Решение №АК/13632/20 РЕШЕНИЕ по делу № 08/01/14.8-89/2019 о нарушении антимонопол... от 25 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 08/01/14.8-89/2019

о нарушении антимонопольного законодательства

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена «27» января 2020 г.

В полном объеме решение изготовлено «10» февраля 2020 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

рассмотрев в отсутствии представителей ООО «Первая энергосберегающая компания» и ИП Фарутина Александра Александровича,

дело № 08/01/14.8-89/2019 о нарушении ООО «Первая энергосберегающая компания» (ОГРН 1161001061594, ИНН 1001314869, адрес: 185030, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр-т Александра Невского, д. 65, пом. 306) и ИП Фарутиным Александром Александровичем (ОГРНИП 318100100006553; <…>) статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Федеральной антимонопольной службой было истребовано дело № 038/01/14.8-560/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное Иркутским УФАС России по заявлению физического лица в отношении ООО «Первая энергосберегающая компания» по признакам нарушения статьи 14.8 Закона «О защите конкуренции».

Анализ представленных документов показал следующее.

В Иркутское УФАС России поступило перенаправленное Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области заявление физического лица о нарушении антимонопольного законодательства.

Как следует из материалов заявления, в апреле, мае 2019 года посредством раскладки в почтовые абонентские ящики, размещенные в многоквартирных домах г. Иркутска, были распространены извещения следующего содержания: «Цифровое эфирное телевидение г. Иркутск. Постановление Правительства РФ от 03.12.2009 № 985 (редакция от 14.12.2018) О федеральной целевой программе «Развитие Телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы». Извещение о предварительной записи. Напоминаем, что с 03.06.2019 вещание федеральных каналов в аналоговом формате будет отключено согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 2985 О федеральной целевой программе «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы». Во избежание отключения от телевизионного вещания Вам необходимо согласовать дату и время проведения работ по телефону горячей линии 8(800)234-88-66 (звонок бесплатный). Работы по переходу на цифровой сигнал будут проводиться с 15 апреля по 03 июня 2019 года. Обращаем Ваше внимание, что цифровое телевизионное вещание не предполагает абонентской платы. Оператор: оператор № 1. Дата: 15.04.2019».

В извещении организация позиционирует себя как исполнитель федеральной программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2009 № 985 (далее — также постановление).

В соответствии с главой 1 указанного постановления, основу государственной системы телерадиовещания составляют федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания», федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (далее - государственный оператор связи), открытое акционерное общество «Первый канал», федеральное государственное унитарное предприятие «Космическая связь», федеральное государственное унитарное предприятие «Телевизионный технический центр «Останкино».

Данным постановлением предусмотрено, что регионами 2-й очереди создания сетей цифрового эфирного телерадиовещания (2010 - 2018 годы) являются 27 регионов, 1338 объектов вещания, с объемом финансирования 16514,221 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 11531,088 млн. рублей, в частности Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Волгоградская область, Воронежская область, Иркутская область, Калининградская область, Курская область, Ленинградская область, Мурманская область, Оренбургская область, Псковская область, Ростовская область, Смоленская область, Тюменская область, г. Санкт-Петербург и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.

Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16.01.2019 № 5-СФ «О вопросах перехода на цифровое телевизионное вещание в Российской Федерации» органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано:

1) обеспечить адресную поддержку социально незащищенным категориям граждан для компенсации затрат на приобретение ими оборудования, обеспечивающего прием цифрового сигнала;

2) содействовать органам местного самоуправления в оказании помощи гражданам, проживающим в населенных пунктах, расположенных вне зоны охвата сетью эфирной цифровой наземной трансляции, в установке спутникового телевизионного оборудования;

3) активизировать работу по информированию граждан о переходе на цифровое телевизионное вещание, шире привлекать волонтеров для ведения разъяснительной адресной работы с населением и оказания помощи по подбору и настройке оборудования для приема цифрового сигнала.

Согласно распоряжению Правительства Иркутской области от 29.03.2019 № 167-рп «Об отдельных мерах по подготовке к переходу на цифровое эфирное телевизионное вещание на территории Иркутской области в 2019 году» органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, министерство по молодежной политике Иркутской области при консультационной помощи филиала ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» «Иркутский областной радиотелевизионный передающий центр» осуществляют организацию работы волонтеров по оказанию помощи пожилым людям в части подключения пользовательского оборудования для приема цифрового эфирного телевизионного вещания.

