Решение (комиссия) №08/21155/24 Решение по делу № 08/05/5-1/2024 в отношении АО "Альфа-Банк"... от 14 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 08/05/5-1/2024

27 февраля 2024 г.                                                                               г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместитель председателя Комиссии:

<...> — начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

Члены Комиссии:

<...> - заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

<...> - начальник отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев материалы о распространении рекламы дебетовой карты АО «Альфа-Банк» - «Карта, как у взрослого для детей от 6 до 14 лет с кэшбэком 10% за все покупки» на телевизионных каналах «Россия 1» и «Первый канал» в августе-сентябре 2023 года,

в отсутствии лиц, участвующих в деле:

лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства рекламе:

рекламодатель:

АО «Альфа-Банк» (107078, г. Москва, ул. Каланчевская, 27, ОГРН: 1027700067328, Дата присвоения ОГРН: 26.07.2002, ИНН: 7728168971)на рассмотрение дела не явилось, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие общества;

заявитель:

<...> —заявитель не явился, уведомлен надлежащим образом;

УСТАНОВИЛА:

ФАС России приняла к производству дело, возбужденное Самарским УФАС России.

Самарское УФАС России рассмотрело заявления <...>, перенаправленные Управлением Роскомнадзора по Самарской области и прокуратурой Самарской области, о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившегося в размещении в августе-сентябре 2023 года рекламы дебетовой карты АО «Альфа-Банк» - «Карта, как у взрослого для детей от 6 до 14 лет с кэшбэком 10% за все покупки» на телевизионных каналах «Россия 1» и «Первый канал» следующего содержания:

«Не давайте деньги детям, закажите им бесплатную детскую карту Альфа банка, а дальше они сами зарабатывают настоящие деньги в играх и кешбэк 10% за любые покупки. Альфа банк – лучший мобильный банк».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи З Федеральному закону «О рекламе» - объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Объектом рекламирования в данном случае является финансовая услуга по приобретению дебетовой карты АО «Альфа-Банк»: «Карта, как у взрослого для детей от 6 до 14 лет с кэшбэком 10% за все покупки».

Исходя из способа и формы размещения, рассматриваемая информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, способствует формированию интереса к нему и его продвижению на рынке, то есть соответствует всем признакам рекламы. Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

В рассматриваемой рекламе отсутствует какой-либо конкретный критерий, по которому осуществляется сравнение мобильного банка АО «Альфа-Банк» с другими банками и который имеет объективное подтверждение того, что Альфа-Банк является лучшим мобильным банком.

При этом ссылка на мнение агентства Markswebb о превосходстве АО «Альфа-Банк» над иными банками: «Лучший мобильный банк по версии Markswebb», приведенное в поясняющей сноске трудным для восприятия способом в течение короткого времени, не может рассматриваться как критерий, по которому проводится сравнение и объективно подтверждающий преимущества мобильного банка АО «Альфа-Банк».

В своих объяснениях АО «Альфа-Банк» указывает на то, что утверждение «Лучший мобильный банк» является достоверной и фактически подтвержденной информацией, поскольку мобильный банк признан самым эффективным для ежедневного управления деньгами на карте и для дистанционного решения задач, требующих обращения в офис банка или контакт-центра.

Вместе с тем указанный критерий отсутствует в рекламе АО «Альфа-Банк».

Соответственно, рекламное утверждение: «Альфа-Банк — лучший мобильный банк» содержит некорректное сравнение АО «Альфа-Банк» с другими банками.

Таким образом, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Самарским УФАС России в рекламе АО «Альфа-Банк» усмотрены нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при утверждении «бесплатная Детская карта Альфа банка», в связи с чем осуществлён запрос информации об условиях обслуживания детской карты Альфа-Банка в адрес ООО «НРА».

В ответ на запрос ООО «НРА» (вх. № 12034-ЭП/23 от 26.09.2023) предоставило таблицу с условиями использования детской карты Альфа-банка, из которых следует: «Стоимость обслуживания карты — бесплатно; выпуск карты — бесплатно».

Так же в условиях использования детской карты Альфа-банка содержится следующая информация «Комиссия за снятие наличных в банкоматах партнеров — бесплатно, в других случаях будет списано 1,99%, min 199р». Комиссия зависит от тарифа родителя – владельца счета, к которому привязана Детская карта. Бесплатно для А-клуб, Премиум и с услугой Бесплатные переводы.

По мнению Самарского УФАС России отсутствие указания в рекламе о размере взимаемой комиссии за снятие наличных «в других случаях» является существенным ограничением, влияющим на условия пользования детской картой, что в свою очередь является недостоверной информацией.

Комиссия ФАС России не нашла подтверждение наличия признаков нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при утверждении в рекламе АО «Альфа-Банка» - «Не давайте деньги детям, закажите им бесплатную детскую карту Альфа банка, а дальше они сами...», потому что согласно условиям использования детской карты Альфа-банка «Стоимость обслуживания карты — бесплатно; выпуск карты — бесплатно».

Также Комиссия ФАС России пришла к заключению об отсутствии признаков нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, пунктов 2,3,4 статьи 6 Федерального закона «О рекламе» в рекламе банка АО «Альфа-Банк».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО «Альфа-Банк» (107078, г. Москва, ул. Каланчевская, 27, ОГРН: 1027700067328, Дата присвоения ОГРН: 26.07.2002, ИНН: 7728168971).

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 5, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», рекламу дебетовой карты АО «Альфа-Банк», распространявшуюся в августе-сентябре 2023 года на телевизионных каналах «Россия 1» и «Первый канал», поскольку в рекламе содержится некорректное сравнение АО «Альфа-Банк» с другими банками.

2Выдать АО «Альфа-Банк» (107078, г. Москва, ул. Каланчевская, 27, ОГРН: 1027700067328, Дата присвоения ОГРН: 26.07.2002, ИНН: 7728168971) предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

3Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО «Альфа-Банк».

Решение изготовлено в полном объеме 12 марта 2024. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Заместитель Председателя Комиссии

<...>

 

 


 

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

Связанные организации

АО "Альфа-Банк"
ИНН 7728168971, ОГРН 1027700067328