Решение №АК/31823/15 Решение и предписание по делу № 3-5-12/00-08-15 от 25 июня 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-5-12/00-08-15

22 июня 2015 г.                                                                                     г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>,

рассмотрев дело № 3-5-12/00-08-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ОАО «МТС» рекламы тарифной опции «МТС Планшет Mini» в январе-марте 2015 года на федеральных телеканалах,

в присутствии представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе (рекламодатель):

ОАО «Мобильные ТелеСиситемы» (адрес: ул. Марксистская, д. 4, г. Москва, 109147) – (адрес: ул. Марксистская, д. 4 г. Москва, 109147, ОГРН 1027700149124, ИНН 7740000076, КПП 770901001, дата регистрации 01.03.2000) - <...> (доверенность № 0189/11 от 06.06.2011),

заявителя:

ООО «Т2 Мобайл» (адрес:Ленинградское шоссе, д.39А, стр.1, г. Москва, 125212) - <...> (доверенность б/н от 09.06.2015), <...> (доверенность б/н от 09.06.2015),

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступило обращение ООО «Т2 Мобайл» с претензией к рекламе тарифной опции «МТС Планшет Mini», распространявшейся в январе-марте 2015 года в эфире федеральных телеканалов.

В рекламе тарифной опции «МТС Планшет Mini» в форме текста и аудио-сообщения указывалось на предоставление бесплатного трафика в объеме 500 МБ в месяц при пользовании мобильным интернетом 4G:

«Расправьте крылья с мобильным 4G интернетом «МТС Планшет Mini». Каждый месяц 500 МБ бесплатно. МТС – на шаг впереди».

При этом в дисклеймерах к ролику в течение короткого времени, не более 5 секунд, с использованием мелкого, нечитаемого шрифта белого цвета приводится иная информация о данной опции и условиях ее использования:

1) 4GLTE – технология предоставления доступа в сеть интернет.

2) В рамках опции «МТС Планшет Mini» (Mini = Мини) абоненту бесплатно предоставляются 500 МБ в месяц (17 МБ в день из расчета 30 дней в одном календарном месяце). За остальной трафик плата списывается только в дни пользования Интернетом.

3) Опция «МТС Планшет Mini» доступна для подключения только на тарифном плане «МТС Коннект-4». Опция действует при нахождении на территории России в сети МТС. Стоимость подключения опции – 30 руб. Подробности на сайте www.planshet.mts.ru

Вместе с тем указанный в дисклеймерах текст не представляется возможным прочесть за 5 секунд, ввиду достаточно мелкого шрифта и краткого времени показа, что практически не позволяет потребителям воспринимать поясняющую рекламное предложение информацию. Кроме того, содержание указанных дисклеймеров трудно воспринять даже при остановке кадра.

Таким образом, в рекламе внимание потребителя фокусируется на утверждении «с мобильным 4G Интернетом «МТС Планшет Mini». Каждый месяц 500 МБ бесплатно.», и содержание рекламы дает потребителям основание полагать, что в течение месяца имеется возможность использовать 500 Мб бесплатного трафика в любой удобный потребителю день как в полном объеме, так и частично без каких-либо дополнительных ограничений.

Согласно условиям тарифной опции «МТС Планшет Mini», размещенным на сайте ОАО «МТС» www.mts.ru, стоимость подключения опции составляет 30 рублей, опция доступна на всей территории России в зоне действия сети МТС только абонентам г. Москвы и Московской области, в рамках опции абонентам ежедневно при выходе в Интернет предоставляется бесплатный пакет трафика 17 Мб, при превышении квоты 17 Мб пакет пошагово увеличивается в зависимости от объема потребляемого трафика (до 50 Мб, до 100 Мб, до 500 Мб, до 1 Гб, до 5 Гб) со списанием определенных сумм (10 рублей или 20 рублей) в счет оплаты за каждое увеличение трафика, далее с наступлением новых суток вновь предоставляется бесплатный пакет 17 Мб, при превышении квоты трафика 5 Гб в сутки доступ в Интернет приостанавливается.

Таким образом, использование потребителями бесплатного мобильного интернет-трафика в объеме 500 Мб в месяц при нахождении в сети 4G возможно только ежедневными порциями в объеме 17 Мб с последующей оплатой трафика при превышении данного лимита, и потребители лишены возможности по своему усмотрению использовать бесплатно в течение месяца 500 Мб трафика.

Указанные условия влияют на выбор потребителей и являются существенными для них. Однако в рекламе информация о данных условиях указана неполно и мелким нечитаемым шрифтом, в противоположность наиболее привлекательному условию — каждый месяц 500 МБ бесплатно, которое сообщается актером в рекламном ролике и дополнительно указано крупным хорошо читаемым шрифтом.

Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, выполненных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку реклама направлена на импульсивное восприятие информации потребителями и содержит информацию, в которой выделено наиболее привлекательное условие (каждый месяц 500 МБ бесплатно).

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной, но существенной информации – способом, затрудняющим её восприятие, свидетельствует о недобросовестности рекламы.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена существенная информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию.

Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях использования тарифной опции, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

Вместе с тем информация об установленном ежедневном лимите использования бесплатного трафика в течении месяца при подключении тарифной опции и необходимости соответствующей оплаты трафика при превышении лимита является для потребителя существенной и ее отсутствие искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение относительно условий использования тарифной опции и стоимости услуг при ее подключении.

Таким образом, в рекламе тарифной опции «МТС Планшет Mini», распространявшейся с февраля 2015 г. на федеральных каналах, усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем указанной рекламы является ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (ОАО «МТС») (юридический адрес: 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4, ИНН 7740000076, ОГРН 1027700149124, КПП 770901001, дата регистрации 01.03.2000).

На основании части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия,

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей распространявшуюся в январе-марте 2015 года на федеральных каналах рекламу тарифной опции «МТС Планшет Mini», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно, в данной рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях предоставления указанных услуг, что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение относительно условий предоставления услуг.

2. Выдать ОАО «Мобильные ТелеСистемы» предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении рекламодателя указанной рекламы - ОАО «Мобильные ТелеСистемы».

Решение изготовлено в полном объеме 24 июня 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 



ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе

по делу № 3-5-12/00-08-15

22 июня 2015 г.                                                                                    г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>,

на основании своего решения от 22.06.2015 по делу № 3-5-12/00-08-15 о признании ненадлежащей распространявшуюся в январе-марте 2015 года на федеральных каналах рекламы тарифной опции «МТС Планшет Mini», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ОАО «Мобильные ТелеСистемы» прекратить нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе тарифной опции «МТС Планшет Mini», выразившееся в отсутствии части существенной информации об условиях предоставления указанных услуг, что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение относительно условий предоставления услуг.

 

Срок исполнения предписания 15 дней со дня получения настоящего предписания.

 

2. ОАО «Мобильные ТелеСистемы» представить в ФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 июля 2015 года.

 

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридических лиц штраф в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны