Решение №АК/18310/17 Решение по делу № 3-5-4/00-08-17 в отношении АО "ГлаксоСмитК... от 22 марта 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 3-5-4/00-08-17
14 марта 2017 г. г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<...>,
рассмотрев материалы о распространении АО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер» рекламы лекарственного препарата «Колдрекс МаксГрипп» в эфире телеканалов «ТВ-3 Россия», «Первый канал», «Россия 1», «Ю-ТВ», «ТВ-Центр-Москва», «Пятница» в период с 1 февраля 2016 года по 1 апреля 2016 года,
в присутствии лиц, участвующих в деле:
лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
АО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер» (адрес: 123112, Москва, набережная Пресненская, д. 10, ОГРН 1027739007559, ИНН 7703105112, КПП 770301001, дата регистрации: 22.07.2002) — <...> (доверенность № 1522-Д/2017 от 01.02.2017), <...>(доверенность № 1520-Д/2017 от 01.02.2017), <...> (доверенность № 1521-Д/2017 от 01.02.2017),
УСТАНОВИЛА:
Реклама лекарственного препарата «Колдрекс МаксГрипп» распространялась на телеканалах «ТВ-3 Россия», «Первый канал», «Россия 1», «Ю-ТВ», «ТВ-Центр-Москва», «Пятница» в период с 1 февраля 2016 года по 1 апреля 2016 года.
В рекламном ролике сообщается:
«Колдрекс представляет!
Колдрекс со вкусом лимона и витамина С быстро облегчает симптомы простуды и гриппа.
Колдрекс. Согревает быстро, действует долго».
С 10 по 14 секунду видеоряд рекламного ролика сопровождается изображением упаковки лекарственного препарата «Колдрекс МаксГрипп», указанием симптомов простуды и гриппа, на которые воздействует лекарственный препарат, а именно головная боль, температура, насморк, боль в горле.
При этом в период с 13 по 14 секунду на 1/52 площади кадра располагается сноска: «Колдрекс действует на симптомы в течение 20-30 минут [Коллар С. и др. (2007); Граттан Т. и др. (2000); Моллер П. и др. (2000)]»
В соответствии с регистрационным удостоверением П № 014920/01 от 15.05.2009 «Колдрекс МаксГрипп» зарегистрирован в качестве лекарственного препарата.
Облегчение симптомов простуды и гриппа является положительным влиянием лекарственного препарата «Колдрекс» на течение болезни.
В рекламе сообщается «Колдрекс со вкусом лимона и витамина С быстро облегчает симптомы простуды и гриппа».
В рекламе внимание потребителей фиксируется на утверждении Колдрекс МаксГрипп «быстро облегчает симптомы». Данное утверждение гарантирует быстрое положительное влияние лекарственного препарата «Колдрекс МаксГрипп» на течение болезни и его эффективность в облегчении симптомов гриппа и простуды.
Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В. Даля слово гарантия означает ручательство, поручительство, порука, обеспеченье, заверение, слово гарантировать - в значении гарантировать что, обеспечить, ручаться, заверить, обезопасить, поручиться.
Согласно словарю (Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000) гарантия — это обеспечение осуществления, исполнения чего-л.; поручительство; то, что подтверждает осуществление, исполнение чего-л.
Слово быстро в русском языке может использоваться в значении предикатива, то есть части речи, используемой в качестве сказуемого и обозначающей процесс, состояние или качество, воспринимаемое как состояние. Синоним предикатива - категория состояния.
Слово «быстро» в значении предикатива применительно к действию препарата «Колдрекс МаксГрипп» на симптомы простуды и гриппа является качественной характеристикой действия препарата как очень быстрого.
Соответственно утверждение «Колдрекс ... быстро облегчает симптомы...» заверяет потребителей в том, что действие лекарственного препарата «Колдрекс МаксГрипп» наступит быстро, тем самым гарантируя положительное действие препарата и его эффективность в облегчении симптомов простуды и гриппа.
При этом наделение лекарственного препарата свойством быстрого действия и эффективности не основано на принципах доказательной медицины.
Вместе с тем согласно пункту 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.
Таким образом, в рекламе лекарственного препарата «Колдрекс МаксГрипп», распространявшейся в феврале — июле 2016 года в эфире телеканалов «ТВ-3 Россия», «Первый канал», «Россия 1», «Ю-ТВ», «ТВ-Центр-Москва», «Пятница» усматриваются признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
Текст сноски, в которой указывается время действия на симптомы лекарственного препарата «Колдрекс МаксГрипп» выполнен мелким шрифтом, размещен на 1/52 площади кадра и демонстрируется в рекламном видеоролике в течении 2,6 секунд.
Форма и условия размещения рекламы не позволяют потребителям воспринять (прочитать) текст с указанием времени действия на симптомы лекарственного препарата ««Колдрекс МаксГрипп» ввиду мелкого шрифта и краткого времени показа.
Формальное присутствие в рекламе информации о времени действия на симптомы лекарственного препарата «Колдрекс МаксГрипп» не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, соответственно фактически потребители данную информацию не получали.
Вместе с тем информация о времени действия на симптомы лекарственного препарата «Колдрекс МаксГрипп» является существенной для оценки потребителем свойств препарата в облегчении симптомов простуды и гриппа.
В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил такую существенную информацию.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, в рекламе лекарственного препарата «Колдрекс МаксГрипп», распространявшейся в феврале — июле 2016 года в эфире телеканалов «ТВ-3 Россия», «Первый канал», «Россия 1», «Ю-ТВ», «ТВ-Центр-Москва», «Пятница», усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем указанной рекламы является АО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер» (адрес: 123112, Москва, набережная Пресненская, д. 10, ОГРН 1027739007559, ИНН 7703105112, КПП 770301001, дата регистрации: 22.07.2002).
На основании части 7 статьи 5, пункта 8 части 1 статьи 24, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», рекламу лекарственного препарата «Кодрекс МаксГрипп», распространявшуюся в эфире телеканалов «ТВ-3 Россия», «Первый канал», «Россия 1», «Ю-ТВ», «ТВ-Центр-Москва», «Пятница» в период с 1 февраля 2016 года по 1 апреля 2016 года, поскольку в рекламе гарантируется положительное действие и эффективность лекарственного препарата «Колдрекс МаксГрипп».
2. Признать ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», рекламу лекарственного препарата «Колдрекс МаксГрипп», распространявшуюся в эфире телеканалов «ТВ-3 Россия», «Первый канал», «Россия 1», «Ю-ТВ», «ТВ-Центр-Москва», «Пятница» в период с 1 февраля 2016 года по 1 апреля 2016 года, поскольку в рекламе отсутствует основанная на принципах доказательной медицины информация о времени действия лекарственного препарата «Колдрекс МаксГрипп» на симптомы простуды и гриппа.
3. Выдать АО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер» предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер».
Решение изготовлено в полном объеме 20 марта 2017 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.