Таким образом, исполнителем федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2009 № 985, предусмотрена возможность бесплатного подключения цифрового оборудования населению силами волонтеров.

Согласно информации, полученной в ходе осуществления телефонного соединения с номером 8(800)234-88-66, указанным в извещении, сотрудниками Иркутского УФАС России было установлено, что организация осуществляет подключение телевизоров к цифровому вещанию. При этом, как указано оператором, стоимость подключения одного телевизора составит 3900 рублей, пенсионерам 2900 рублей. В эту стоимость войдет приставка DVB-T20, адаптер сетевого питания, пульт дистанционного управления, батарейки, соединительный кабель, руководство пользователя, гарантийный талон, комнатная ТВ-антенна с усилителем, работа мастера по подключению, настройка и тестирование всего оборудования.

Иркутским УФАС России в ходе проведенного расследования установлено, что номер телефона 8(800)234-88-66, указанный в извещении, принадлежит ООО «Первая энергосберегающая компания» на основании заключенного с ПАО «МТС» договора на оказание услуг связи «МТС» <…>.

Таким образом, Иркутское УФАС России усмотрело в действиях ООО «Первая энергосберегающая компания», выразившихся в распространении извещений, организации и работе горячей линии по номеру телефона 8(800)234-88-66, в совокупности формирующих у потенциальных потребителей представление о том, что ООО «Первая энергосберегающая компания» осуществляет работы по переходу на цифровой сигнал, как исполнитель федеральной целевой программы, а не как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги в рамках обычной предпринимательской деятельности, признаки недобросовестной конкуренции, запрет на которую установлен статьей 14.8 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции» в случае выявления в действиях лица признаков нарушения, в том числе статьи 14.8 Закона «О защите конкуренции», указанным лицам выдается предупреждение. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении указанного запрета без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

На основании изложенного и в соответствии со статьей 39.1 Закона «О защите конкуренции» Иркутское УФАС России выдало ООО «Первая энергосберегающая компания» предупреждение от 22.05.2019 № 038/34/19 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем:

1. прекращения распространения информации, которая формирует у потенциальных потребителей представление о том, что Общество осуществляет работы по переходу на цифровой сигнал как исполнитель федеральной целевой программы, а не как хозяйствующий субъект оказывающий услуги в рамках обычной предпринимательской деятельности.

2. в рамках работы горячей линии по телефону 8(800)234-88-66 обязательного предварительного уведомления абонентов о возможности бесплатного выполнения работ по переходу на цифровой сигнал телевизионного вещания, в случае обращения к волонтерам, деятельность которых организована уполномоченным органом государственной власти.

Данное предупреждение было направлено Иркутским УФАС России телефонограммой на номер телефона 8(800)234-88-66, принадлежащий ООО «Первая энергосберегающая компания».

Кроме того, сотрудниками Карельского УФАС России 24.05.2019 были осуществлены попытки вручения предупреждения Иркутского УФАС России от 22.05.2019 № 038/34/19 по юридическому адресу ООО «Первая энергосберегающая компания» (Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Александра Невского, д. 65, пом. 306). Однако ООО «Первая энергосберегающая компания» отказалась от получения предупреждения Иркутского УФАС России, что подтверждается актом об отказе в получении.

Таким образом, предупреждение Иркутского УФАС России № 038/34/19 от 22.05.2019 ООО «Первая энергосберегающая компания» не исполнено.

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного был издан приказ Иркутского УФАС России от 31.05.2019 № 038/203/19 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Первая энергосберегающая компания» статьи 14.8 Закона «О защите конкуренции».

На основании акта приема-передачи дела о нарушении антимонопольного законодательства от 20.06.2019 № 2/20 и приказа Иркутского УФАС России от 31.07.2019 № 038/311/19 о прекращении работы Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства был издан приказ ФАС России от 06.08.2019 № 1066/19 о принятии переданного дела к рассмотрению и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Первая энергосберегающая компания» статьи 14.8 Закона «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела № 08/01/14.8-89/2019 о нарушении антимонопольного законодательства ООО «Первая энергосберегающая компания» были представлены письменные пояснения, из которых следует, что ООО «Первая энергосберегающая компания» оказывает услуги по обработке телефонных звонков заказчиков. Вместе с тем, указанный в извещении телефонный номер <...> (800)234-88-66 выделен ИП Фарутину Александру Александровичу, являющемуся заказчиком по договору на оказание услуг центра обработки вызовов <…>.

