Постановление №АК/30351/17 Постановление по делу 4-14.3-612/00-08-17 от 4 мая 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 4-14.3-612/00-08-17

об административном правонарушении

«4» мая 2017 г.                                                             г. Москва

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваров А.Б., рассмотрев протокол и материалы дела № 4-14.3-612/00-08-17 об административном правонарушении, возбужденного в отношении Частной компании с ограниченной ответственностью «АСТЕЛЛАС ФАРМА ЮРОП Б.В.» (Нидерланды), имеющей Представительство в г. Москва (адрес: ул. Марксисткая, дом 16, г. Москва, 109147, ИНН 9909006542, КПП 773851001, НЗА 20150006811, дата присвоения НЗА: 05.03.2015),

УСТАНОВИЛ:

Реклама лекарственных препаратов «Фосфалюгель» и «Де-Нол» распространялась на телеканалах «Первый канал», «Рен-тв», «5 канал», «Пятница» в мае — июле 2016 года.

В рекламе аудио и визуально сообщается о том, что «Гастрит — это воспаление слизистой оболочки желудка, основная причина гастрита — бактерии Хеликобактер пилори. Она повреждает слизистую оболочку желудка и способствует развитию воспаления. Гастрит может проявляться болью в животе, тяжестью, тошнотой, изжогой. Компания «Астеллас» предлагает варианты решения»: Де-Нол воздействует на причину гастрита, а Фасфалюгель помогает избавиться от гастрита и его симптомов. Фосфалюгель помогает устранить симптомы, Де-Нол способствует устранению причины гастрита».

С 17 по 26 секунду видеоряд рекламы сопровождается сноской:

«Необходимо комплексное лечение, которое может не ограничиваться данными препаратами. Фосфалюгель помогает избавиться от гастрита и его симптомов».

Далее видеоряд рекламы демонстрирует упаковки препаратов «Фосфалюгель» и «Де-Нол» под лозунгом: «Фосфалюгель и Де-Нол. Чтобы гастрит быстрее прошел!», выполненном в текстовой форме, а также озвученном диктором.

Завершается рекламный ролик изображением товарного знака Astellas и лозунгом «Свет ведущий к жизни».

В соответствии с регистрационным удостоверением П № 012626/01 от 23.08.2010 «Де-Нол» зарегистрирован в качестве лекарственного препарата.

В соответствии с регистрационным удостоверением П № 012655/01 от 05.03.2009 «Фосфалюгель» зарегистрирован в качестве лекарственного препарата.

В рекламе препаратов «Фосфалюгель» и «Де-Нол» сообщается о гастрите и причинах данного заболевания и потребителям предлагается применять препараты «Фосфалюгель» и «Де-Нол» для комплексного лечения гастрита.

Из смыслового содержания рекламы и утверждения: «Фосфалюгель и Де-Нол. Чтобы гастрит быстрее прошел!», на котором фиксируется внимание потребителей, следует, что применение препаратов «Фосфалюгель» и «Де-Нол» является гарантией быстрого положительного действия на гастрит и человек станет здоров.

Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В. Даля слово гарантия означает ручательство, поручительство, порука, обеспеченье, заверение, слово гарантировать - в значении гарантировать что, обеспечить, ручаться, заверить, обезопасить, поручиться.

Согласно словарю (Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000) гарантия — это обеспечение осуществления, исполнения чего-л.; поручительство; то, что подтверждает осуществление, исполнение чего-л.

Слово быстро в русском языке может использоваться в значении предикатива, то есть части речи, используемой в качестве сказуемого и обозначающей процесссостояние или качество, воспринимаемое как состояние. Синоним предикатива - категория состояния.

Слово «быстро» в значении предикатива применительно к действию препаратов «Фосфалюгель» и «Де-Нол» на гастрит является качественной характеристикой комплексного действия препаратов как быстрого.

Соответственно утверждение «Фосфалюгель и Де-Нол. Чтобы гастрит быстрее прошел!» заверяет потребителей в том, что действие лекарственных препаратов при их комплексном применении наступит быстро, тем самым гарантируя положительное действие препаратов и их эффективность в лечении гастрита.

При этом наделение лекарственных препаратов свойством быстрого действия и эффективности не основано на принципах доказательной медицины.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.

С учетом изложенного в рекламе лекарственных препаратов «Фосфалюгель» и «Де-Нол», распространявшейся в мае — июле 2016 года в эфире телеканалов «Первый канал», «Рен-ТВ», «5 канал», «Пятница», усматриваются признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

 

Однако, по мнению Представительства Частной компании с ограниченной ответственностью «АСТЕЛЛАС ФАРМА ЮРОП Б.В.» (Нидерланды) в г. Москва, в рекламе препаратов «Фосфалюгель» и «Де-нол» сообщается только о лечебных свойствах и положительном действии и отсутствует какая-либо гарантия положительного действия. В обоснование своих доводов Представительство Частной компании с ограниченной ответственностью «АСТЕЛЛАС ФАРМА ЮРОП Б.В.» (Нидерланды) в г. Москва приводит заключение специалиста Автономной некоммерческой организации «Центр лингвистических экспертиз» и результаты социологического опроса, проведенного ВЦИОМ.

