Определение №ТН/113069/23 Определение по делу № 08/05/28-104/2023 о принятии дела Томс... от 29 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о принятии дела к производству

 

«29» декабря 2023 г.                                                                       г. Москва

И.о. председателя Комиссии ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя ФАС России <...>, рассмотрев поступившие из Томского УФАС России материалы дела № 070/05/28-1117/2023, возбужденного по признакам нарушения пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), по факту распространения рекламы вклада по ставке 13 % годовых АО «Почта Банк», распространяемой на рекламном баннере, расположенном напротив жилого дома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Иркутский тракт, 118/2,

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступило заявление гражданина (вх. № 8364-ЭП/23 от 09.10.2023 г.), в котором, с учетом прилагаемых доказательств, указано на признаки нарушения законодательства о рекламе при распространении рекламы «Почта Банк» на рекламном баннере, расположенном напротив адреса: г. Томск, ул. Иркутский тракт, 118/2 вдоль трассы.

В ходе рассмотрения обращения установлено следующее.

В городе Томске на рекламном баннере, расположенном напротив жилого дома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Иркутский тракт, 118/2 вдоль трассы распространялась информация следующего содержания:

«13% ГОДОВЫХ ПОЧТА БАНК ВКЛАД ВКЛАД «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ» (ВКЛАД): РУБЛИ РФ; СРОК – 91 ДЕНЬ; ОТ 10 000 ДО 500 000 РУБ. – 13% ГОДОВЫХ; ДО 10 000 РУБ./НА ЧАСТЬ ОСТАТКА ОТ 500 000, 01 РУБ./ПРИ ДОСРОЧНОМ РАСТОРЖЕНИИ — 0,01% ГОДОВЫХ. УСЛОВИЯ ОТКРЫТИЯ: У КЛИЕНТА ОДНОВРЕМЕННО МОЖЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ ТОЛЬКО ОДИН ВКЛАД; НА МОМЕНТ ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ НА ОТКРЫТИЕ ВКЛАДА: КЛИЕНТ НЕ ИМЕЕТ ДЕЙСТВУЮЩИХ ВКЛАДОВ И С ДАТЫ ОКОНЧАНИЯ СРОКА ВКЛАДА/РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА ВКЛАДА ПРОШЛО БОЛЕЕ 91 КАЛЕНДАРНОГО ДНЯ, НЕ ПОЛУЧАЛ ПРОЦЕНТЫ ЗА ПОСЛЕДНИЙ 91 КАЛЕНДАРНЫЙ ДЕНЬ ПО СБЕРЕГАТЕЛЬНОМУ СЧЕТУ, ТЕКУЩЕМУ СЧЕТУ С ЛОКАЛЬНОЙ КАРТОЙ. ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ – НА POCHTABANK.RU. АО «ПОЧТА БАНК». ЛИЦЕНЗИЯ ЦБ РФ № 650.».

Указанное подтверждается доказательствами, представленными заявителем, и актом осмотра от 10.10.2023 г., составленным должностными лицами Томского УФАС России.

В соответствии с п. 1, 2, 3 ст. 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Из содержания текста рекламы следует, что объектом рекламирования выступает финансовая услуга АО «Почта Банк», а именно услуга по получению вклада с процентной ставкой 13% годовых.

Информация о финансовой услуге «13% ГОДОВЫХ ВКЛАД ...» является рекламой, поскольку соответствует изложенным критериям рекламы:

- распространена посредством наружной рекламы на рекламной конструкции;

- адресована неопределенному кругу лиц, не содержит указания на конкретный субъект ее получения;

- привлекает к объекту рекламирования внимание неопределенного круга лиц (потенциальных потребителей рекламы), формирует и поддерживает интерес к рекламируемым финансовым услугам и продвигает их на рынке аналогичных услуг.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Частью 7 статьи 5 Закона о рекламе закреплено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Особенностью договора банковского вклада является пользование банком денежными средствами физических и юридических лиц на платной основе.

Поэтому ст. 834 ГК РФ к существенным условиям этого договора относит процентную ставку и срок ее действия (в год, в месяц).

Процентная ставка напрямую зависит от суммы вклада, срока вклада, вида валюты, которые также являются существенными условиями договора и подлежат указанию в рекламе.

Одновременно важной информацией для потребителя по вкладам является информация о возможности пополнения вклада, досрочном снятии денежных средств со счета, обеспечении возврата вклада, об изменениях условий договора банком в одностороннем порядке, в том числе об изменении процентной ставки и пр.

Томским УФАС России установлено, что приложением № 6 к Приказу от 27.09.2023 № 23-0805 АО «Почта Банк» утверждены существенные условия вклада «Добро пожаловать» из анализа которого следует, в финансовой рекламе «Почта Банк» отображены не все существенные условия, а именно условия относительно возможности пополнения, расходных операций, прекращения договора вклада по инициативе клиента, окончания срока вклада.

Согласно правовой позиции, выраженной Высшим Арбитражным Судом РФ в постановлении Пленума от 8 октября 2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара.

Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В рассматриваемой рекламе выделена наиболее привлекательная для потребителя информация — «13% ГОДОВЫХ» вследствие чего потребитель может решить, что граждане могут получить доход вне зависимости от суммы, срока, и иных условий.

Информация об условиях, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся вкладом лица, является существенной для потребителя, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, исказить смысл рекламы и ввести потребителей в заблуждение относительно условий вклада.

Должностными лицами Томского УФАС России установлено, что спорная реклама размещена на рекламной конструкции, установленной вдоль проезжей части оживленной дороги (и направлена на импульсивное восприятие участниками дорожного движения (относительно быстрое и четкое осознание предлагаемой информации, а также ее понимание и уяснение без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточение внимания).

Таким образом, размещение доступным для восприятия способом, привлекательных условий договора (13% ГОДОВЫХ) и размещение всей необходимой для принятия решения информации о минимальной процентной ставке, сумме, сроке вклада, а также иных условий, пользования услугой банка, мелким шрифтом, в совокупности со способом исполнения шрифтов, цвета фона, места и площади рекламного поля, приводит к искажению смысла информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей.

Таким образом, установлено, что в рекламе вклада «Добро пожаловать» АО «Почта Банк» «13% ГОДОВЫХ...» отсутствуют существенные условия, предусмотренные в статье 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», что указывает на нарушение требований части 7 статьи 5, части 2 пункта 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно п. 4 ст. 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 6 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований части 7 статьи 5, части 2 пункта 2 статьи 28 Федерального закона ответственность возложена на рекламодателя.

Рекламодателем является АО «Почта Банк» (107061, г Москва, пл. Преображенская, д. 8, ОГРН: 1023200000010, Дата присвоения ОГРН: 09.08.2002, ИНН: 3232005484, КПП: 771801001, президент-председатель правления: <...>).

Рекламопроизводителем является общество с ограниченной ответственностью «Русс Аутдор» (125167, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Аэропорт, пр. Ленинградский, д. 36, стр. 41, пом. 7, ОГРН: 1037739331860, Дата присвоения ОГРН: 31.01.2003, ИНН: 7731196087, КПП: 771401001, директор: <...>) (рекламопроизводитель).

Рекламораспространителем является общество с ограниченной ответственностью «АПР-Сити/ТВД» (125167, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Аэропорт, пр. Ленинградский, д. 36, стр. 41, пом. 6, ОГРН: 1037739332564, Дата присвоения ОГРН: 31.01.2003, ИНН: 7703225956, КПП: 771401001, генеральный директор: <...>) (рекламораспространитель).

В соответствии с пунктом 12 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, указанное дело передано для рассмотрения по существу в ФАС России.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктом 27 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Принять к производству дело № 070/05/28-1117/2023 по признакам нарушения законодательства о рекламе, возбужденное Томским УФАС России.

2. Присвоить делу номер № 08/05/28-104/2023.

3. Признать лицами, участвующими в деле:

заявитель: <...>: E-mail: <...>@mail.ru.

лицо, в отношении которого возбуждено дело (рекламодатель): АО «Почта Банк» (107061, г Москва, пл. Преображенская, д. 8, ОГРН: 1023200000010, Дата присвоения ОГРН: 09.08.2002, ИНН: 3232005484, КПП: 771801001, президент-председатель правления:<...>);

заинтересованные лица:

Общество с ограниченной ответственностью «Русс Аутдор» (125167, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Аэропорт, пр. Ленинградский, д. 36, стр. 41, пом. 7, ОГРН: 1037739331860, Дата присвоения ОГРН: 31.01.2003, ИНН: 7731196087, КПП: 771401001, директор: <...>) — рекламопроизводитель.

Общество с ограниченной ответственностью «АПР-Сити/ТВД» (125167, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Аэропорт, пр. Ленинградский, д. 36, стр. 41, пом. 6, ОГРН: 1037739332564, Дата присвоения ОГРН: 31.01.2003, ИНН: 7703225956, КПП: 771401001, генеральный директор: <...>) - рекламораспространитель.

4. Назначить дело № 08/05/28-104/2023 к рассмотрению на «24» января 2024 г. в 14 часов 30 минут по адресу г. Москва, Садовая-Кудринская, д. 11, ауд. 204КУБ, (т. <...>, вн. <...>, <...>, <...>).

Явка представителя АО «Почта Банк», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей организаций – подлинная доверенность на представление интересов организации, в том числе по делу № 08/05/28-104/2023).

Лица, участвующие в деле, вправе ходатайствовать об участии в рассмотрении дела с использованием системы видео-конференц-связи. Ходатайство необходимо направить за пять рабочих дней до рассмотрения дела (на почту <...>@fas.gov.ru).

Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии и паспортные данные представителей необходимо в обязательном порядке сообщить заранее: для граждан Российской Федерации - за 1 день (по телефону <...> (вн.<...>, <...>) или почте <...>@fas.gov.ru).

 

 

И.о.председателя Комиссии <...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны