Определение №КТ/26247/23 Определение о возбуждении дела № 08/05/5-32/2023 в отношении... от 7 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о возбуждении дела № 08/05/5-32/2023

и назначении дела к рассмотрению

07 апреля 2023 г.                                                                                                г. Москва

Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Таукенова К.М., рассмотрев материалы о распространении рекламы лекарственного препарата «Кагоцел» в эфире телеканалов «Дом кино», «ЕРК», канал «Disney», «МИР», «Муз-тв», «НТВ», «Первый», «Пятница», «Пятый канал», «Рен ТВ», «Россия 1», «СТС», «Суббота», «ТВ Центр», «ТВ-3», «ТНТ» в период с 29.08.2022 по 04.09.2022,

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступило обращение АО «Отисифарм» с жалобой на рекламу лекарственного препарата «Кагоцел», распространявшуюся в эфире телеканалов «Дом кино», «ЕРК», канал «Disney», «МИР», «Муз-тв», «НТВ», «Первый», «Пятница», «Пятый канал», «Рен ТВ», «Россия 1», «СТС», «Суббота», «ТВ Центр», «ТВ-3», «ТНТ» в период с 29.08.2022 по 04.09.2022.

В аудиоряде рекламы сообщается:

«Это реклама препарата «Кагоцел». Без преувеличений и двойных смыслов. Ведь он уже с первых суток приема начинает снижать выраженность симптомов гриппа и ОРВИ независимо от типа вируса и помогает сокращать длительность заболевания. Поэтому «Кагоцел» - высшая противовирусная мера. А это упаковки «Кагоцел», вы легко можете найти их в аптеке».

Видеоряд рекламы содержит следующую информацию.

«С первых суток приема начинает снижать выраженность симптомов¹

Независимо от типа вируса²*

Помогает сокращать длительность заболевания³**

¹ <...>. Применение препарата Кагоцел для лечения и профилактики гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций // Медлайн-Экспресс — 2009.- № 1(201) — С. 42-46.

²<...>. Анализ сравнительного лечения ОРВИ в эпидсезоны 2015-2016 гг. на основе результатов мультиплексной ПЦР-диагностики в условиях амбулаторной практики // Фарматека. - 2017. - № 1. - С.38-45. * Вирусы гриппа А и В, парагриппа, РС-вирусы, риновирусы, метапневмовирусы, бокавирусы, коронавирусы, аденовирусы.

³ <...> Влияние сроков начала терапии острой респираторной вирусной инфекции и гриппа на динамику клинических симтомов и сходы заболевания (результаты когортного международного наблюдательного исследования FLU-EE (ФЛЮ-ИИ) // Клиническая медицина — 2012. - Т.95 № 7. - С. 634-642. ** Регресс всех изученных симптомов заболевания».

 

Высшая противовирусная мера ¹

Лечение и профилактика гриппа и ОРВИ ²

Для взрослых и детей с 3 лет ²

¹Кагоцел — самый назначаемый противовирусный препарат для лечения и профилактики ОРВИ и гриппа у взрослых и детей с 3 лет по версии Russian Pharma Awards (Рашн Фарма Эвордс) 2021.

² Инструкция по медицинскому применению препарата Кагоцел».

 

Согласно регистрационному удостоверению № Р N002027/01 от 19.11.2007 «Кагоцел» зарегистрирован в качестве лекарственного препарата (форма выпуска: таблетки).

В рекламе сообщается: «Кагоцел» - высшая противовирусная мера».

Согласно представленному заявителем Заключению специалиста в области лингвистического исследования АНО «Экспертно-правовой центр «Прометей» от 05.03.2023 специалистом были сделаны следующие выводы:

«Является ли словосочетание «высшая противовирусная мера» устойчивым, фразеологизированным?

Данное словосочетание не является устойчивым.

В каком значении используется прилагательное «высший» в словосочетании «высшая противовирусная мера»?

В исследуемом словосочетании при включении в него дополнительных лексических единиц актуализируется следующее значение лексемы высший: «имеющий предельную степень выражения, превосходящий другое, других своими качествами».

Каково смысловое содержание словосочетания «высшая противовирусная мера» в исследуемом тексте?

Словосочетание высшая противовирусная мера имеет следующее смысловое содержание: «предельная, высшая степень противовирусной защиты».

Имеются ли в рекламном слогане «Кагоцел - высшая противовирусная мера» признаки сравнения с другими аналогичными препаратами — явные или скрытные — и указания на преимущества препарата «Кагоцел» по сравнению с аналогичными препаратами?

В исследуемом контексте имеются признаки скрытого сравнения препарата «Кагоцел» с другими аналогичными препаратами (скрытого, поскольку объекты сравнения явно не названы), а также имплицитное указание на преимущества данного препарата по сравнению с другими».

Выражение «высшая противовирусная мера» представляет собой утверждение о качественной характеристике препарата «Кагоцел» как защите от вирусов и описывает лечебные/профилактические свойства препарата.

Согласно Новому словарю русского языка <...>: «высший» (прилагательное) - представляющий собою самую высокую ступень в развитии чего-либо; имеющий предельную степень выражения; превосходящий другое или других своими достоинствами, качествами.

Следовательно из утверждения «высшая противовирусная мера» следует, что «Кагоцел» имеет высшую степень противовирусной защиты/действия и превосходит другие препараты по своему противовирусному действию.

Таким образом, использованное в рекламе утверждение «высшая противовирусная мера» в отношении лекарственного препарата «Кагоцел» указывает на превосходство данного лекарственного препарата в сравнении с иными противовирусными препаратами.

