Решение №АК/16663/16 Решение и предписания по делу № 3-5-3/00-08-16 от 17 марта 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-5-3/00-08-16

11 марта 2016 г.                                                                               г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>,

рассмотрев материалы о распространении рекламы тонометра UA-777 компании «A&D» в ноябре 2015 года в эфире телеканала «ТВ Центр»,

в присутствии лиц, участвующих в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ООО «ЭЙ ЭНД ДИ РУС» (адрес: ул. Верейская, д. 17, г. Москва, 121357, ОГРН 1067746787294, ИНН 7731547200, КПП 773101001, дата регистрации: 07.07.2006);<...> (доверенность № 19 от 10.03.2016);

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступило обращение гражданина с претензией к рекламе медицинского прибора «UA-777» в эфире телеканала «ТВ центр».

На основании обращения гражданина ФАС России была проведена внеплановая документарная проверка.

Реклама тонометра UA-777 компании «A&D» распространялась в ноябре 2015 года в эфире телеканала «ТВ Центр» хронометражем 10 секунд.

Реклама представляет собой анимированный видеоряд, сопровождающийся закадровым озвучиванием: «Каждый день в России покупают в среднем 1000 тонометров UA-777. Люди доверяют нашему качеству. Именно поэтому 777 - Тонометр № 1 в России».

Первый кадр сопровождается предупреждением «Имеются противопоказания, перед применением необходимо ознакомиться с инструкцией или проконсультироваться со специалистом», а также дисклеймером:

«За 2013 год по данным ЗАО «Группа ДСМ» в аптеках РФ было продано 374 207 тонометров UA-777. Таким образом, среднеарифметическое количество продаваемых в год (365 дней) тонометров составляет 1025 шт. или в среднем порядка 1000 тонометров в день».

Последующие кадры сопровождаются дисклеймером:

«Тонометр A&D UA-777 — лидер продаж среди тонометров производства компании A&D за период с 01.01.2010 г. по 01.01.2014 г.»

Реклама завершается кадром с выполненным крупным хорошо читаемым шрифтом утверждением «UA-777. Тонометр № 1 в России*».

В сноске поясняется данное утверждение:

«* Лидер по общей сумме продаж тонометров в аптеках России в рублях за период с января 2010 г. по июнь 2014 г. по данным ЗАО «Группа ДСМ».

 

Использованное в рекламе утверждение «UA-777. Тонометр № 1 в России» в отношении тонометра UA-777 от компании «A&D» указывает на превосходство данного тонометра в сравнении с другими товарами, поскольку «№ 1» подразумевает, что рекламируемый товар является первым из числа других однородных товаров, обладая более высокими достоинствами и преимуществом перед ними.

При использовании в рекламе каких-либо сравнительных характеристик, которые указывают на превосходство товара перед товарами иных производителей («лучший», «№1» и пр.), должны быть указаны критерии, по которым осуществляется сравнение и которые обосновывают данное утверждение.

Текст сноски, в которой указывается критерий сравнения тонометров, выполнен мелким шрифтом, размещен на 1/12 площади кадра и демонстрируется в рекламном видеоролике в течении 2 секунд.

Форма и условия размещения рекламы не позволяют потребителям воспринять (прочитать) текст с критериями, обосновывающими утверждение № 1, ввиду мелкого шрифта и краткого времени показа, в отличие от информации о первенстве тонометра UA-777 в России, которая в рекламе приводится крупным шрифтом и на которой фиксируется внимание потребителей.

Формальное присутствие в рекламе критерия, по которому проводилось сравнение тонометров, не позволяет потребителю воспринимать поясняющие рекламное утверждение сведения и не может рассматриваться как их наличие, соответственно фактически потребители данную информацию не получали.

Вместе с тем информация о критериях сравнения тонометров является существенной для раскрытия смысла утверждения «UA-777. Тонометр № 1 в России», однако форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил такую существенную информацию.

Соответственно, потребители не получают информацию о критериях сравнения, на основании которых утверждается о превосходстве тонометра UA-777 над другими тонометрами, что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение.

Использование сравнительной характеристики «UA-777. Тонометр № 1 в России» в рекламе без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.

В рекламе отсутствуют критерии сравнения в виду невозможности восприятия поясняющей сноски, соответственно, невозможно установить обоснованность того, что тонометр UA-777 действительно является «№ 1» на рынке медицинских приборов для измерения кровяного артериального давления.