Таким образом, ООО «Первая энергосберегающая компания» ходатайствовала о привлечении к участию в рассмотрении дела ИП Фарутина Александра Александровича.

Комиссия ФАС России удовлетворила ходатайство ООО «Первая энергосберегающая компания».

Определением от 17.09.2019 к участию в рассмотрении дела № 08/01/14.8-89/2019 в качестве заинтересованного лица был привлечен ИП Фарутин Александр Александрович.

Вместе с тем, из материалов дела № 08/01/14.8-89/2019 о нарушении антимонопольного законодательства следует, что ООО «Первая энергосберегающая компания» осуществляла услуги центра обработки вызовов (call-центра), а именно: обработку телефонных вызовов, телефонные опросы, актуализацию данных, телефонные презентации товаров и услуг ИП Фарутина Александра Александровича, ввод данных, аппаратно-программное и прочее техническое обеспечение указанной деятельности, а также передачу результата обработки вызова ИП Фарутину Александру Александровичу. Вышеуказанные услуги ООО «Первая энергосберегающая компания» осуществляла по поручению ИП Фарутина Александра Александровича.

Кроме того, согласно пункту 2.2.2. договора на оказание услуг центра обработки вызовов от 18.07.2018 ИП Фарутин Александр Александрович принимает на себя всю ответственность за лицензионную, налоговую, сертификационную, антимонопольную, рекламную и т.п. чистоту продуктов и услуг, в связи с реализацией которых ИП Фарутин Александр Александрович поручает ООО «Первая энергосберегающая компания» выполнение услуг в рамках настоящего договора.

Исходя из изложенного, Комиссией ФАС России усмотрела в действиях ИП Фарутина Александра Александровича признаки нарушения запрета, установленного статьей 14.8 Закона «О защите конкуренции».

В связи с этим, Комиссия ФАС России приняла решение привлечь ИП Фарутина Александра Александровича к участию в рассмотрении дела № 08/01/14.8-89/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве ответчика, а также на основании части 3 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции» выдать ему предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Определением от 17.10.2019 к участию в рассмотрении дела № 08/01/14.8-89/2019 в качестве ответчика был привлечен ИП Фарутин Александр Александрович.

ИП Фарутину Александру Александровичу было выдано предупреждение от 28.10.2019 № АК/94010/19 о необходимости прекращения действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно: прекращения распространения листовок с вышеперечисленными сведениями, а также прекращения распространения информации, формирующей у потенциальных потребителей представление о том, что ИП Фарутин Александр Александрович осуществляет работы по переходу на цифровой сигнал как исполнитель федеральной целевой программы, в срок до 27 ноября 2019 года.

ИП Фарутин Александр Александрович не сообщил в ФАС России о выполнении предупреждения со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Комиссией ФАС России было принято заключение об обстоятельствах дела № 08/01/14.8-89/2019 о нарушении антимонопольного законодательства от 04.12.2019 № АК/106497/19.

ООО «Первая энергосберегающая компания» и ИП Фарутиным Александром Александровичем не были представлены возражения на заключение об обстоятельствах дела № 08/01/14.8-89/2019 о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии со статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Запрет на недобросовестную конкуренцию установлен нормами главы 2.1 Закона «О защите конкуренции».

При этом список форм недобросовестной конкуренции не является закрытым, в связи с чем статьей 14.8 Закона «О защите конкуренции» запрещены иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1- 14.7 настоящего Федерального закона.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела № 08/01/14.8-89/2019 о нарушении антимонопольного законодательства доказательства и установленные по делу обстоятельства, Комиссия ФАС России пришла к следующим выводам.

В ходе рассмотрения дела № 08/01/14.8-89/2019 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия ФАС России установила, что ООО «Первая энергосберегающая компания» осуществляла услуги центра обработки вызовов (call-центра), а именно: обработку телефонных вызовов, телефонные опросы, актуализацию данных, телефонные презентации товаров и услуг ИП Фарутина Александра Александровича, ввод данных, аппаратно-программное и прочее техническое обеспечение указанной деятельности, а также передачу результата обработки вызова ИП Фарутину Александру Александровичу. Вышеуказанные услуги ООО «Первая энергосберегающая компания» осуществляла по поручению ИП Фарутина Александра Александровича.

Комиссия ФАС России учитывала, что согласно пункту 2.2.2. договора на оказание услуг центра обработки вызовов <…>, заключенного между ООО «Первая энергосберегающая компания» и ИП Фарутиным Александром Александровичем, ИП Фарутин Александр Александрович принимает на себя всю ответственность за лицензионную, налоговую, сертификационную, антимонопольную, рекламную и т.п. чистоту продуктов и услуг, в связи с реализацией которых ИП Фарутин Александр Александрович поручает ООО «Первая энергосберегающая компания» выполнение услуг в рамках настоящего договора.

Таким образом, ООО «Первая энергосберегающая компания» не осуществляла действий по распространению извещений, организации и работе горячей линии по номеру телефона 8(800)234-88-66, в совокупности формирующих у потенциальных потребителей представление о том, что ООО «Первая энергосберегающая компания» осуществляет работы по переходу на цифровой сигнал, как исполнитель федеральной целевой программы, а не как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги в рамках обычной предпринимательской деятельности.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

При таких обстоятельствах Комиссия ФАС России не установила в рассматриваемых действиях ООО «Первая энергосберегающая компания» нарушения антимонопольного законодательства в форме недобросовестной конкуренции, поскольку отсутствует подтверждение наличия всех признаков недобросовестной конкуренции, отраженных в пункте 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции».

Вместе с тем, Комиссия ФАС России усмотрела в вышеуказанных действиях ИП Фарутина Александра Александровича признаки нарушения запрета, установленного статьей 14.8 Закона «О защите конкуренции».

В связи с этим, Комиссия ФАС России приняла решение привлечь ИП Фарутина Александра Александровича к участию в рассмотрении дела № 08/01/14.8-89/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве ответчика, а также на основании части 3 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции» выдала ему предупреждение от 28.10.2019 № АК/94010/19 о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.

ИП Фарутин Александр Александрович не сообщил в ФАС России о выполнении предупреждения со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Вместе с тем, после принятия заключения об обстоятельствах дела № 08/01/14.8-89/2019 о нарушении антимонопольного законодательства ИП Фарутиным Александром Александровичем в ответ на предупреждение от 28.10.2019 № АК/94010/19 были представлены письменные пояснения, из которых следует, что рекламные листовки с информацией о проведении работ по переходу на цифровой сигнал как исполнитель федеральной целевой программы больше не распространяются. Работы по переходу на цифровой сигнал не проводятся.

Таким образом, Комиссия ФАС России констатирует, что ИП Фарутиным Александром Александровичем в ходе рассмотрения дела было исполнено предупреждение от 28.10.2019 № АК/94010/19 о необходимости прекращения действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно: прекращения распространения листовок с вышеперечисленными сведениями, а также прекращения распространения информации, формирующей у потенциальных потребителей представление о том, что ИП Фарутин Александр Александрович осуществляет работы по переходу на цифровой сигнал как исполнитель федеральной целевой программы.

Согласно пункту 7 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Принимая во внимание упомянутые обстоятельства и руководствуясь статьей 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Рассмотрение дела № 08/01/14.8-89/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Первая энергосберегающая компания» (ОГРН 1161001061594, ИНН 1001314869, адрес: 185030, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр-т Александра Невского, д. 65, пом. 306) прекратить в связи с отсутствием в действиях ООО «Первая энергосберегающая компания» (ОГРН 1161001061594, ИНН 1001314869, адрес: 185030, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр-т Александра Невского, д. 65, пом. 306) нарушения антимонопольного законодательства.

2. Рассмотрение дела № 08/01/14.8-89/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ИП Фарутина Александра Александровича (ОГРНИП 318100100006553; <…>) прекратить в связи с выполнением ИП Фарутиным Александром Александровичем (ОГРНИП 318100100006553; <…>) предупреждения ФАС России от 28.10.2019 № АК/94010/19.

Связанные организации

ООО "Первая Энергосберегающая компания"
ИНН 1001314869, ОГРН 1161001061594
ИП Фарутин А.А
ИНН 100120297701, ОГРН 318100100006553