Определение №08/101630/23 Определение об отложении рассмотрения дела № 08/05/5-85/2023... от 1 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отложении рассмотрения дела № 08/05/5-85/2023
по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
30 ноября 2023 г. г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместитель Председателя Комиссии
<...>;
Члены Комиссии:
<...>,
<...>,
рассмотрев материалы по факту распространения в феврале - марте 2023 года в эфире телеканалов рекламы бесплатной кредитной карты АО «Альфа-Банк» с утверждением о моментальной доставке по всей России,
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение гражданина с претензиями к рекламе бесплатной кредитной карты АО «Альфа-Банк» с утверждением о моментальной доставке по всей России, распространявшейся в феврале - марте 2023 года в эфире телеканалов.
В рекламном ролике сообщалось:
«Закажите бесплатную кредитную карту Альфа-Банка и снимайте до 50 000 рублей в месяц без комиссии в любых банкоматах. Моментально доставим кредитную карту в любую точку России. Альфа-Банк — лучший мобильный банк.»
Рекламное сообщение сопровождается поясняющей сноской:
- «Credit - кредитная карта. Ставка - 11,99%-69,99% годовых, лимит кредитования - 5000-500 000 ₽ (индивидуально). Обслуживание в 1-й год - 0 ₽, со 2-го - 990 ₽.»;
- «Credit - кредитная карта. Снятие до 50 000 ₽ в месяц без комиссии. Не оферта. Подробнее: alfabank.ru. Доставка в день заказа осуществляется в городах с населением > 200 000 при заказе до 14:00.»;
- «Лучший мобильный банк по версии Markswebb. АО «Альфа-Банк», ОГРН 1027700067328, 107078, г. Москва, ул. Каланчёвская, 27. Ген. лицензия ЦБ РФ № 1326 от 16.01.2015 г.»
Указанная сноска представлена тремя частями, следующими друг за другом в кадрах видеоролика. Общая продолжительность демонстрации сноски в видеоролике составляет 20 секунд, а каждой её части - 6-8 секунд в кадре. При этом текст сносок выполнен мелким шрифтом белыми буквами на разноцветном сменяющемся фоне.
В рекламном ролике утверждается, что «Альфа-Банк — лучший мобильный банк.»
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
В рассматриваемой рекламе отсутствует какой-либо конкретный критерий, по которому осуществляется сравнение мобильного банка АО «Альфа-Банк» с другими банками и который имеет объективное подтверждение того, что Альфа-Банк является лучшим мобильным банком.
При этом ссылка на мнение агентства Markswebb о превосходстве АО «Альфа-Банк» над иными банками: «Лучший мобильный банк по версии Markswebb», приведенное в поясняющей сноске трудным для восприятия способом в течение короткого времени, не может рассматриваться как критерий, по которому проводится сравнение и объективно подтверждающий преимущества мобильного банка АО «Альфа-Банк».
Соответственно рекламное утверждение: «Альфа-Банк — лучший мобильный банк.» содержит некорректное сравнение рекламируемого продукта АО «Альфа-Банк» с продуктами других банков.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рекламном ролике озвучивается и крупным шрифтом указывается информация о бесплатном обслуживании кредитной карты АО «Альфа-Банк».
Вместе с тем в поясняющей сноске рассматриваемой рекламы указывается следующее: «Обслуживание в 1-й год - 0 ₽, со 2-го - 990 ₽.»
При этом информация в поясняющей сноске размещалась в рекламном ролике трудным для восприятия способом в течение короткого времени, что говорит о недобросовестности рекламы.
Форма и время размещения текста поясняющих сносок не позволяют потребителям воспринять (прочитать) данный текст в полном объеме в отличие от информации о бесплатном обслуживании кредитной карты АО «Альфа-Банк», которая в рекламе приводится крупным шрифтом. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях использования кредитной карты.
В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой финансовой услуги, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.
Соответственно, в рекламном ролике АО «Альфа-Банк» при указании на бесплатное обслуживание кредитной карты АО «Альфа-Банк» умалчивается часть существенной информации о периоде бесплатного обслуживания кредитной карты.
То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта и время показа информации, которая должна быть приведена в рекламе обязательно в силу закона, не свидетельствует о том, что размер шрифта и длительность показа такой информации может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара.
В рекламном ролике кредитной карты АО «Альфа-Банк» сообщается о моментальной доставке рекламируемого продукта в любую точку России.
Вместе с тем список городов доставки, размещенный на сайте https://alfabank.ru/ в разделе «Способы получения» бесплатной кредитной карты АО «Альфа-Банк», не содержит полный перечень городов Российской Федерации.
При данных обстоятельствах доставка рекламируемого продукта осуществляется не во все города Российской Федерации, соответственно, в рекламе сообщаются не соответствующие действительности сведения об условиях доставки рекламируемого банковского продукта.
Таким образом, в рекламе бесплатной кредитной карты АО «Альфа-Банк» усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2, пункта 5 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2, пунктом 5 части 3, частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО «Альфа-Банк» (адрес: 107078, г. Москва, Каланчевская ул., д. 27, ИНН: 7728168971, ОГРН: 1027700067328 КПП: 770801001, дата регистрации: 24.02.1998).
Комиссией ФАС России установлена невозможность рассмотрения дела № 08/05/5-85/2023 в назначенную дату «30» ноября 2023 года в 14:00 по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, каб. 207 КУБ.
В связи с вышеизложенным, Комиссия ФАС России,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Рассмотрение дела № 08/05/5-85/2023 отложить.
2. Назначить дело № 08/05/5-85/2023 к рассмотрению на «20» декабря 2023 года в 13 часов 00 минут по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, каб. 207 КУБ. (вн. 088-397).
3. АО «Альфа-Банк» надлежит в срок до 15 декабря 2023 года представить в ФАС России следующие документы и материалы:
копии учредительных документов АО «Альфа-Банк» (устав, свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельство ЕГРЮЛ и иные) с последующими изменениями;
копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора;
копии (образцы, макеты, записи на флеш-накопителях и пр.) рекламы бесплатной кредитной карты АО «Альфа-Банк», распространяемой в эфире телеканалов в феврале-марте 2023 года;
копии платежных поручений и иных финансовых документов, на основании которых распространялась реклама бесплатной кредитной карты АО «Альфа-Банк» в эфире телеканалов в феврале-марте 2023 года;
информацию о масштабах (средствах и способах, периоде и территории распространения) рекламной кампании бесплатной кредитной карты АО «Альфа-Банк» в 2023 г.;
справку о полной стоимости рекламной компании за период рекламирования бесплатной кредитной карты АО «Альфа-Банк» в 2023 г.;
письменные объяснения по существу предъявляемых претензий и обстоятельствам проведения рекламной кампании.
Все документы и материалы должны быть надлежаще оформлены и заверены.
Явка представителей АО «Альфа-Банк», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, обязательна (для представителей организации - подлинная доверенность на представление интересов организации, в том числе по делу № 08/05/5-85/2023).
Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии и паспортные данные представителей необходимо в обязательном порядке сообщить заранее: для граждан Российской Федерации - за 1 день (по электронной почте skrasnov@fas.gov.ru или по телефону 8(499) 755-23-23 (вн. 088-397).
Лица, участвующие в деле, вправе ходатайствовать об участии в рассмотрении дела с использованием системы видео-конференц-связи. Ходатайство необходимо направить за пять рабочих дней до рассмотрения дела (на почту skrasnov@fas.gov.ru).
Заместитель Председателя Комиссии <...>
Члены комиссии: <...>
<...>