Решение (комиссия) №08/39959/24 Решение по делу № 08/05/28-28/2024 в отношении АО "Альфа-Бан... от 8 мая 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 08/05/28-28/2024
«19» апреля 2024 г. г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
<...>,
Члены Комиссии:
<...>,<...>,
рассмотрев материалы о распространении в декабре 2023 года в эфире радиостанций рекламы Альфа-Вклада по ставке 16 % годовых,
в отсутствии лиц, участвующих в деле:
лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства рекламе:
рекламодатель:
АО «Альфа-Банк» (107078, г. Москва, ул. Каланчевская, 27, ОГРН: 1027700067328, Дата присвоения ОГРН: 26.07.2002, ИНН: 7728168971) — на рассмотрение дела не явилось, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие общества,
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступили обращения граждан с претензиями к рекламе Альфа-Вклада по ставке 16 % годовых АО «Альфа-Банк», распространявшейся в эфире радиостанций в декабре 2023 года.
В аудиоряде рекламы сообщается:
«Лучшая ставка в стране в Альфа-Банке. Получайте 16 % годовых по Альфа-Вкладу. Не просто выгодно — Альфа-Выгодно! АО «Альфа-Банк».
В рекламном аудиоролике утверждается, что «Лучшая ставка в стране в Альфа-Банке...».
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
В рассматриваемой рекламе сообщается, что ставка по вкладу АО «Альфа-Банк» в размере 16 % годовых является лучшей в стране. Вместе с тем согласно информации, размещенной на сайте финансового маркетплейса «Банки.ру» https://www.banki.ru/ 25.12.2024, на момент распространения рекламы вклада АО «Альфа-Банк» по ставке 16 % на сайте указанного маркетплейса были размещены предложения по вкладам других банков с более высокими ставками, а именно: вклад «Надёжный» ПАО Росбанк по ставке 16,70 % годовых, вклад «Мой дом» АО «Дом.РФ» по ставке 16,40 % годовых.
Соответственно, рекламное утверждение: «Лучшая ставка в стране в Альфа-Банке...» содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
К условиям, влияющим на сумму доходов по вкладу относятся сумма банковского вклада, срок банковского вклада, проценты по вкладу, порядок снятия денежных средств со счета по вкладу и его пополнения и иные условия.
В рекламе Альфа-Вклада АО «Альфа-Банк» озвучивается привлекательная для потребителя процентная ставка (16 % годовых).
Вместе с тем информация об иных условиях вклада, влияющих на сумму доходов, которую получат вкладчики, такими как:
- сумма банковского вклада,
- срок банковского вклада,
в рекламе отсутствовала.
Таким образом, в рекламе Альфа-Вклада по ставке 16 % годовых АО «Альфа-Банк», распространявшейся в эфире радиостанций в декабре 2023 года, усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 3, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
При этом Комиссия ФАС России не нашла подтверждение наличия в рекламе вклада по ставке 16 % годовых АО «Альфа-Банк» признаков нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», связанных с использованием некорректного сравнения рекламируемого продукта АО «Альфа-Банк» с продуктами других банков.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3, частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО «Альфа-Банк» (адрес: 107078, г. Москва, Каланчевская ул., д. 27, ИНН: 7728168971, ОГРН: 1027700067328 КПП: 770801001, дата регистрации: 24.02.1998).
Руководствуясь пунктом 1 части 3, частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», рекламу вклада по ставке 16 % годовых АО «Альфа-Банк», распространявшуюся в декабре 2023 года в эфире радиостанций, поскольку в рекламе содержатся не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
2. Признать ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 5, пункт 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», рекламу вклада по ставке 16 % годовых АО «Альфа-Банк», распространявшуюся в декабре 2023 года в эфире радиостанций, поскольку в рекламе отсутствует часть существенной информации об иных условиях вклада, влияющих на сумму доходов, которую получат воспользовавшиеся услугой лица.
3. Выдать АО «Альфа-Банк» (107078, г. Москва, ул. Каланчевская, 27, ОГРН: 1027700067328, Дата присвоения ОГРН: 26.07.2002, ИНН: 7728168971) предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО «Альфа-Банк».
Решение изготовлено в полном объеме 06 мая 2024 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заместитель Председателя комиссии |
|
<...> |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
<...> |
|
|
<...> |