Решение (комиссия) №08/17733/24 Решение по делу № 08/05/5-7/2024 в отношении АО "Альфа-Банк"... от 4 марта 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу № 08/05/5-7/2024
«21» февраля 2024 г. г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
<...>,
Члены Комиссии:
<...>,
<...>,
рассмотрев материалы по факту распространения в сентябре 2023 года года в эфире телеканалов рекламы финансовых услуг АО «Альфа-Банк» с информацией об отмене комиссии за эквайринг,
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
АО «Альфа-Банк» (адрес: 107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 27, ИНН: 7728168971; ОГРН: 1027700067328) — уведомлено надлежащим образом, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя,
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступили обращения граждан с претензиями к рекламе финансовых услуг АО «Альфа-Банк» с информацией об отмене комиссии за эквайринг, распространявшейся в сентябре 2023 года в эфире телеканалов.
В аудиоряде рекламы сообщалось:
«Альфа-Банк первым в России отменил комиссию за эквайринг. Все платежи без комиссии с бесплатным счетом для бизнеса. Альфа-Банк — лучший банк для бизнеса.»
В видеоряде рекламы сообщалось:
«Первый в России эквайринг без комиссии. Бесплатный счет для бизнеса. Альфа- Банк лучший банк для бизнеса».
Рекламные сообщения сопровождаются поясняющими сносками:
- «Комиссия по эквайрингу 0% для оборота до 1 млн ₽ в месяц. Тариф 0% действует 3 месяца с даты подключения. Актуально до 30.09.2023 г. для новых клиентов ИП и ЮЛ. Первыми в России отменили комиссию за эквайринг — по версии banki.ru, 2023.»;
- «Тариф «Ноль за обслуживание», обслуживание счёта - 0 ₽. Переводы юрлицам и ИП: первые 3 перевода - 0 ₽, далее 99 ₽ за перевод. Переводы юрлицам и ИП внутри банка — 0₽, переводы физлицам - 2%-2,3% + 99 ₽ за перевод.»;
- «Лучший интернет-банк для ИП по версии Markswebb, 2022 г. АО «Альфа-Банк». ОГРН: 1027700067328, 107078, г.Москва, ул. Каланчевская, д.27. Ген.лицензия ЦБ РФ Nº 1326 от 16.01.2015 г. Реклама.»
Общая продолжительность демонстрации сносок в видеоролике составляет 10 секунд, а каждой сноски — 3 секунды в кадре. При этом текст сносок выполнен мелким шрифтом белыми буквами на разноцветном сменяющемся фоне.
В рекламном ролике утверждается, что «Альфа-Банк — лучший банк для бизнеса».
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
В рассматриваемой рекламе отсутствует какой-либо конкретный критерий, по которому осуществляется сравнение банка АО «Альфа-Банк» с другими банками и который имеет объективное подтверждение того, что Альфа-Банк является лучшим банком для бизнеса.
При этом ссылка на мнение агентства Markswebb о превосходстве АО «Альфа-Банк» над иными банками: «Лучший интернет-банк для ИП по версии Markswebb», приведенное в поясняющей сноске трудным для восприятия способом в течение короткого времени, не может рассматриваться как критерий, по которому проводится сравнение и объективно подтверждающий преимущества банка АО «Альфа-Банк».
Соответственно, рекламное утверждение: «Альфа-Банк — лучший банк для бизнеса.» содержит некорректное сравнение рекламируемого продукта АО «Альфа-Банк» с продуктами других банков.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рекламном ролике озвучивается и крупным шрифтом указывается информация об отмене АО «Альфа-Банк» комиссии за эквайринг.
Вместе с тем в поясняющей сноске рассматриваемой рекламы указывается следующее: «Комиссия по эквайрингу 0% для оборота до 1 млн ₽ в месяц. Тариф 0% действует 3 месяца с даты подключения.»
При этом информация в поясняющей сноске размещалась в рекламном ролике трудным для восприятия способом в течение короткого времени, что говорит о недобросовестности рекламы.
Форма и время размещения текста поясняющих сносок не позволяют потребителям воспринять (прочитать) данный текст в полном объеме в отличие от информации об отсутствии комиссии за эквайринг, которая в рекламе приводится крупным шрифтом. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях использования данной финансовой услуги.
В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой финансовой услуги, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.
Соответственно, в рекламном ролике АО «Альфа-Банк» при указании информации об отмене комиссии за эквайринг умалчивается часть существенной информации о максимальной сумме оборота, при которой не начисляется комиссия за эквайринг, а также информации о сроке действия беспроцентного периода (Тариф 0% действует 3 месяца с даты подключения).
В рекламном ролике озвучивается и крупным шрифтом указывается информация о бесплатном счете для бизнеса АО «Альфа-Банк».
Вместе с тем в поясняющей сноске рассматриваемой рекламы указывается следующее: «Тариф «Ноль за обслуживание», обслуживание счёта - 0 ₽. Переводы юрлицам и ИП: первые 3 перевода - 0 ₽, далее 99 ₽ за перевод. Переводы юрлицам и ИП внутри банка — 0₽, переводы физлицам - 2%-2,3% + 99 ₽ за перевод.»
При этом информация в поясняющей сноске размещалась в рекламном ролике трудным для восприятия способом в течение короткого времени, что говорит о недобросовестности рекламы.
Форма и время размещения текста поясняющих сносок не позволяют потребителям воспринять (прочитать) данный текст в полном объеме в отличие от информации о бесплатном счете для бизнеса АО «Альфа-Банк», которая в рекламе приводится крупным шрифтом. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях использования данной финансовой услугой.
Соответственно, в рекламном ролике АО «Альфа-Банк» при указании информации о бесплатном счете для бизнеса умалчивается часть существенной информации о количестве бескомиссионных переводов по указанному счету (первые 3 перевода - 0 ₽, далее 99 ₽ за перевод.), категориях лиц, которым могут осуществляться бескомиссионные переводы (Переводы юрлицам и ИП внутри банка — 0₽, переводы физлицам - 2%-2,3% + 99 ₽ за перевод.).
То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта и время показа информации, которая должна быть приведена в рекламе обязательно в силу закона, не свидетельствует о том, что размер шрифта и длительность показа такой информации может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
Таким образом, в рекламе финансовых услуг АО «Альфа-Банк» с информацией об отмене комиссии за эквайринг усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2, частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО «Альфа-Банк» (адрес: 107078, г. Москва, Каланчевская ул., д. 27, ИНН: 7728168971, ОГРН: 1027700067328 КПП: 770801001, дата регистрации: 24.02.1998).
Руководствуясь пунктом 1 части 2, частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», рекламу эквайринга АО «Альфа-Банк», распространявшуюся в сентябре 2023 года в эфире федеральных телеканалов, поскольку в рекламе содержится некорректное сравнение АО «Альфа-Банк» с другими банками.
2. Признать ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», рекламу эквайринга АО «Альфа-Банк», распространявшуюся в сентябре 2023 года в эфире федеральных телеканалов, поскольку в рекламе умалчивается часть существенной информации о максимальной сумме оборота, при которой не начисляется комиссия за эквайринг, о сроке действия беспроцентного периода, а также о количестве бескомиссионных переводов по бесплатному счету для бизнеса.
3. Выдать АО «Альфа-Банк» (адрес: 107078, г. Москва, Каланчевская ул., д. 27, ИНН: 7728168971, ОГРН: 1027700067328 КПП: 770801001, дата регистрации: 24.02.1998) предписание о прекращении нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», выразившемся в некорректном сравнении АО «Альфа-Банк» с другими банками.
4. Выдать АО «Альфа-Банк» (адрес: 107078, г. Москва, Каланчевская ул., д. 27, ИНН: 7728168971, ОГРН: 1027700067328 КПП: 770801001, дата регистрации: 24.02.1998) предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», выразившемся в отсутствии в рекламе существенной информации о максимальной сумме оборота, при которой не начисляется комиссия за эквайринг, о сроке действия беспроцентного периода, а также о количестве бескомиссионных переводов по бесплатному счету для бизнеса.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для решения вопроса о необходимости возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО «Альфа-Банк».
Решение изготовлено в полном объеме «01» марта 2024 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заместитель председателя комиссии
|
|
<...> |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
<...> |
|
|
<...> |