Решение №08/41666/23 Решение по делу № 08/05/5-17/2023 в отношении ООО "Агроторг"... от 29 мая 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 08/05/5-17/2023
15 мая 2023 г. г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<...>,
рассмотрев материалы о распространении рекламы сети магазинов «Пятерочка» с сообщением о проводимой акции «Пенсионерам скидки» в эфире телеканалов «Первый канал», «Телеканал «Россия» (Россия – 1)» в ноябре 2022 года,
в присутствии лиц, участвующих в деле:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства рекламе:
ООО «Агроторг» (адрес: 191025, г. Санкт-Петербург, пр. Невский, 90/92, ОГРН: 1027809237796, ИНН: 7825706086, КПП: 784101001, дата присвоения ОГРН: 10.12.2002) — <...>,
заинтересованное лицо:
ООО «Корпоративный центр ИКС5» (адрес: 109029, г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28, стр. 4, ОГРН 1077760250941, дата присвоения ОГРН: 18.09.2007, ИНН: 7728632689, КПП: 772201001) - <...>,
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение гражданина с претензиями к распространявшейся в эфире телеканалов «Первый канал», «Телеканал «Россия» (Россия – 1)» в ноябре 2022 года рекламе сети магазинов «Пятерочка», сообщающей об акции «Пенсионерам скидки».
В рекламном видеоролике сообщается следующее.
«Десять процентов? Десять процентов».
Скидка десять процентов каждый день всем пенсионерам в Пятерочке».
В видеоряде рекламы размещен товарный знак «Пятерочка» и утверждения «- 10% с открытия до 13:00», «Пенсионерам скидка каждый день».
На всем протяжении рекламы в нижней части кадра сменяются дисклеймеры со следующим текстом:
1) c 00 по 05 секунду – «Срок действия акции с 01.10.22 по 31.12.22 (включительно). Акция действует во всех магазинах сети «Пятёрочка». Скидка предоставляется при предъявлении пенсионного удостоверения. Пенсионное удостоверение может заменить справка, полученная в Пенсионном фонде России или любой другой документ, подтверждающий пенсионный статус».
2) с 06 по 09 секунду — «Скидка распространяется не на все категории товаров, представленных в магазинах ТС «Пятёрочка». Администрация магазинов «Пятёрочка» оставляет за собой право приостановить действие данной акции в любой момент, а также продлить срок действия акции без объявления причин. Подробные условия акции уточняйте в магазинах «Пятёрочка» и на сайте www.5ka.ru.»
Текст указанных дисклеймеров выполнен мелким шрифтом, размещен на 6,9 % площади кадра, и каждый из дисклеймеров демонстрируется в рекламном видеоролике в течении 3-5 секунд.
Сообщаемые в рекламе утверждения «скидка десять процентов каждый день всем пенсионерам в Пятерочке», «пенсионерам скидка каждый день» дают потребителям основания полагать, что магазин распространяет действие акции на все категории товаров магазина.
Вместе с тем согласно условиям акции «Пенсионерам скидки», размещенным на официальном сайте сети магазинов «Пятерочка», и информации, приведенной в дисклеймерах, скидка распространяется не на все категории товаров, представленных в магазинах ТС «Пятёрочка». Так, скидка не распространяется на табак, табачные изделия или никотиносодержащую продукцию, устройства для потребления никотиносодержащей продукции; уцененный товар; лотерейные билеты; товары, участвующие в промо-акциях; социально значимые товары, отмеченные ценником «Выгодно» и наличием обозначения на ценнике буквы «Ц», а также товары под брендом «Красная цена».
Форма и условия размещения рекламы не позволяют потребителям воспринять (прочитать) текст дисклеймеров ввиду мелкого шрифта и краткого времени показа, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.
В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно условий предоставления скидки.
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В своих пояснениях ООО «Агроторг» указывает, что дисклеймер с условиями акции различим, читабелен и контрастирует с фоном ролика. Проведение акции положительно воспринимается потребителями, позволяя экономить на покупках.
Вместе с тем Комиссия ФАС России установила, что информация о том, что скидка в рамках акции распространяется не на все категории товаров, является существенной. При этом форма и условия представления данной информации в рекламе не позволяют довести её до сведения потребителя надлежащим образом. Соответственно потребители не получают часть существенной для них информации об условиях предоставления скидки и вводятся в заблуждение относительно возможности получить скидку на все категории приобретаемых товаров.
Таким образом, в рекламе магазинов «Пятерочка», сообщающей об акции «Пенсионерам скидки» и скидке 10% каждый день всем пенсионерам в Пятерочке в рамках, распространявшейся в эфире телеканалов «Первый канал», «Телеканал «Россия» (Россия – 1)» в ноябре 2022 года, усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
ООО «Корпоративный центр ИКС5» сообщило, что рекламодателем рекламы является ООО «Агроторг». ООО «Корпоративный центр ИКС5», в свою очередь, является Управляющей компанией общества ООО «Агроторг» и осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа ООО «Агроторг».
Согласно представленным ООО «Агроторг» документам, ООО «Агроторг» является рекламодателем рекламы сети магазинов «Пятерочка» с сообщением о проводимой акции «Пенсионерам скидки», распространявшейся в эфире телеканалов «Первый канал», «Телеканал «Россия» (Россия – 1)» в ноябре 2022 года.
Таким образом, рекламодателем рекламы является ООО «Агроторг» (адрес: 191025, г. Санкт-Петербург, пр. Невский, 90/92, ОГРН: 1027809237796, ИНН: 7825706086, КПП: 784101001, дата присвоения ОГРН: 10.12.2002).
Руководствуясь частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», распространявшуюся в ноябре 2022 года рекламу сети магазинов «Пятерочка», сообщающую об акции «Пенсионерам скидки» и скидке 10% каждый день всем пенсионерам в Пятерочке, поскольку реклама замалчивает часть существенной информации об условиях предоставления скидки и вводит потребителей в заблуждение относительно возможности приобрести все категории товаров со скидкой.
2. Выдать ООО «Агроторг» (адрес: 191025, г. Санкт-Петербург, пр. Невский, 90/92, ОГРН: 1027809237796, ИНН: 7825706086, КПП: 784101001, дата присвоения ОГРН: 10.12.2002) предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для решения вопроса о необходимости возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Агроторг».
Решение изготовлено в полном объеме «24» мая 2023 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.