При этом Представительство Частной компании с ограниченной ответственностью «АСТЕЛЛАС ФАРМА ЮРОП Б.В.» (Нидерланды) в г. Москва полагает, что при интерпретации результатов опроса ВЦИОМ для определения наличия или отсутствия в рекламе гарантии положительного действия и эффективности рекламируемых препаратов в глазах потребителя необходимо учитывать мнение большинства респондентов (прим. согласно опросу 70 % респондентов считают, что в рекламе не содержится утверждения о гарантированном излечении от гастрита).

 

Согласно заключению специалиста Автономной некоммерческой организации «Центр лингвистических экспертиз» в рассматриваемой рекламе не содержится гарантий положительного действия указанных препаратов и их эффективности в лечении гастрита.

Вместе с тем в данном заключении на исследовалось использование слова «быстрее» в значении предикатива, соответственно данное лингвистичское исследование не может быть принято в качестве доказательства отсутствия гарантии положительного действия указанных препаратов и их эффективности в лечении гастрита.

Согласно результатам исследования ВЦИОМ почти четверть опрошенных считает, что в рекламе присутствует гарантия положительного действия препаратов «Фосфалюгель» и «Де-нол».

На вопрос - «Если бы Вы купили препараты «Фосфалюгель» и «Де-Нол», что бы Вы ожидали, исходя из рекламы?» - 24 % опрошенных ответили, что были бы уверены, что препараты избавят их от гастрита.

На вопрос - «Как Вы считаете, из рекламного ролика следует, что прием препаратов «Фосфалюгель» и «Де-нол» дает гарантию эффективного излечения от гастрита или нет?» - 24 % опрощенных ответили, что из ролика следует, что прием препаратов дает гарантию эффективного излечения.

На вопрос - «Как Вы считаете, из рекламного слогана: «Фосфалюгель и Де-Нол. Чтобы гастрит быстрее прошел!» следует, что прием данных препаратов дает гарантию эффективного избавления от гастрита или нет?» - 26 % опрошенных ответили, что из слогана следует, что прием препаратов дает гарантию эффективного излечения.

Данные результаты свидетельствуют о наличии гарантии положительного действия препаратов «Фосфалюгель» и «Де-нол» в рекламе данных препаратов с утверждением «Фосфалюгель и Де-Нол. Чтобы гастрит быстрее прошел!», и соответственно являются относимыми и достаточными доказательствами события нарушения пункта 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

 

Кроме того, в рекламном ролике препаратов «Фосфалюгель» и «Де-Нол» отсутствует основанная на принципах доказательной медицины информация, обосновывающая утверждение «Фосфалюгель и Де-Нол. Чтобы гастрит быстрее прошел!», а также критерий по которому в рекламе делается заключение о более быстром лечении гастрита при применении данных препаратов.

Вместе с тем информация, обосновывающая утверждение «Фосфалюгель и Де-Нол. Чтобы гастрит быстрее прошел!», является существенной для раскрытия смысла данного утверждения, и ее отсутствие вводит потребителей в заблуждение относительно быстроты излечения гастрита данными препаратами.

Такая информация является существенной для раскрытия смысла утверждения «Фосфалюгель и Де-Нол. Чтобы гастрит быстрее прошел!».

Однако данная информация не была доведена до неопределённого круга лиц, в связи с чем потребитель не получил такую существенную информацию.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, в рекламе лекарственных препаратов «Фосфалюгель» и «Де-Нол», распространявшейся в мае — июле 2016 года в эфире телеканалов «Первый канал», «Рен-тв», «5 канал», «Пятница», усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, пунктом 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем указанной рекламы является Частная компания с ограниченной ответственностью «АСТЕЛЛАС ФАРМА ЮРОП Б.В.» (Нидерланды), имеющая Представительство в г. Москва (адрес: ул. Марксисткая, дом 16, г. Москва, 109147, ИНН 9909006542, КПП 773851001, НЗА 20150006811, дата присвоения НЗА: 05.03.2015).

В соответствии с частью 5 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частная компания с ограниченной ответственностью «АСТЕЛЛАС ФАРМА ЮРОП Б.В.» (Нидерланды), имеющая Представительство в г. Москва, имела возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако компанией не были приняты меры по соблюдению его требований.

Таким образом, установлена вина Частной компании с ограниченной ответственностью «АСТЕЛЛАС ФАРМА ЮРОП Б.В.» (Нидерланды), имеющая Представительство в г. Москва, в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы лекарственных препаратов «Фосфалюгель» и «Де-Нол» в мае — июле 2016 года в эфире телеканалов «Первый канал», «Рен-тв», «5 канал», «Пятница».

 

Руководствуясь пунктом 8 части 1 статьи 24, частью 7 статьи 5, частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ПОСТАНОВИЛ:

1. Применить к Частной компании с ограниченной ответственностью «АСТЕЛЛАС ФАРМА ЮРОП Б.В.» (Нидерланды), имеющей Представительство в г. Москва, меры административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 200 000 рублей.

      • Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:

 

Получатель: УФК по г. Москве (Федеральная антимонопольная служба л/с 04731001610)

Банк получателя: ГУ Банка России по ЦФО

ИНН 7703516539
КПП 770301001

БИК 044525000

Расчетный счет 40101810045250010041

КБК 161 1 1626000016000140

ОКТМО 4538 0000

 

Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В трёхдневный срок со дня уплаты штрафа просьба представить в Федеральную антимонопольную службу надлежащим образом заверенные копии платёжных документов (по электронной почте avdegtyaryova@fas.gov.ru, delo@ fas.gov.ru).

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.

 

Заместитель руководителя                                                        А.Б. Кашеваров

Связанные организации

Связанные организации не указаны