Решение №08/106108/23 Решение по делу № 08/05/28-86/2023 АО "Альфа-Банк" кредит о... от 14 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 08/05/28-86/2023
«30» ноября 2023 г. г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
<...>,
Члены Комиссии:
<...>,
<...>,
рассмотрев материалы по факту распространения рекламы кредита по ставке от 4,5 % годовых АО «Альфа-Банк» 30.10.2022 в эфире телеканала «МАТЧ ТВ»,
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства рекламе:
АО «Альфа-Банк» (адрес: 107078, г. Москва, Каланчевская ул., д. 27, ИНН: 7728168971, ОГРН: 1027700067328 КПП: 770801001, дата регистрации: 24.02.1998) — уведомлены надлежащим образом, не явились,
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение гражданина с претензиями к рекламе кредита по ставке от 4,5 % годовых АО «Альфа-Банк», распространявшейся 30.10.2022 в эфире телеканала «МАТЧ ТВ» посредством двух рекламных роликов.
1. Рекламный ролик хронометражем 15 секунд.
В аудиоряде рекламы сообщается:
«Такой низкой ставки еще не было! Кредит в Альфа-Банке от 4,5%. Получите деньги уже сегодня. Альфа-Банк - лучший мобильный банк».
В видеоряде рекламы сообщается:
«Кредит в Альфа-Банке от 4,5%. Получите деньги сегодня. Лучший мобильный банк».
Рекламный ролик сопровождается поясняющей сноской на 4% площади кадра из четырех следующих друг за другом частей:
- с 1 по 3 секунду: «В АО «Альфа-Банк» за весь период выдачи кредитов. Ставка от 4,5% до 25,99% годовых определяется индивидуально и действительна на весь срок кредита. Предложение действительно с 26.09.2022»;
- с 3 по 7 секунду: по 31.10.2022. Неустойка за просрочку платежа — 0,1% за каждый день просрочки. Сумма кредита — от 50 000 руб. до 7 500 000 руб., срок действия кредитного договора — 12, 24, 36, 60 мес.»;
- с 6 по 10 секунду: «(определяется индивидуально). Подробнее на alfabank.ru. Не является офертой. Банк имеет право изменить срок действия предложения или отказать в предоставлении кредита»;
- с 10 по 15 секунду: «Лучший мобильный банк по версии Markswebb. АО «Альфа-Банк». Ген. лицензия ЦБ РФ № 1326 от 16.01.2015».
В рекламном ролике сноска представлена в виде нескольких частей, следующих друг за другом в кадрах видеоряда. Продолжительность размещения всей сноски в видеоролике составляет 15 секунд, а каждой её части в кадре — 3‑4 секунды. Текст сносок выполнен мелким шрифтом белыми буквами.
2. Рекламный ролик хронометражем 5 секунд.
В аудиоряде рекламы сообщается:
«Оформите в Альфа-Банке кредит от 4,5%».
В видеоряде рекламы сообщается:
«Кредит в Альфа-Банке от 4,5%».
Рекламный ролик сопровождается поясняющей сноской на 6% площади кадра:
«В АО «Альфа-Банк» за весь период выдачи кредитов. Ставка от 4,5% до 25,99% годовых определяется индивидуально и действительна на весь срок кредита. Предложение действительно с 26.09.2022 по 31.10.2022. Неустойка за просрочку платежа — 0,1% за каждый день просрочки. Сумма кредита — от 50 000 руб. до 7 500 000 руб., срок действия кредитного договора — 12, 24, 36, 60 мес. (определяется индивидуально). Подробнее на alfabank.ru. Не является офертой. Банк имеет право изменить срок действия предложения или отказать в предоставлении кредита. АО «Альфа-Банк». Ген. лицензия ЦБ РФ № 1326 от 16.01.2015».
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее (в редакции, действовавшей до 23.10.2023).
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
К условиям, определяющим стоимость кредита для заёмщика, относятся сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заёмщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.
В рекламе кредита крупным шрифтом указывается и озвучивается голосовым сообщением привлекательная для потребителя информация о процентной ставке по кредиту от 4,5%, то есть сообщается одно из условий, влияющих на стоимость кредита.
Вместе с тем текст с иными условиями кредита, влияющими на стоимость кредита и возможность его получения, такими как сумма кредита, срок кредита, зависимость процентной ставки от суммы и срока кредита и пр., размещался в рекламных видеороликах в поясняющих сносках трудным для восприятия способом в течение короткого времени, что говорит о недобросовестности рекламы.
Форма и время размещения текста поясняющих сносок не позволяют потребителям воспринять (прочитать) данный текст в полном объеме в отличие от информации о выгодной процентной ставке в размере от 4,5 %, которая в рекламе приводится крупным шрифтом, а также озвучивается закадровым голосом. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях кредита, определяющих стоимость кредита.
В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой финансовой услуги, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.
Соответственно, в рекламе кредита при указании одного из условий, влияющих на стоимость кредита, умалчиваются остальные такие условия.
То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта и время показа информации, которая должна быть приведена в рекламе обязательно в силу закона, не свидетельствует о том, что размер шрифта и длительность показа такой информации может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
Таким образом, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения части 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В рекламном ролике утверждается, что «Альфа-Банк — лучший мобильный банк».
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
В рассматриваемой рекламе отсутствует какой-либо конкретный критерий, по которому осуществляется сравнение мобильного банка АО «Альфа-Банк» с другими банками и который имеет объективное подтверждение того, что Альфа-Банк является лучшим мобильным банком.
При этом ссылка на мнение агентства Markswebb о превосходстве АО «Альфа-Банк» над иными банками: «Лучший мобильный банк по версии Markswebb», приведенное в поясняющей сноске трудным для восприятия способом в течение короткого времени, не может рассматриваться как критерий, по которому проводится сравнение и объективно подтверждающий преимущества мобильного банка АО «Альфа-Банк».
Соответственно, рекламное утверждение: «Альфа-Банк — лучший мобильный банк.» содержит некорректное сравнение АО «Альфа-Банк» с другими банками.
Таким образом, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2, частью 7 статьи 5, частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО «Альфа-Банк» (адрес: 107078, г. Москва, Каланчевская ул., д. 27, ИНН: 7728168971, ОГРН: 1027700067328 КПП: 770801001, дата регистрации: 24.02.1998).
В своих пояснениях АО «Альфа-Банк» указывает на то, что реклама распространялась в период с 26.09.2022 по 30.10.2022.
Руководствуясь пунктом 1 части 2, частью 7 статьи 5, частью 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 5, часть 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», рекламу кредита по ставке от 4,5 % годовых АО «Альфа-Банк», распространявшейся 30.10.2022 в эфире телеканала «МАТЧ ТВ», поскольку в рекламе сообщается одно из условий, определяющих стоимость кредита, и умалчиваются остальные такие условия.
2. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», рекламу кредита по ставке от 4,5 % годовых АО «Альфа-Банк», распространявшейся 30.10.2022 в эфире телеканала «МАТЧ ТВ», поскольку в рекламе содержится некорректное сравнение АО «Альфа-Банк» с другими банками.
3. Выдать АО «Альфа-Банк» (адрес: 107078, г. Москва, Каланчевская ул., д. 27, ИНН: 7728168971, ОГРН: 1027700067328 КПП: 770801001, дата регистрации: 24.02.1998) предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».
Решение изготовлено в полном объеме «12» декабря 2023 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии <...>
Члены Комиссии:<...>
<...>