Решение №АК/39322/21 Решение по делу № 08/05/5-26/2021 в отношении АО "Альфа-Банк... от 17 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 08/05/5-26/2021

23 апреля 2021 г.                                                                                  г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии

<…> - заместитель руководителя ФАС России,

Члены Комиссии:

<…> - начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

<…> – заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

<…> - консультант отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев материалы о распространении с ноября 2020 г. на сайте youtube.com рекламы карты АО «Альфа-Банк» в форме клипа «Клип за 10 лямов»,

в присутствии лиц, участвующих в деле:

лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

рекламодатель:

АО «Альфа-Банк» (адрес: ул. Каланчевская, д. 27, г. Москва, 107078, ОГРН: 1027700067328, Дата присвоения ОГРН: 26.07.2002, ИНН: 7728168971, КПП: 770801001) — уведомлены надлежащим образом, не явились;

рекламопроизводитель и рекламораспространитель:

ИП <…> - уведомлен надлежащим образом, не явился,

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступили обращения граждан с претензиями к рекламе карты АО «Альфа-Банк», распространяемой с ноября 2020 г. на сайте youtube.com в форме клипа «Клип за 10 лямов».

Визуальный ряд клипа демонстрирует, как герой ролика (далее - Исполнитель) входит в офис АО «Альфа-Банк» с бутылкой алкогольного напитка в руках, употребляя на ходу из горла бутылки алкогольную продукцию, его встречает сотрудник банка.

Сотрудник банка: «<…>, добро пожаловать в лучший банк нашей страны «Альфа-Банк». Здравствуйте. Пойдемте. Первое, что хотелось бы Вам предложить, <…>, это уникальная, привилегированная карта «Альфа-Банка». А второе, я хотел бы, чтобы Вы сняли лучший клип для лучшего банка страны, для «Альфа-Банка».

Исполнитель: «Сколько?»

Сотрудник банка: «<…>, я думаю, что этой суммы должно хватить. Здесь 10 миллионов рублей».

Исполнитель: «Я в деле».

Далее Исполнитель исполняет песню и демонстрирует полученные деньги и карту АО «Альфа-Банк». На второй минуте ролика Исполнитель показывает зрителям средний палец (неприличный жест).

В клипе принимают участие девушки в униформе цветовой гаммы АО «Альфа-Банк».

По завершении песни Исполнитель обращается к зрителям:

«Ребят, честно говоря, мне как-то даже неудобно за такое брать 10 миллионов, поэтому я решил 3 миллиона из этих денег отдать вам. Все, что вам нужно, чтобы поучаствовать в розыгрыше вот этих денег, всего лишь оформить карту «Альфа-Банка» по ссылке в описании. А зачем вам нужно оформлять эту карту? Потому что, во-первых, до 2% кэшбэка на все абсолютно, во-вторых, это единственная карта с бесплатным обслуживанием на территории России. Вы ее оформить сможете только с 18 лет, поэтому если вам вдруг нет 18, ну, у родителей попросите, чё я думаю, западло не будет, она же бесплатная. И самое главное, вы должны совершить по своей карте всего лишь одну покупку, любую, хоть коробок спичек. Победителей выберем в онлайн-трансляции. Когда? 22 декабря, конечно же. Удачи!».

В конце ролика Исполнитель использует банковскую карту АО «Альфа-Банк» для имитации банковской операции по карте, проводя картой в области оголенной груди девушки.

В описании к клипу сообщается:

«РОЗЫГРЫШ 3.000.000 РУБЛЕЙ! Закажи бесплатную Альфа-Карту с кэшбэком по моей ссылке (https://alfa.me/FR7l) и сделай хотя бы одну покупку на любую сумму до 17 декабря. 22 декабря в своем инстаграме выберу 30 победителей, которым раздам по 100 000 Р.

P.S. Альфа-Карту можно оформить только если тебе уже есть 18 лет. Если меньше - попроси родителей или друзей кому есть 18».

01.02.2021 специалистом ФАС России составлены протокол осмотра сайта youtube.com и протокол записи видеоролика, в которых зафиксирован факт распространения рекламы АО «Альфа-Банк» на сайте youtube.com.

 

В рассматриваемой рекламе карты АО «Альфа-Банк» Исполнитель употребляет алкогольную продукцию.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.

Соответственно в рекламе карты АО «Альфа-Банк» в форме клипа «Клип за 10 лямов», распространяемой с ноября 2020 г. на сайте youtube.com, усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 

Исполнитель в рекламном клипе советует несовершеннолетним обратиться к родителям или к совершеннолетним друзьям с просьбой оформить им «Альфа-Карту», тем самым реклама побуждает несовершеннолетних убедить родителей или иных лиц приобрести рекламируемую карту АО «Альфа-Банк».

Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона «О рекламе» в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускается побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар.

Соответственно в рекламе карты АО «Альфа-Банк» в форме клипа «Клип за 10 лямов», распространяемой с ноября 2020 г. на сайте youtube.com, усматриваются признаки нарушения пункта 2 статьи 6 Федерального закона «О рекламе».

