Определение №АК/21543/16 Определение о возбуждении дела № 3-18-15/00-08-16 от 1 апреля 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о возбуждении дела № 3-18-15/00-08-16

по признакам нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

01 апреля 2016 г.                                                                                                                г. Москва

Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, <....>, рассмотрев материалы о распространении рекламы финансовых услуг ОАО «Московский кредитный банк»,

 

УСТАНОВИЛ:

В ФАС России поступило обращение гражданина о распространении рекламы финансовых услуг ОАО «Московский кредитный банк» по сети подвижной радиотелефонной связи посредством телефонного звонка на его абонентский номер.

Гражданин <....> (далее - Заявитель) указал, что на его телефонный номер <...> -926-022-86-87) 23 сентября 2015 года поступил телефонный звонок с рекламой финансовых услуг ОАО «Московский кредитный банк».

Вместе с тем 21 марта 2015 года Заявитель обратился в ОАО «Московский кредитный банк» с письменным требованием удалить его персональные данные из всех баз данных банка и у третьих лиц, которые действовали по поручению банка, в том числе осуществляли информационные, рекламные рассылки и другие услуги.

Таким образом, Заявитель отказался от получения рекламы по сетям электросвязи от ОАО «Московский кредитный банк».

ОАО «Московский кредитный банк» письмом от 30 марта 2015 года сообщил Заявителю, что банк не осуществляет обработку персональных данных Заявителя на дату составления данного письма.

Вместе с тем 23 сентября 2015 года Заявителю поступил звонок с номера 8-495-797-42-22, принадлежащего ОАО «Московский кредитный банк», с предложением кредита и кредитной карты банка. При этом к Заявителю обратились по имени отчеству.

Факт поступления указанного звонка рекламного характера подтвержден письмом Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу (исх.43174-02-11/77 от 02.12.2015). По факту данного звонка ОАО «Московский кредитный банк» пояснил Управлению Роскомнадзора по Центральному федеральному округу, что данный звонок был осуществлен в результате технического сбоя автоматизированной системы банка.

Таким образом, ОАО «Московский кредитный банк» направил рекламу финансовых услуг банка посредством звонка без согласия абонента.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, при этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В силу пункта 1 и пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» информация о кредите и кредитной карте, сообщенная в телефонном звонке, является рекламой финансовых услуг, поскольку направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – кредиту и кредитной карте, формированию и поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке, а так же лицу, оказывающему услугу – ОАО «Московский кредитный банк».

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данной норме под неопределённым кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования, и о которых заранее не известно откликнутся ли они на рекламное послание по поводу объекта рекламирования (например, приобретут ли рекламируемый товар).

Физические лица, получившие телефонный звонок от банка, в том числе одно физическое лицо, составляют такой неопределённый круг, поскольку заранее не известно ответят ли они на звонок и прослушают ли информацию об услугах ОАО «Московский кредитный банк» и вступят ли в конкретные правоотношения по поводу оформления кредита и кредитной карты.

По смыслу законодательного определения рекламы рекламой считается та информация, которая, во-первых, была распространена, во-вторых, адресована неопределенному кругу лиц, в-третьих, направляет внимание и интерес на объект рекламирования, в-четвертых, имеет цель продвинуть объект рекламы на рынок.

Данные признаки содержатся в информации, сообщенной ОАО «Московский кредитный банк» Заявителю - абоненту мобильной связи, посредством телефонного звонка. Информация об услугах банка распространялась среди неопределенного круга лиц, была направлена на привлечение внимания к услугам банка и формирование интереса к ним в целях продвижения услуг банка на рынке. Такая информация отвечает законодательному определению рекламы и является рекламой.

Из нормы части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» следует, что отсутствие согласия абонента на получение рекламы предполагается, если иное не доказано рекламораспространителем.

Заявитель представил сведения, свидетельствующие о направлении заявления в адрес ОАО «Московский кредитный банк» с требованием прекратить обработку персональных данных, в том числе с целью осуществления продвижения товаров и услуг банка. Письмом банка от 30.03.2015 была подтверждено прекращение обработки персональных данных Заявителя.

Таким образом, распространение рекламы услуг ОАО «Московский кредитный банк» посредством телефонного звонка 23 сентября 2015 года по сети электросвязи осуществлялось без согласия Заявителя с признаками нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Рекламораспространителем является ОАО «Московский кредитный банк» (адрес: ул. Луков переулок, д. 2, к. 1, г. Москва, 107045, ОГРН 1027739555282, ИНН 7734202860, КПП 775001001, дата регистрации: 18.11.2002).

На основании части 1 статьи 18, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу 3-18-15/00-08-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ОАО «Московский кредитный банк» (адрес: ул. Луков переулок, д. 2, к. 1, г. Москва, 107045, ОГРН 1027739555282, ИНН 7734202860, КПП 775001001, дата регистрации: 18.11.2002);

3. Назначить дело 3-18-15/00-08-16 к рассмотрению на « 16 » мая 2016 года в « 11 » часов « 50 » минут по адресу: г. Москва, Пыжевский переулок, д. 6, каб. 301, (т. (495) 755-23-23 доб. 088-474).

4. ОАО «Московский кредитный банк» надлежит в срок до 10 мая 2016 года представить в ФАС России следующие документы и материалы:

копии учредительных документов ОАО «Московский кредитный банк» (устав, свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельство ЕГРЮЛ и иные) с последующими изменениями;

копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора;

тексты рекламы услуг ОАО «Московский кредитный банк», направленной 23 сентября 2015 года <....> посредством телефонного звонка на номер абонента;

копии договоров, платежных поручений и иных документов, на основании которых распространялась реклама ОАО «Московский кредитный банк» по сети электросвязи в сентябре 2015 года на телефонные номера абонентов, в том числе гражданину <....>;

копии договоров с третьими лицами, включая оператора связи, на основании которых в сентябре 2015 года распространялась реклама услуг ОАО «Московский кредитный банк» по сети электросвязи;

информацию о порядке, в котором ОАО «Московский кредитный банк» осуществляет распространение рекламы по сетям радиотелефонной связи, и копии документов, определяющих такой порядок;

информацию о способе получения предварительного согласия граждан на распространение рекламы ОАО «Московский кредитный банк» в их адрес;

информацию о порядке, в котором прекращается распространение рекламы по сетям электросвязи в случае отказа граждан от получения рекламы, и копии документов, определяющих такой порядок;

копии документов, свидетельствующих о согласии <....> - абонента телефонного номера +7-926-022-86-87, на получение рекламы по сетям электросвязи услуг ОАО «Московский кредитный банк» ;

копии документов, свидетельствующих о получении и исполнении обращения <....> о прекращении рассылки рекламно-информационного характера;

письменные объяснения по существу предъявляемых претензий и обстоятельствам распространения рекламы посредством звонка услуг ОАО «Московский кредитный банк» в адрес <....>.

Все документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью ОАО «Московский кредитный банк».

Явка представителей ОАО «Московский кредитный банк» в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей организаций – подлинная доверенность на представление интересов организации по делу 3-18-15/00-08-16).

Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии представителей необходимо сообщить заранее: для граждан Российской Федерации - за 1 день, для иностранных граждан - за 3 дня.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны