Определение №АК/10601/16 Определение о возбуждении дела № 3-5-8/00-08-16 от 20 февраля 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о возбуждении дела № 3-5-8/00-08-16

по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

«19» февраля 2016 г. г. Москва

Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Кашеваров А.Б., рассмотрев материалы о распространении рекламы сети супермаркетов «Перекресток»,

УСТАНОВИЛ:

В ФАС России поступило обращение гражданина с претензией к рекламе супермаркетов «Перекресток», распространявшейся посредством плаката в вагонах метрополитена г. Москвы в феврале 2016 года.

В рекламе изображен ребенок в образе директора магазина и указывается «Требуется директор магазина. Возраст от 4 до 14 лет, опыт работы не обязателен».

В левом нижнем углу содержится товарный знак «Перекресток», а в левом верхнем углу рекламы содержится герб г. Москвы и указывается «При поддержке Правительства Москвы».

Информация, размещенная в рекламе, направлена на привлечение внимания к товарному знаку «Перекресток», формированию и поддержанию интереса к супермаркетам «Перекресток» и продвижению их на рынке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

По смыслу законодательного определения рекламы рекламой считается та информация, которая, во-первых, была распространена, во-вторых, адресована неопределенному кругу лиц, в-третьих, направляет внимание и интерес на объект рекламирования, в-четвертых, имеет цель продвинуть объект рекламы на рынок.

Данные признаки содержатся в информации о сети супермаркетов «Перекресток», размещенной на плакатах в вагонах метро в феврале 2016 года, соответственно такая информация отвечает законодательному определению рекламы и в силу пункта 1 и пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является рекламой сети супермаркетов «Перекресток».

Согласно пункту 11 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» под социальной рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

В силу части 4 статьи 10 Федерального закона «О рекламе» в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона «О рекламе» установленные частью 4 настоящей статьи ограничения не распространяются на упоминания об органах государственной власти и о спонсорах.

В рассматриваемой рекламе используется изображение товарного знака, являющегося средством индивидуализации супермаркета «Перекресток». При этом в рекламе отсутствует информация, которая свидетельствовала бы о благотворительных и иных общественно полезных целях, а также об обеспечении интересов государства, на достижение которых направлена реклама.

Соответственно, реклама сети супермаркетов «Перекресток» имеет цель продвинуть на рынок конкретную сеть супермаркетов - «Перекресток», и не преследует достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

В этой связи рассматриваемая реклама не отвечает статусу социальной рекламы и является рекламой товара.

Согласно пункту 2 части 5 статья 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускаются указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами.

Реклама сети супермаркетов «Перекресток» сопровождается указанием «При поддержке Правительства Москвы», которое дает основания полагать, что объект рекламирования (сеть супермаркетов «Перекресток») одобряется органом государственной власти (Правительством Москвы).

Таким образом, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьями 5 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем указанной рекламы является Закрытое акционерное общество «Торговый дом „ПЕРЕКРЕСТОК“» (адрес: 103473, г. Москва, пл. Суворовская, 1, ОГРН 1027700034493, ИНН 7728029110, КПП 770701001, дата регистрации: 17.07.2002).

На основании пункта 2 части 5 статьи 5, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу 3-5-8/00-08-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ЗАО «Торговый дом „ПЕРЕКРЕСТОК“» (адрес: 103473, г. Москва, пл. Суворовская, 1, ОГРН 1027700034493, ИНН 7728029110, КПП 770701001, дата регистрации: 17.07.2002).

3. Назначить дело 3-5-8/00-08-16 к рассмотрению на «25» марта 2016 года в « 13 » часов « 00 » минут по адресу: г. Москва, Пыжевский переулок, д. 6, каб. 301 (т. (495) 755-23-23 доб. 088-674).

4. ЗАО«Торговый дом „ПЕРЕКРЕСТОК“» (адрес: 103473, г. Москва, пл. Суворовская, 1, ОГРН 1027700034493, ИНН 7728029110, КПП 770701001, дата регистрации: 17.07.2002) надлежит в срок до 16 марта 2016 года представить в ФАС России следующие документы и материалы:

копии учредительных документов «Торговый дом „ПЕРЕКРЕСТОК“» (устав, свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельство ЕГРЮЛ и иные) с последующими изменениями;

копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора;

копии договоров, платежных поручений и иных финансовых документов, на основании которых посредством плаката в вагонах метрополитена г. Москвы в феврале 2016 года распространялись реклама сети супермаркетов «Перекресток»;

копии (образцы, макеты, записи на CD-дисках и пр.) рекламы сети супермаркетов «Перекресток», распространявшейся посредством плаката в вагонах метрополитена г. Москвы в феврале 2016 года;

письменные объяснения по существу предъявляемых претензий и обстоятельствам распространения рекламы сети супермаркетов «Перекресток» в вагонах метрополитена г. Москвы в феврале 2016 года.

Все документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью ЗАО «Торговый дом „ПЕРЕКРЕСТОК“».

 

Явка представителей ЗАО «Торговый дом „ПЕРЕКРЕСТОК“», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей организаций – подлинная доверенность на представление интересов организации по делу 3-5-8/00-08-16).

Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии представителей необходимо сообщить заранее: для граждан Российской Федерации - за 1 день, для иностранных граждан - за 3 дня.

Связанные организации

Связанные организации не указаны