Определение №АК/73961/20 О назначении дела № 08/01/14.2-52/2020 к рассмотрению (Линдт... от 27 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о назначении дела № 08/01/14.2-52/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

25 августа 2020 г.                                                                                        г. Москва

 

Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению объединенного дела о нарушении антимонопольного законодательства <...>

 

У С Т А Н О В И Л:

 

ФАС России провел анализ отличия качества товаров международных производителей (импортных товаров, а также товаров, изготовленных в Российской Федерации) от аналогичных товаров указанных производителей, реализуемых за пределами Российской Федерации, и соответствия конкурентной тактики таких международных производителей нормам Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).

В рамках рабочего взаимодействия с Роспотребнадзором по обращению ФАС России экспертными лабораториями Роспотребнадзора были проведены экспертизы состава и качественных характеристик шоколада бренда Lindt (5 видов, производство Франция, Германия, Швейцария, место продажи Швейцария) и аналогичных товаров бренда производства Франция, Германия, Швейцария, приобретенных на территории Российской Федерации.

По результатам экспертиз выявлен ряд существенных отличий в товарах, доступных к приобретению на территории Российской Федерации и странах Западной Европы, а именно:

во всех образцах шоколада производства РФ содержание 12-14 органических кислот отличается (по некоторым образцам на 10-50%, в ряде случаев на 100-220% и более) от образцов, приобретенных в Европе.

Осмотр упаковок шоколада LINDT показал:

- на упаковке шоколада LINDT Excellence Intence Orange имеются неоднократные указания на страну происхождения товара – Швейцарию (SWISS MADE, MANUFACTURED IN SWITZERLAND), на известный шоколадный бренд LINDT & SPRÜNGLI MAÎTRE CHOCOLATIER SUISSE DEPUIS 1845 с акцентированием внимания на давние традиции производства и высокую репутацию производителя;

- на упаковках шоколада LINDT Excellence Dark 85% cocoa и LINDT Excellence Dark 70% cocoa, произведенного во Франции, имеются неоднократные указания на известный шоколадный бренд LINDT & SPRÜNGLI MAÎTRE CHOCOLATIER SUISSE DEPUIS 1845 (MASTER SWISS CHOCOLATIER SINCE 1845) с акцентированием внимания на давние традиции производства и высокую репутацию производителя,

а также на всех упаковках шоколада бренда LINDT размещено указание на гарантию производителем качества реализуемого товара – QUALITY GUARANTEE.

Вся совокупность обозначений, размещенных на упаковках шоколада бренда LINDT, призвана внушить потребителю, что ему предлагается тот самый товар, который производится в соответствии со швейцарскими традициями и реализуется в европейских странах.

При этом аналогичным образом оформлены упаковки продукции бренда LINDT, как это следует из осмотра продукции, предлагаемой к реализации, в том числе в местах продаж и на Интернет-сайте производителя шоколада.

Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод, что международные производители поставляют на территорию РФ либо производят в РФ под аналогичным брендом и назначением товары, отличающиеся по качеству от товаров, реализуемых под указанными брендами в странах Западной Европы.

Проблема двойного качества продуктов (dual quality) под одним брендом и в одинаковой упаковке, предназначенных для разных рынков (страны Западной, с одной стороны, и Центральной и Восточной Европы, с другой) поднимается общественными организациями и движениями в защиту прав потребителей в странах Центральной и Восточной Европы с 2009-2011 гг. и с 2015 года рассматривается Европейской комиссией и Европарламентом. Исследования, проведенные в Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии, Хорватии, Литве, Польше, касаются продуктов различных категорий (кофе, напитки, шоколад, специи, чай, кофе, мясо, сладости, моющие средства, косметика).

Европейская практика исходит из того, что сама по себе маркетинговая практика производства товаров разного качества не является недобросовестной, однако продажа товаров без отличий в упаковке и доводимой информации, в том числе в рамках маркетинговых акций, не соответствует требованиям единства экономического пространства и влечет неравное отношение к потребителям.

В качестве решения проблемы предлагается использование института недобросовестной конкуренции (недобросовестной торговой практики), в рамках которого запрещаются действия, которые «искажают потребительское поведение путем использования торговых практик, ощутимо ограничивающих возможность потребителя принимать информированное решение и побуждая к совершению сделок, которые в иных обстоятельствах не были бы совершены».

Признавая наличие объективных причин для различий в составе и качестве товаров на различных географических рынках, европейские органы полагают, что об указанных различиях потребитель должен быть полно и своевременно информирован, в первую очередь путем очевидных различий в упаковке товара.

На уровне ЕС рассматривается возможное внесение изменений в Unfair Commercial Practices Directive (Directive 2005/29/EC of the European Parliament and of the Council of 11 May 2005) с тем, чтобы выпуск для различных рынков товаров различного качества без очевидных для потребителя отличий, например, пометки «original», «second quality» or «modified composition», был включен в перечень действий, влекущих введение потребителя в заблуждение либо формирующих необоснованные ожидания от товара. Жалобы подлежат рассмотрению национальным уполномоченным ведомством или судами, которые будут оценивать конкретные обстоятельства поведения продавца товара.

Аналогичные подходы могут быть применены при оценке действий производителей соответствующих товаров международных брендов на предмет соответствия Закону «О защите конкуренции», поскольку при принятии решения о приобретении товаров международных производителей потребитель руководствуется глобальной репутацией бренда при выборе между ними и товарами российских производителей. В случае, если качество товаров международных производителей не соответствует европейским образцам, преимущество перед иными производителями является необоснованным, в связи с чем указанная конкурентная тактика может причинить убытки иным участникам рынка. Такие действия могут быть оценены как содержащие признаки нарушения статьи 14.8 Закона «О защите конкуренции».

Как следует из информации, размещенной на упаковках шоколада бренда LINDT, импортером и организацией, принимающей претензии на территории Российской Федерации, является ООО «Линдт унд Шпрюнгли (Раша)».

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Запрет на недобросовестную конкуренцию установлен нормами главы 2.1 Закона «О защите конкуренции».

При этом список форм недобросовестной конкуренции не является закрытым, в связи с чем статьей 14.8 Закона «О защите конкуренции» запрещены иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции» в случае выявления в действиях лица признаков нарушения, в том числе статьи 14.8 Закона «О защите конкуренции», указанному лицу выдается предупреждение. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении указанного запрета без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

ФАС России было направлено ООО «Линдт унд Шпрюнгли (Раша)» (являющемуся импортером и организацией, принимающей претензии на территории Российской Федерации) предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, от 03.12.2020 № ИА/106147/19 со сроком исполнения в течение тридцати дней с момента его получения.

ФАС России по ходатайствам ООО «Линдт унд Шпрюнгли (Раша)» продлевался срок исполнения предупреждения ФАС России от 03.12.2020 № ИА/106147/19 до 31.07.2020. ООО «Линдт унд Шпрюнгли (Раша)» обратилось с ходатайством (вх. № 132680-ДСП/20 от 31.07.2020) о продлении срока выполнения предупреждения ФАС России.

Однако данное ходатайство мотивировано необходимостью провести дополнительные лабораторные исследования для подтверждения отсутствия нарушения антимонопольного законодательства. Кроме того, ООО «Линдт унд Шпрюнгли (Раша)» в настоящее время обжалует предупреждение ФАС России от 03.12.2020 № ИА/106147/19 в Арбитражном суде города Москвы (дело № А40-41309/20).

В связи с изложенным согласно части 5 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции» ФАС России письмом от 07.08.2020 № ДФ/67602/20 отказал в удовлетворении ходатайства о продлении срока выполнения предупреждения ФАС России. Таким образом, срок исполнения предупреждения ФАС России истек 31.07.2020.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного издан приказ ФАС России от 19.08.2020 № 755/20 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Линдт унд Шпрюнгли (Раша)» (ОГРН 1127747199744, ИНН 7743871709, адрес: 101000, г. Москва, Чистопрудный бульвар, д. 17, стр. 1, этаж/пом. 6/18) статьи 14.2 Закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

О П Р Е Д Е Л И Л:

 

1. Назначить дело № 08/01/14.2-52/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на 07.09.2020 в 16.00 по адресу: г. Москва, Уланский пер., д. 16, корп. 1.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 08/01/14.2-52/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве:

ответчика:

ООО «Линдт унд Шпрюнгли (Раша)» (ОГРН 1127747199744, ИНН 7743871709, адрес: 101000, г. Москва, Чистопрудный бульвар, д. 17, стр. 1, этаж/пом. 6/18).

 

Явка ответчика по делу № 08/01/14.2-52/2020 о нарушении антимонопольного законодательства или его представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

Для обеспечения оформления пропусков в здание Федеральной антимонопольной службы паспортные данные представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, необходимо сообщить за 3 рабочих дня до даты рассмотрения дела по адресу электронной почты: kononova@fas.gov.ru.

 

Связанные организации

ООО "Линдт унд Шпрюнгли (Раша)"
ИНН 7743871709, ОГРН 1127747199744