм и правил. Контроль соблюдения указанных требований осуществляет владелец инфраструктуры.

Исполнение возложенных на владельца инфраструктуры контрольных функций обеспечивается, в том числе, проведением комплекса необходимых испытаний, предусмотренных ГОСТ 15.902-2014, участием владельца инфраструктуры в работе приемочной комиссии, а также проведением инспекторского контроля приобретаемой для нужд ОАО «РЖД» продукции в соответствии ГОСТ 32894-2014 «Продукция железнодорожного назначения. Инспекторский контроль. Общие положения». Перечень продукции, подлежащей инспекторскому контролю, и продукции, процессы изготовления (ремонта и/или модернизации) которой подлежат техническому аудиту, утвержден распоряжением ОАО «РЖД» от 12 апреля 2018 г. № 732/р.

Регламент организации работы по обеспечению качества продукции железнодорожного назначения, предусматривающий участие представителей владельца инфраструктуры в составе приемочных комиссий в соответствии с ГОСТ 15.902-2014, утвержден распоряжением ОАО «РЖД» от 29 августа 2018 г. № 1916/р.

Согласно пункту 8.2.1 ГОСТ 15.902-2014 для организации производства изготовителю необходимо обладать учтенной копией или дубликатом конструкторской документации на изделие с литерой «О1» или выше.

На основании полученного письма ОАО «РЖД» Комиссия ФАС России пришла к выводу о необходимости привлечь ОАО «РЖД» к рассмотрению дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.

Позиция ОАО «РЖД», отраженная в письме № ИСХ-2041/ЦДЗС от 04.02.2022, аналогична ранее представленной. Также ОАО «РЖД» добавило, что согласно требованиям пункта 1 Приложения № 5 ПТЭ, ремонт железнодорожного подвижного состава должен выполняться на предприятиях, имеющих условный номер клеймения, полученный на соответствующие виды работ в соответствии с Положением об условных номерах клеймения железнодорожного подвижного состава и его составных частей, утвержденным и введенным в действие решением шестьдесят первого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества 21-22 октября 2014 г. и принятым к руководству приказом Министерства транспорта России от 19 ноября 2014 г. № 319.

Организацию работ по присвоению условных номеров клеймения предприятиям, находящимся на территории РФ, осуществляет Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

При этом ни от Общества, ни от ОАО «РЖД» мотивированная позиция об обязательном применении положений ГОСТ 15.902-2014 не поступила.

На основании имеющихся в деле доказательств и установленных обстоятельств Комиссией ФАС России было принято заключение об обстоятельствах дела № 08/01/14.1-71/2021 о нарушении антимонопольного законодательства (рег. № КТ/11630/22 от 16.02.2022).

Определением ФАС России от 16.02.2022 об отложении рассмотрения дела № 08/01/14.1-71/2022 о нарушении антимонопольного законодательства (рег. № КТ/12782/22 от 18.02.2022) лицам, участвующим в деле, было предложено представить, в случае наличия, пояснения, доказательства и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела № 08/01/14.1-71/2022 о нарушении антимонопольного законодательства.

Заявителем были представлены пояснения, из содержания которых следует, что ООО «Редукторремсервис» поддерживает выводы Комиссии ФАС России, отраженные в заключении об обстоятельствах дела.

ЗАО «ДМИ-РЕДУКТОР» и ООО «РЖД» позицию по заключению об обстоятельствам дела не представили.

Оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Общества, связанные с распространением дискредитирующей информации в отношении Заявителя и некорректным сравнением, являются недобросовестными.

В соответствии со статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Статьей 14.1 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации.

Статьей 14.3 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром.

При этом под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, сведения, содержащиеся в письме Общества от 13.04.2020:

 

«Компания ЗАО «ДМИ-РЕДУКТОР» на сегодняшний день является единственным контрагентом, который официально имеет право производить запасные части к редуктору типа ВБА-32/2»

 

не соответствуют статье 14.3 Закон о защите конкуренции;

 

в письме Общества от 22.04.2020:

 

«...закупаемые запасные части для ремонта редукторов типа ВБА-32/2 являются контрафактными, так как на данные детали не были приобретены чертежи у ОАО «РЖД» и не поставлены на производство в соответствии с ГОСТ 15.902-2014, где подтверждается их качество»

 

и письме Общества от 07.05.2020:

 

«… вся продукция, изготавливаемая ООО «Редукторремсервис» по чертежам 38…-Н является контрафактной, так как на данные детали не были приобретены чертежи у ОАО «РЖД» и не поставлены на производство в соответствии с ГОСТ 15.902-2014, где подтверждается их качество … Из этого следует, что закупаемые запасные части для ремонта редукторов типа ВБА-32/2 являются контрафактными»,

 

не соответствуют статье 14.1 Закона о защите конкуренции.

 

Комиссия ФАС России приходит к выводу, что все признаки недобросовестной конкуренции, содержащиеся в пункте 9 части 4 Закона о защите конкуренции, присутствуют в действиях Общества:

1. Направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности выразилась в дискредитация Заявителя и, как следствие, получение необоснованных конкурентных преимуществ, вызванных созданием впечатления о реализации Заявителем товаров, не соответствующим требованиям законодательства, а также в некорректном сравнении Общества с иными участниками товарного рынка запасных частей привода генератора типа ВБА-32/2 и, как следствие, получение необоснованных конкурентных преимуществ, вызванных созданием впечатления у контрагентов о том, что только Общество имеет право производить запасные части к редуктору типа ВБА-32/2.

2. Противоречие законодательству выражается в нарушении статьи 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, запрещающей всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах, а также статей 14.1 и 14.3 Закона о защите конкуренции.

3. Указанные действия Общества нанесли вред деловой репутации Заявителя, а также способны причинить убытки в связи с предъявлением требований о возврате денежных средств, замене или возврате продукции производства Заявителя, а также в связи с отказом контрагентов от дальнейшего сотрудничества.

 

Принимая во внимание упомянутые обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

2. Признать действия ЗАО «ДМИ-РЕДУКТОР» (109544, Москва, ул. Вековая, д. 21, стр. 1, ОГРН 1057746620931, ИНН 7709603065), выразившиеся в распространении дискредитирующей информации и некорректном сравнении нарушающими статьи 14.1 и 14.3 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать ЗАО «ДМИ-РЕДУКТОР» (109544, Москва, ул. Вековая, д. 21, стр. 1, ОГРН 1057746620931, ИНН 7709603065) предписание о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство.

4. Основания для принятия других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Связанные организации

ЗАО "ДМИ-РЕДУКТОР"
ИНН 7709603065, ОГРН 1057746620931
ООО "Редукторремсервис"
ИНН 7714740042, ОГРН 1087746604142
ОАО «РЖД»
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295