В качестве обоснования утверждения «Кагоцел» - высшая противовирусная мера в рекламе указываются данные, по которым «Кагоцел» является самым назначаемым противовирусным препаратом для лечения и профилактики ОРВИ и гриппа у взрослых и детей с 3 лет.

Вместе с тем приводимое в рекламе сравнение должно быть полным,
основываться на сопоставимых критериях и позволять объективно оценить свойства
товара.

Использованное в рекламе сравнение лекарственного препарата «Кагоцел» с
другими лекарственными препаратами, основанное на частоте назначения противовирусного препарата, не позволяет объективно оценить качественные характеристики лекарственного препарата в борьбе с вирусами.

При данных обстоятельствах приведенное в рекламе сравнение лекарственного
препарата «Кагоцел» с другими противовирусными лекарственными препаратами является некорректным.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

С учетом изложенного в рекламе лекарственного препарата «Кагоцел», распространявшейся в эфире телеканалов «Дом кино», «ЕРК», канал «Disney», «МИР», «Муз-тв», «НТВ», «Первый», «Пятница», «Пятый канал», «Рен ТВ», «Россия 1», «СТС», «Суббота», «ТВ Центр», «ТВ-3», «ТНТ» в период с 29.08.2022 по 04.09.2022 усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем является ООО «НИАРМЕДИК ПЛЮС» (адрес: 115114, г. Москва, Кожевническая ул., д. 14, стр. 5, этаж 3, помещ. 17, ОГРН: 1027739098166, дата присвоения ОГРН: 21.08.2002, ИНН: 7734247100, КПП: 772501001).

На основании пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Возбудить производство по делу 08/05/5-32/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

рекламодатель - ООО «НИАРМЕДИК ПЛЮС» (адрес: 115114, г. Москва, Кожевническая ул., д. 14, стр. 5, этаж 3, помещ. 17, ОГРН: 1027739098166, дата присвоения ОГРН: 21.08.2002, ИНН: 7734247100, КПП: 772501001);

заявитель:

АО «Отисифарм» (адрес: ул.Тестовская, д.10, эт.12, пом.II, комн.29, г. Москва, 123112, ОГРН 1135047014145, ИНН 5047149534, КПП 770301001, дата регистрации: 23.12.2013).

3. Назначить дело 08/05/5-32/2023 к рассмотрению на 11 мая 2023 года в  14 часов 00 минут по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, каб. 209 КУБ т. 8(499) 755-23-23 (вн. 088-474, 088-437).

4. ООО «НИАРМЕДИК ПЛЮС» надлежит в срок до 03 мая 2023 года представить в ФАС России следующие документы и материалы:

копии учредительных документов ООО «НИАРМЕДИК ПЛЮС» (устав, свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельство ЕГРЮЛ и иные) с последующими изменениями;

копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора;

копии разрешительных документов (регистрационного удостоверения, лицензии на производство и пр.) на лекарственный препарат «Кагоцел»;

копии инструкции по применению лекарственного препарата «Кагоцел»;

копии договоров, платежных поручений и иных финансовых документов, на основании которых распространялась реклама лекарственного препарата «Кагоцел» в эфире телеканалов «Дом кино», «ЕРК», канал «Disney», «МИР», «Муз-тв», «НТВ», «Первый», «Пятница», «Пятый канал», «Рен ТВ», «Россия 1», «СТС», «Суббота», «ТВ Центр», «ТВ-3», «ТНТ» в период с 29.08.2022 по 04.09.2022;

копии рекламы (макеты, образцы и пр.) лекарственного препарата «Кагоцел», распространявшейся в эфире телеканалов «Дом кино», «ЕРК», канал «Disney», «МИР», «Муз-тв», «НТВ», «Первый», «Пятница», «Пятый канал», «Рен ТВ», «Россия 1», «СТС», «Суббота», «ТВ Центр», «ТВ-3», «ТНТ» в период с 29.08.2022 по 04.09.2022;

информацию о масштабах (средствах и способах, периоде и территории распространения) рекламной кампании лекарственного препарата «Кагоцел» с утверждением «высшая противовирусная мера» в 2022 г.;

справку о полной стоимости рекламной компании за период рекламирования лекарственного препарата «Кагоцел» с утверждением «высшая противовирусная мера» в 2022 г.;

письменные объяснения по существу предъявляемых претензий.

Предоставляемые документы и материалы должны быть надлежаще заверены.

5. АО «Отисифарм» надлежит в срок до 03 мая 2023 года представить в ФАС России следующие документы и материалы:

копии учредительных документов АО «Отисифарм» (устав, свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельство ЕГРЮЛ и иные) с последующими изменениями;

копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора.

Предоставляемые документы и материалы должны быть надлежаще заверены.

 

Явка представителей ООО «НИАРМЕДИК ПЛЮС», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, а также АО «Отисифарм» для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей организаций – подлинная доверенность на представление интересов организации, в том числе по делу № 08/05/5-32/2023).

Лица, участвующие в деле, вправе ходатайствовать об участии в рассмотрении дела с использованием системы видео-конференц-связи. Ходатайство необходимо направить за пять рабочих дней до рассмотрения дела (на почту <...>).

 

 

Председатель Комиссии                                                                     К.М. Таукенова

 

Связанные организации

ООО "НИАРМЕДИК ПЛЮС"
ИНН 7734247100, ОГРН 1027739098166
АО "Отисифарм"
ИНН 5047149534, ОГРН 1135047014145