 

Использованное в рекламе утверждение «лучший банк страны» в отношении АО «Альфа-Банк», указывает на превосходство данного банка в сравнении с другими банками, поскольку «лучший» подразумевает, что субъект рекламирования является первым из числа других однородных субъектов, обладая более высокими достоинствами и преимуществом перед ними.

При использовании в рекламе каких-либо сравнительных характеристик, которые указывают на превосходство товара перед товарами иных производителей («лучший», «№1» и пр.), должны быть указаны критерии, по которым осуществляется сравнение и которые обосновывают данное утверждение.

В рекламе отсутствует информация о критериях сравнения, на основании которых утверждается о превосходстве АО «Альфа-Банк» над другими банками, что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение.

При данных обстоятельствах указание на превосходство АО «Альфа-Банк» над другими банками является некорректным и вводит потребителей в заблуждение относительно такого превосходства.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Соответственно в рекламе карты АО «Альфа-Банк» в форме клипа «Клип за 10 лямов», распространяемой с ноября 2020 г. на сайте youtube.com, усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 

В рекламе отсутствует наименование, оказывающего банковские услуги лица, с указанием его организационно-правовой формы, которое является неотъемлемой частью наименования юридического лица.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Соответственно в рекламе карты АО «Альфа-Банк» в форме клипа «Клип за 10 лямов», распространяемой с ноября 2020 г. на сайте youtube.com, усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

 

Созданный в рекламе образ сотрудников АО «Альфа Банк» (девушек) выглядит вызывающим и является непристойным, поскольку вырез у рубашек чрезмерно откровенный и через него виднеется нижнее белье.

Таким образом, созданный в рекламе образ противоречит реальному образу сотрудников банка.

Действия Исполнителя по использованию оголенной части тела девушки в качестве платежного терминала для имитации оплаты банковской картой унизительны для женщины, поскольку женщина отождествляется с предметом.

В рекламе Исполнитель показывает зрителям средний палец, являющийся общеизвестным неприличным и оскорбительным жестом.

Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Соответственно в рекламе карты АО «Альфа-Банк» в форме клипа «Клип за 10 лямов», распространяемой с ноября 2020 г. на сайте youtube.com, усматриваются признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2, 5, 6, 7 статьи 5, статьей 6, статьей 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 8 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Рекламодателем указанной рекламы является АО «Альфа-Банк» (адрес: ул. Каланчевская, д. 27, г. Москва, 107078, ОГРН: 1027700067328, Дата присвоения ОГРН: 26.07.2002, ИНН: 7728168971, КПП: 770801001).

Рекламопроизводителем и рекламораспространителем рекламы является ИП <…>.

Руководствуясь пунктом 3 части 5 статьи 5, пунктом 1 части 2 статьи 5, части 7 статьи 5, части 6 статьи 5, пункта 2 статьи 6, части 1 статьи 28, пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-51 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 3 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», рекламу карты АО «Альфа-Банк», распространявшуюся с ноября 2020 г. на сайте youtube.com в форме клипа «Клип за 10 лямов», поскольку в рекламе демонстрируется процесс потребления алкогольной продукции.

2. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 1 части 2 статьи 5, часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», рекламу карты АО «Альфа-Банк», распространявшуюся с ноября 2020 г. на сайте youtube.com в форме клипа «Клип за 10 лямов», поскольку в рекламе приводится некорректное сравнение АО «Альфа-Банк» с другими банками.

3. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 2 статьи 6 Федерального закона «О рекламе», рекламу карты АО «Альфа-Банк», распространявшуюся с ноября 2020 г. на сайте youtube.com в форме клипа «Клип за 10 лямов», поскольку реклама побуждает несовершеннолетних убедить родителей или иных лиц приобрести рекламируемую карту АО «Альфа-Банк».

4. Признать ненадлежащей, нарушающей часть 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», рекламу карты АО «Альфа-Банк», распространявшуюся с ноября 2020 г. на сайте youtube.com в форме клипа «Клип за 10 лямов», поскольку в рекламе отсутствует наименование, оказывающего банковские услуги лица, с указанием его организационно-правовой формы, которая является неотъемлемой частью наименования юридического лица.

5. Признать ненадлежащей, нарушающей часть 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», рекламу карты АО «Альфа-Банк», распространявшуюся с ноября 2020 г. на сайте youtube.com в форме клипа «Клип за 10 лямов», поскольку в рекламе используются непристойные и оскорбительные образы и сравнения.

6. Выдать АО «Альфа-Банк» (адрес: ул. Каланчевская, д. 27, г. Москва, 107078, ОГРН: 1027700067328, Дата присвоения ОГРН: 26.07.2002, ИНН: 7728168971, КПП: 770801001) предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

7. Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

8. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Альфа-Банк», ИП <…>.

 

Решение изготовлено в полном объеме 12 мая 2021 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

АО "Альфа-Банк"
ИНН 7728168971, ОГРН 1027700067328