Постановление №АК/11825/18 Постановление по делу 4-14.3-135/00-08-18 ПАО "Почта банк" р... от 22 февраля 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «Почта Банк»

 

Преображенская площадь, д. 8

г. Москва, 107061

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 4-14.3-135/00-08-18

об административном правонарушении

«20» февраля 2018 г.                                                         г. Москва

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы XXXXXXXXXXXXXX, рассмотрев протокол и материалы дела № 4-14.3-135/00-08-18 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ПАО «Почта Банк» (адрес: 107061, г. Москва, площадь Преображенская, д. 8, ОГРН 1023200000010, ИНН 3232005484, КПП 771801001, дата регистрации: 09.08.2002),

 

УСТАНОВИЛ:

ФАС России поступило обращении гражданина, из которого следует, что на федеральных телеканалах распространялась реклама банка «Почта Банк» в которой сообщалось: «...Кредит наличными 12,9%».

Согласно представленной ООО «Национальный рекламный альянс» информации реклама банка «Почта Банк», в которой сообщалось: «...Кредит наличными 12,9%», распространялась на федеральных телеканалах «Первый канал», «Россия-1» в январе-октябре 2017 года.

В рекламном ролике крупным шрифтом сообщалось:

«...Кредит наличными 12,9%»

В рекламе крупным шрифтом указывается привлекательная для потребителя информация о величине процентной ставки по кредиту 12,9% годовых.

В нижней части видеоролика расположены сноски, указывающие на иные условия, влияющие на стоимость кредита и возможность его получения:

«Кредит «Первый Почтовый 12,9%»: сумма-от 500 001 до 1 000 000 руб., срок — от 12 до 60 мес., ставка-12,9% годовых. Кредит «Первый Почтовый»: сумма-от 50 000 по 500 000 руб., срок-от 12 до 60 мес., ставка (определяется на основании внутренних банковских правил)-19,9%, 24,9%.»

«Лимит на расходные операции по локальной карте до даты закрытия кредитного лимита (включительно) по кредиту «Первый Почтовый 12,9%» - 1 000 000 руб., по кредиту «Первый Почтовый» - 500 000 руб., лимит на расходные операции по локальной карте (рублей, в месяц) со дня, следующего за датой закрытия кредитного лимита — 300 000 руб., комиссия за выдачу наличных денежных средств по локальной карте в банкоматах ПАО «Почта Банк» не взимается.»

Форма и время размещения текста сноски не позволяют потребителям воспринять (прочитать) данный текст в отличие от информации о процентной ставке по кредиту, которая в рекламе приводится крупным шрифтом. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях кредита, влияющих и определяющих стоимость кредита.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федерального закона «О рекламе») не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

К условиям, определяющим стоимость кредита для заёмщика, относятся сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заёмщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.

Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которая должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

С учётом изложенного в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой финансовой услуги, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.

Следовательно, выполненные мелким шрифтом сведения о кредите не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом. В связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.

Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, выполненных мелким шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации – способом, затрудняющим её восприятие (с учётом размера и времени показа шрифта текста рекламы), свидетельствует о недобросовестности рекламы.

Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях по финансовым услугам, форма и время предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют, так как размер шрифта мелкий.

Указание в рекламе лишь отдельного условия (процентная ставка) само по себе не позволяет потребителю получить достаточные сведения о данной услуге, что способствует формированию у него неверных представлений о стоимости кредита и сумме расхода, который понесут лица, воспользовавшиеся кредитом наличными по ставке 12,9 %.

Таким образом, данная реклама нарушает часть 7 статьи 5, часть 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем указанной рекламы является ПАО «Почта Банк» (адрес: 107061, г. Москва, площадь Преображенская, д. 8, ОГРН 1023200000010, ИНН 3232005484, КПП 771801001, дата регистрации: 09.08.2002).

В соответствии с частью 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

ПАО «Почта Банк» имело возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако Обществом не были приняты меры по соблюдению его требований.

Таким образом, установлена вина ПАО «Почта Банк» в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы кредита по ставке 12,9 % на федеральных телеканалах «Первый канал», «Россия-1» в январе-октябре 2017 года.

Руководствуясь частью 7 статьи 5, частью 3 статьи 28 частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», частью 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ПОСТАНОВИЛ:

1. Применить к ПАО «Почта Банк» меры административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 300 000 рублей.

2. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:

 

Получатель: УФК по г. Москве (Федеральная антимонопольная служба л/с 04731001610)

Банк получателя: ГУ Банка России по ЦФО

ИНН 7703516539
КПП 770301001

БИК 044525000

Расчетный счет 40101810045250010041

КБК 161 1 1626000016000140

ОКТМО 4538 0000

 

Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В трёхдневный срок со дня уплаты штрафа просьба представить в Федеральную антимонопольную службу надлежащим образом заверенные копии платёжных документов (по электронной почте serebryakov@fas.gov.ru, delo@ fas.gov.ru).

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.

Связанные организации

ПАО "Почта Банк"
ИНН 3232005484, ОГРН 1023200000010