Постановление №АК/20413/17 Постановление по делу 4-14.3-478/00-08-17 Терафлекс Байер от... от 30 марта 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПОСТАНОВЛЕНИЕ
о наложении штрафа по делу № 4-14.3-478/00-08-17
об административном правонарушении
«28» марта 2017 г. г. Москва
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваров А.Б., рассмотрев протокол и материалы дела № 4-14.3-478/00-08-17 об административном правонарушении, возбужденного в отношении АО «Байер» (адрес: ул. 3-я Рыбинская, д. 18, стр. 2, г. Москва, 107113, ОГРН 1027739373903, ИНН 7704017596, КПП 771801001, дата регистрации: 14.10.2002),
УСТАНОВИЛ:
В ФАС России поступило обращение гражданина с претензией к рекламе лекарственного препарата «Терафлекс», распространявшейся посредством баннера в сети Интернет при подключении к wi-fi в Московском метрополитене в ноябре-декабре 2016 года.
Реклама лекарственного препарата «Терафлекс» представляла собой динамический баннер из трех сменяющихся визуальных рядов.
Первый визуальный ряд содержит изображение колена и утверждение «при боли в суставах».
Второй визуальный ряд — изображение упаковки Терафлекс и утверждение: «Терафлекс в капсулах уменьшает боль в суставе*, стимулирует восстановление хрящевой ткани», а также сноску <...> Современная ревматология № 2, 2010».
Третий визуальный ряд содержит утверждение «Терафлекс в капсулах», «Положительный эффект в 97 % случаев*», а также сноску: «Положительные результаты лечения были достигнуты на фоне терапии Терафлексом через 6 месяцев у 96,8 % пациентов. <...> Современная ревматология № 2, 2010».
Кроме того, во всех трех визуальных рядах баннера в нижней части содержалось предупреждение «Имеются противопоказания. Необходимо ознакомится с инструкцией», а также товарный знак компании «Байер».
В соответствии с регистрационным удостоверением П N015287/01от 26.07.2010 препарата «Терафлекс» зарегистрирован в качестве лекарственного препарата.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.
Указания на то, что в результате применения препарата наступит положительный эффект в 97 % случаях свидетельствует о гарантии положительного действия лекарственного препарата и его эффективности в устранении боли в суставах и восстановлении хрящевой ткани.
Согласно объяснениям АО «Байер» в рекламе перпарата «Терафлеск» отсутствует какая-либо гарантия, поскольку не сообщается о 100 % эффективности препарата, а сообщенные данные об эффективности препарата основаны на научном исследовании <...> «Влияние длительной терапии Терафлексом на симптомы и качество жизни у больных с ранними стадиями гонартроза», результаты которого были опубликованы в журнале «Современная ревматология» под редакцией <...> (выпуск № 2, 2010).
Вместе с тем согласно Толковому словарю живого великорусского языка <...> : гарантия - ручательство, поручительство, порука, обеспеченье, залог, ответ (с ответом), заверение, заверка, безопаска, обезопаска, безопасенье, страх; гарантировать - обеспечить, ручаться, заверить, обезопасить, дать залог, поручиться, заручиться; заложиться, взять на свой страх.
Согласно Большому толковому словарю русского языка <...>: гарантия — 1. Обеспечение осуществления чего-л., выполнения каких-л. обязательств и т.п.; поручительство, ручательство, порука в чём-л. 2. Условие, обеспечивающее, подтверждающее осуществление, исполнение чего-л.
Таким образом, гарантия — это заверение наступления, осуществления чего- либо, поручительство.
В рекламе «Терафлекс», распространявшейся посредством баннера в сети Интернет при подключении к wi-fi в Московском метрополитене в ноябре-декабре 2016 года, АО «Байер» заверяет и ручается, что в 97 % случае наступит положительный эффект, соответственно, в рекламе присутствует гарантия.
При этом установленный пунктом 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» запрет на гарантирование в рекламе лекарственных препаратов их положительного действия и эффективности действует без каких-либо исключений и независит от наличия каких-либо исследований, подтверждающих положительное действие и эффективность лекарственных препаратов.
В этой связи довод АО «Байер» о том, что исследование Светловой М.С. «Влияние длительной терапии Терафлексом на симптомы и качество жизни у больных с ранними стадиями гонартроза» дает основание для использования в рекламе утверждения, гарантирующего наступление положительного эффекта в 97 % случаях, является неправомерным.
Таким образом, в рекламе лекарственного препарата «Терафлекс», распространявшейся посредством баннера в сети Интернет при подключении к wi-fi в Московском метрополитене в ноябре-декабре 2016 года, усматриваются признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем указанной рекламы является АО «Байер» (адрес: ул. 3-я Рыбинская, д. 18, стр. 2, г. Москва, 107113, ОГРН 1027739373903, ИНН 7704017596, КПП 771801001, дата регистрации: 14.10.2002).
В соответствии с частью 5 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
АО «Байер» имело возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако Обществом не были приняты меры по соблюдению его требований.
Таким образом, установлена вина АО «Байер» в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы лекарственного препарата «Терафлекс» посредством баннера в сети Интернет при подключении к wi-fi в Московском метрополитене в ноябре-декабре 2016 года.
Руководствуясь пунктом 8 части 1 статьи 24, частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ПОСТАНОВИЛ:
1. Применить к АО «Байер» меры административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 200 000 рублей.
-
-
-
Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:
-
-
Получатель: УФК по г. Москве (Федеральная антимонопольная служба л/с 04731001610)
Банк получателя: ГУ Банка России по ЦФО
ИНН 7703516539
КПП 770301001
БИК 044525000
Расчетный счет 40101810045250010041
КБК 161 1 1626000016000140
ОКТМО 4538 0000
Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В трёхдневный срок со дня уплаты штрафа просьба представить в Федеральную антимонопольную службу надлежащим образом заверенные копии платёжных документов (по электронной почте avdegtyaryova@fas.gov.ru, delo@ fas.gov.ru).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.