Определение №АК/41950/13 Определение о возбуждении производства по делу ООО «Байерсдо... от 25 октября 2013 г.
Текст документа
Сохранить как PDFО П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возбуждении производства по делу № 3-5-87/00-08-13
по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
24 октября г. Москва
Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Кашеваров А.Б., рассмотрев материалы о распространении ООО «Байерсдорф» рекламы дезодоранта «Нивея» с утверждением «№ 1 от желтых и белых пятен», распространявшейся на федеральных телевизионных каналах,
УСТАНОВИЛ:
В ФАС России поступило заявление ООО «Юнилевер Русь» о признаках нарушения законодательства о рекламе в распространявшейся в период с 14 января по 10 марта 2013 г. на федеральных телевизионных каналах «Россия 1», «НТВ», «Первый канал», «РЕН ТВ» и других рекламе дезодоранта «Нивея» от желтых и белых пятен ООО «Байерсдорф».
В рекламе демонстрируется туба дезодоранта «Нивея», в отношении которого утверждается «№ 1 от желтых и белых пятен», визуальный ряд рекламного ролика также содержит утверждения «Черное остается черным», «Белое остается белым» и поясняющую сноску «По данным ООО «Международный институт маркетинговых и социальных исследований «ГФК Русь» - более одного миллиона домашних хозяйств в городах России и в Украине совершили повторную покупку дезодоранта Nivea «Невидимая защита» 03.2011-09.2012.
Рекламные утверждения характеризуют дезодорант Нивея, как эффективное средство, действующее без желтых и белых пятен на одежде изменения цвета черной и белой одежды. Одновременно утверждение «№ 1 от желтых и белых пятен» свидетельствует о преимуществе применения дезодоранта Нивея - без пятен на одежде, в сравнении с другими дезодорантами и подразумевает более низкие качества других дезодорантов по данному показателю.
Таким образом, использованное в рекламе утверждение «№ 1 от желтых и белых пятен» в отношении дезодоранта Нивея указывает на превосходство применения данного дезодоранта в сравнении с другими товарами, поскольку «№ 1» подразумевает, что рекламируемый товар является лучшим из числа других однородных товаров, обладая более высокими достоинствами и преимуществом перед ними.
При использовании в рекламе каких-либо сравнительных характеристик, которые указывают на превосходство товара перед товарами иных производителей («лучший», «№1» и пр.), должны быть указаны критерии, по которым осуществляется сравнение и которые обосновывают данное утверждение.
Вместе с тем указанное в сноске Исследование подтверждает только и исключительно совершение потребителями повторной покупки. При этом потребители могут совершить повторную покупку на основании оценки самых различных характеристик продукта, таких как эффективная защита от пота, привлекательный дизайн, приятный запах, а также исходя из цены товара.
Таким образом, данные Исследования о количестве повторных покупок не дают оснований для утверждения об эффективности дезодоранта Нивея в конкретных характеристиках: «черное остается черным», «белое остается белым» и обладании статусом № 1 по действию без пятен на одежде в сравнении с другими дезодорантами.
С учетом данных обстоятельств, приведенные в рекламе сведения о превосходстве рекламируемого дезодоранта Нивея перед иными дезодорантами не соотносимы с данными Исследования, в рекламе отсутствуют критерии, по которым осуществляется сравнение, и соответственно, сравнение некорректно.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федерального закона «О рекламе») недобросовестной признаётся реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Таким образом, в рекламе дезодоранта «Нивея» с утверждениями «№ 1 от желтых и белых пятен», «Черное остается черным», «Белое остается белым» и ссылкой на данные исследования ООО «Международный институт маркетинговых и социальных исследований «ГФК Русь» усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона.
Рекламодателем данной рекламы является ООО «Байерсдорф» (адрес: ул. Шаболовка, д. 10, стр. 2 БЦ «Конкорд», г. Москва, 119049, ИНН 7702226629, ОГРН 1027739225689).
На основании пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу № 3-5-87/00-08-13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе,
рекламодатель - ООО «Байерсдорф» (адрес: ул. Шаболовка, д. 10, стр. 2 БЦ «Конкорд», г. Москва, 119049, ИНН 7702226629, ОГРН 1027739225689);
заявитель,
ООО «Юнилевер Русь» (адрес: 123022, г. Москва, ул. Сергея Макеева, д. 13, ИНН 7705183476, ОГРН 1027739039240) .
3. Назначить дело № 3-24-87/00-08-13 к рассмотрению на 28 ноября 2013 г. в 14 часов 30 минут по адресу: г. Москва, ул. Садовая Кудринская, д. 11, каб. 413 (т. 8 499 254-63-88).
4. ООО «Байерсдорф» представить в срок до 26 ноября 2013 года следующие документы:
копии учредительных документов ООО «Байерсдорф» (устав, свидетельство о постановке на налоговый учёт, свидетельство ЕГРЮЛ и иные) с последующими изменениями;
копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора;
копии рекламы (видео- запись на СД-диске, макеты, образцы и пр.) дезодоранта «Нивея» с утверждением «№ 1 от желтых и белых пятен», распространявшейся на федеральных телевизионных каналах в 2013 г.;
копии договоров, платежных поручений и иных финансовых документов, на основании которых распространялась реклама дезодоранта «Нивея» с утверждением «№ 1 от желтых и белых пятен» на федеральных телевизионных каналах в 2013 г.;
копии разрешительных документов (сертификат соответствия и пр.) на рекламируемый дезодорант «Нивея»;
копию отчета ООО «Международный институт маркетинговых и социальных исследований «ГФК Русь» о проведенном исследовании, на которое указано в рекламе дезодоранта «Нивея»;
копии документов, подтверждающих рекламное утверждение «дезодорант «Нивея» «№ 1 от желтых и белых пятен»;
письменные объяснения по существу предъявляемых претензий.
Предоставляемые документы и материалы должны быть заверены печатью и подписью руководителя организации.
Явка представителей ООО «Байерсдорф», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей организаций - с подлинной доверенностью на представление интересов организации по делу № 3-5-87/00-08-13).
Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии представителей необходимо сообщить заранее: для граждан Российской Федерации - за 1 день, для иностранных граждан - за 3 дня.