Решение №АК/24445/18 Решение по пересмотру жалобы ООО"Кронар"на постановление Ста... от 9 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Кронар»

Щёлковское шоссе, д. 77, стр. 1,

каб. 139,

г. Москва, 107207

 

Ставропольское УФАС России

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление об административном правонарушении

дело 4-14.3-2232/00-08-17

«20» февраля 2018 г. Москва

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы А.Б. Кашеваров, рассмотрев жалобу ООО «Кронар» (адрес: шоссе Щёлковское, д. 77, стр. 1, каб. 139, г. Москва‚ 107207, ИНН 7718979307, ОГРН 1147746461422, КПП 771801001, дата регистрации 25.04.2014) на вынесенное Ставропольским УФАС России постановление от 27.11.2017 по делу № 569 об административном правонарушении, а также материалы данного дела,

УСТАНОВИЛ:

Жалоба рассматривается в отсутствии ООО «Кронар» и представителя Ставропольского УФАС России. Жалоба подана с соблюдением срока, установленного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ на обжалование постановления по делу об административном правонарушении.

Ставропольское УФАС России на основании части 2 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушений (далее – КоАП РФ) наложило на ООО «Кронар» штраф в размере ста одной тысячи рублей за нарушение требований части 7 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», выразившееся в распространении рекламы сети магазинов «Ситилинк» с предложением к продаже товара в кредит по акции, в содержании которой отсутствует информация о лице предоставляющем финансовые услуги, а также часть существенной информации о конечной стоимости рекламируемого товара в случае если он приобретается в кредит‚ что вводит потребителей в заблуждение.

С вынесенным постановлением ООО «Кронар» не согласно, полагая, что в рекламе сети магазинов «СИТИЛИНК» до потребителей надлежащим образом в полной мере доведена достоверная информация об условиях акции, о типе услуги (кредит), о максимальной и минимальной сумме предоставляемого кредита, о полной стоимости кредита, о цене товара, порядке его оплаты, размере скидки и другие условия приобретения товара, а также сведения о предоставляющем услугу банке-партнере, и данная информация в рекламе была доведена до потребителей шрифтом, размер которого достаточно большой, чтобы текст легко читался как пешеходами, проходящими мимо, так и водителям и пассажирам автотранспортных средств, остановившихся возле данной рекламы.

По мнению ООО «Кронар», в материалах дела № 569 отсутствуют доказательства того, что информация, указанная в рекламе выполнена мелким шрифтом и не воспринимается потребителем.

В этой связи ООО «Кронар» просит ФАС России отменить постановление № 569 от 27.11.2017.

Исследовав материалы дела, ФАС России находит доводы жалобы ООО «Кронар» необоснованными.

Как следует из материалов дела, в сентябре 2017 г. на территории города Ставрополя по улице 50 лет ВЛКСМ (остановка 45 Параллель) была размещена рекламная конструкция с рекламой о возможности приобрести товары в кредит по акции в сети электронного дискаунтера «Ситилинк»: «Ситилинк электронный дискаунтер. С 1 по 15 сентября. Citilink.ru. Кредит 0-0-24 без переплат».

В рекламе приводилось изображение ноутбука НР 15-BS019UR и указывалась информация о сумме ежемесячного платежа в случае приобретения товара в кредит - 1916 р/мес.

Также в нижней части рекламного макета в виде сноски содержалась дополнительная информация, выполненная мелким‚ нечитаемым шрифтом следующего содержания:

«Акция действует с 01.09.17г. до 15.09.17г. кредит предоставляется в рамках кредитного договора, заключаемого с банком партнёром КБ «Ренессанс кредит» (ООО). Лицензия Банка России № 3354 от 26.04.2013г. ПОЛНАЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ НОУТБУКА НР 15-BS019UR СОСТАВЛЯЕТ – 45990 РУБ. Сумма кредита может составлять от 3000 до 150000 рублей. Первоначальный взнос – 0% от стоимости товара, 0% - переплата за товар в кредит от розничной цены, срок кредита – 24 месяца, процентная ставка – 16,13 % годовых, схема погашения кредита – ежемесячными равными аннуитентными платежами, полная стоимость кредита – 16, 237% годовых, полная стоимость кредита рассчитывается индивидуально для каждого заемщика. Дополнительных комиссий банк не взымает. % переплаты за товар – компания «Ситилинк» предоставляет покупателям скидку с цены товара, приобретаемого в кредит, это понижает стоимость кредита так, что сумма кредита с учетом суммы процентов не превышает первоначальной стоимости товара. Список товара, на который действует предложение, ограничен, банк самостоятельно принимает решение о предоставлении либо отказе в предоставлении кредита без объяснения причин. ООО «КРОНАР». ОГРН 1147746461422. Юридический адрес: 107207, г. Москва, Щелковское шоссе, д. 77, стр.1».

Из содержания рекламы «Ситилинк» вытекает, что рекламируется два объекта: конкретный товар - ноутбук НР 15-bs019ur Intel Core i5-7200U, SSD, дискретная графика, и финансовая услуга кредитной организации - кредит на условиях 0-0-24.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»)‚ ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Сумма расходов, которую понесут потребители, получившие кредит в банке, формируется из тех выплат, которые осуществит заёмщик по кредитному договору в течение срока, на который выдан кредит, исходя из суммы кредита.

К условиям, определяющим стоимость кредита для заёмщика, относятся сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заёмщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.

В рекламе сети магазинов «Ситилинк» с предложением к продаже по акции товара в кредит содержится указание на одно из условий (0 - без переплаты), влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, а также на одно из условий (24 - срок кредита), влияющих и определяющих стоимость кредита.

Вместе с тем иные условия, влияющие на сумму расходов и стоимость кредита, такие как сумма кредита, процентная ставка по кредиту и пр., а также наименование предоставляющего кредит банка в рекламе указаны формально и не могут быть восприняты потребителями в виду следующих обстоятельств.

Текст с данными условиями расположен в нижней части информационного поля рекламной конструкции, визуально отделен от иной информации, составляет 1/8 часть от общей площади рекламы и выполнен мелким шрифтом в отличии от шрифта, которым указаны наиболее привлекательные условия 0-0-24 предоставления кредита по акции.

Форма и условия размещения рекламы (на рекламной конструкции у проезжей части дороги) не позволяют всем потребителям рекламы, находящимся на улице или в транспортных средствах, воспринять (прочитать) данный текст в отличие от информации «Ситилинк электронный дискаунтер. Citilink.ru. с 1 по 15 сентября. Кредит 0-0-24 без переплат 1916р/мес», которая в рекламе приводится крупным шрифтом. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях кредита, влияющих на стоимость кредита и сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица.

Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которая должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой финансовой услуги, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.

Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку реклама финансовой услуги (кредит 0-0-24) является наружной, направлена на импульсивное восприятие информации потребителями и содержит информацию, в которой выделено наиболее привлекательное условие (без переплат и срок кредита 24 месяца).

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации – способом, затрудняющим её восприятие (с учётом размера рекламной конструкции и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности рекламы.

Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях по финансовой услуге (кредит), лице предоставляющем финансовые услуги форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют, так как размер шрифта мелкий, а также исключена возможность максимального приближения к ней потребителя (рекламные конструкции формата 3м на 6 м высотой 3м и более).

Следовательно, выполненные мелким шрифтом сведения о кредите и о лице предоставляющем финансовые услуги не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом. В связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги в части того, что рекламируемую финансовую услугу предоставляет иное лицо нежели дискаунтер «Ситилинк», воспользоваться льготными условиями акции «Кредит 0-0-24 без переплат» можно только посредством финансовых услуг одного банка партнёра КБ «Ренессанс кредит», сумма предоставляемого кредита составляет (от 3000 до 150 000 рублей), конечная стоимость товара при покупке его в кредит (0-0-24 без переплат) увеличится за счёт разницы между суммой кредита и суммой, уплаченной клиентом банку с учётом платежей, указанных в графике платежей.

Перечисленная информация, является существенной для потребителя и ее отсутствие искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение.

Таким образом, реклама сети магазинов сети магазинов «Ситилинк» с предложением к продаже по акции товара в кредит является ненадлежащей и нарушает требования части 7 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»‚ что выразилось в распространении ООО «Кронар» рекламы, в содержании которой отсутствует информация о лице предоставляющем финансовые услуги, а также часть существенной информации о конечной стоимости рекламируемого товара в случае если он приобретается в кредит 0-0-24‚ что вводит потребителей в заблуждение.

На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение части 7 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28 настоящего закона ответственность несёт рекламодатель.

Рекламодателем рекламы сети магазинов «СИТИЛИНК» является ООО «Кронар» (адрес: шоссе Щёлковское, д. 77, стр. 1, каб. 139, г. Москва‚ 107207, ИНН 7718979307, ОГРН 1147746461422, КПП 771801001, дата регистрации 25.04.2014)

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

ООО «Кронар» имело возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако ООО «Кронар» не были приняты меры по соблюдению его требований.

Ставропольское УФАС России правомерно установило вину ООО «Кронар» в нарушении требований, установленных частью 7 статьи 5, частями 1 и 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», и соответственно в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Таким образом, Ставропольским УФАС России было принято правомерное решение о назначении ООО «Кронар» административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федераций об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Кронар» Ставропольским УФАС России правильно применены нормы материального и процессуального права и соблюдена процедура привлечения к административной ответственности, предусмотренная КоАП РФ.

С учетом изложенного Ставропольское УФАС России в пределах предоставленных полномочий обоснованно и правомерно привлекло ООО «Кронар» к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и оспариваемое постановление Ставропольского УФАС России от 27.11.2017 по делу № 569 об административном правонарушении является законным и обоснованным.

Заместитель руководителя ФАС России, руководствуясь статьями 14.3, 29.7, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление от 27.11.2017 по делу № 569 об административном правонарушении, вынесенное Ставропольским УФАС России, оставить без изменения, а жалобу ООО «Кронар» без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3, частями 1, 3 статьи 30.9 КоАП решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения. Жалоба на решение подаётся вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

Заместитель руководителя                              А.Б. Кашеваров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Серебряков Г.В. 8(499) 755-23-23 (вн. 437)

 

 

2018-22668(2)

Идентификатор

 

 

Идентификатор

 

Связанные организации

ООО "Кронар"
ИНН 7718979307, ОГРН 1147746461422