Кроме того, утверждение «Люди доверяют нашему качеству. Именно поэтому 777 - Тонометр № 1 в России» свидетельствует о сравнении тонометра UA-777 с иными тонометрами по показателям качества и превосходстве тонометра UA-777 в категории качества.

Вместе с тем объем продаж, на который ссылается ООО «ЭЙ ЭНД ДИ РУС» в качестве обоснования превосходства тонометра UA-777 по качеству над другими тонометрами, не может рассматриваться как относимое доказательство такого превосходства.

При данных обстоятельствах указание на превосходство тонометра UA-777 над иными находящимися в обороте тонометрами является некорректным и вводит потребителей в заблуждение относительно такого превосходства.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, в рекламе тонометра UA-777 компании «A&D», распространявшейся в ноябре 2015 года в эфире телеканала «ТВ Центр», усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований части 2, 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем указанной рекламы является ООО «ЭЙ ЭНД ДИ РУС» (адрес: ул. Верейская, д. 17, г. Москва, 121357, ОГРН 1067746787294, ИНН 7731547200, КПП 773101001, дата регистрации: 07.07.2006).

Рекламораспространителем является АО «ТВ Центр» (адрес: ул. Б. Татарская, д. 33, к. 1, г. Москва, 115184; ИНН 7717091519; ОГРН 1027739048281; КПП 770501001, дата регистрации: 07.08.2002).

На основании пункта 1 части 2 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу тонометра UA-777, распространявшуюся в ноябре 2015 года в эфире телеканала «ТВ Центр», нарушающей требования пункта 1 части 2, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», поскольку в рекламе содержится некорректное сравнение тонометра UA-777 с иными находящимися в обороте тонометрами путем указания на превосходство тонометра UA-777 без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, что вводит потребителей в заблуждение относительно такого превосходства.

2. Выдать АО «ТВ Центр» предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

3. Выдать ООО «ЭЙ ЭНД ДИ РУС» предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ЭЙ ЭНД ДИ РУС».

Решение изготовлено в полном объеме 16 марта 2016 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе

по делу № 3-5-3/00-08-16

«11» марта 2016г. г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>,

на основании своего решения от 11.03.2016 по делу № 3-5-3/00-08-16 о признании рекламы тонометра UA-777 компании «A&D», распространявшейся в ноябре 2015 года в эфире телеканала «ТВ Центр», нарушающей пункт 1 части 2, часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1ООО «ЭЙ ЭНД ДИ РУС» (адрес: ул. Верейская, д. 17, г. Москва, 121357, ОГРН 1067746787294, ИНН 7731547200, КПП 773101001, дата регистрации: 07.07.2006) прекратить нарушение требований пункта 1 части 2 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно прекратить распространение рекламы тонометра UA-777 компании «A&D» хронометражем 10 секунд, в которой содержится некорректное сравнение тонометра UA-777 с иными находящимися в обороте тонометрами путем указания на превосходство тонометра UA-777 без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, что вводит потребителей в заблуждение относительно такого превосходства.

Срок исполнения предписания 15 дней со дня получения настоящего предписания.

2. ООО «ЭЙ ЭНД ДИ РУС» представить в ФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до «30» апреля 2016 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридических лиц штраф в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе

по делу № 3-5-3/00-08-16

«11» марта 2016г. г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>,

на основании своего решения от 11.03.2016 по делу № 3-5-3/00-08-16 о признании рекламы тонометра UA-777 компании «A&D», распространявшейся в ноябре 2015 года в эфире телеканала «ТВ Центр», нарушающей пункт 1 части 2, часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1АО «ТВ Центр» (адрес: ул. Б. Татарская, д. 33, к. 1, г. Москва, 115184; ИНН 7717091519; ОГРН 1027739048281; КПП 770501001, дата регистрации: 07.08.2002) прекратить нарушение требований пункта 1 части 2, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно прекратить распространение рекламы тонометра UA-777 компании «A&D» хронометражем 10 секунд, в которой содержится некорректное сравнение тонометра UA-777 с иными находящимися в обороте тонометрами путем указания на превосходство тонометра UA-777 без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, что вводит потребителей в заблуждение относительно такого превосходства.

Срок исполнения предписания 15 дней со дня получения настоящего предписания.

2.  АО «ТВ Центр» представить в ФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до «30» апреля 2016 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридических лиц штраф в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны