Определение №АК/32089/15 Определение о возбуждении дела № 3-5-18/00-08-15 от 26 июня 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о возбуждении дела № 3-5-18/00-08-15

по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

15 июня 2015 г.                                                           г. Москва

Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Кашеваров А.В., рассмотрев материалы о распространении ОАО «МТС» рекламы услуг связи с утверждением «Мы отменили роуминг в России» в июне 2015 года на федеральных телеканалах,

УСТАНОВИЛ:

В ФАС России поступило обращение ООО «Скартел» с претензией к рекламе услуг связи МТС с утверждением «Мы отменили роуминг в России!», распространяемой в июне 2015 года в эфире федеральных телеканалов.

Из рекламного ролика следует, что для абонентов МТС отменен роуминг на территории Российской Федерации:

«Для тебя... Мы отменили роуминг в России! *808# МТС. Ты знаешь, что можешь!»

При этом в дисклеймах к ролику в течение 5 секунд с использованием мелкого, нечитаемого шрифта белого цвета приводится информация о тарифных планах, на которых действует отмена роуминга, и способе подключения тарифной опции «Единая страна» на различных тарифных планах:

    • Домашние тарифы действуют в сети МТС по всей России на тарифных планах Smart, Smart+, Smart Top, ULTRA, по условиям тарифного плана Smart=Сматр, Smart+=Смарт+, Smart Top=Смарт Топ, ULTRA=УЛЬТРА

    • На других тарифных планах в сети МТС по всей России 0 руб. - входящие вызовы при подключении бесплатной опции «Единая страна» (подключение *808# [вызов]), исходящие вызовы , SMS, интенет — по тарифам в поездках по России. Перечень тарифных планов может отличаться в зависимости от региона. Подробности на www.mts.ru.

Вместе с тем указанный в дисклеймах текст не представляется возможным прочесть за 5 секунд, ввиду мелкого шрифта и краткого времени показа, что практически не позволяет потребителям воспринимать поясняющую рекламное заявление информацию, соответственно фактически потребители данную информацию не получали.

Согласно Постановления Правительства Российской Федерации № 1342 «О утверждении правил оказания услуг телефонной связи» под роуменгом понимается предоставление возможности пользоваться услугами связи, оказываемыми другими операторами связи, с применением выделенного абоненту идентификационного модуля (SIM-карты).

Заявление ОАО «МТС» об отмене роуминга в России буквально означает, что ОАО «МТС» прекращает оказание услуг роуменга, и абоненты МТС не смогут осуществлять исходящие вызовы на телефоны всех абонентов, находящихся в роуменге, и наоборот, все абоненты, находящиеся в роуменге, не смогут осуществлять исходящие вызовы на телефоны абонентов МТС.

При этом визуальный ряд рекламы не изменяет буквального понимания рекламного заявления и не раскрывает его переносного значения, поскольку реклама, демонстрируя всего лишь возможность потребителей общаться по телефону при поездках по России, завершается заявлением «Мы отменили роуминг в России!»

Однако рекламное заявление ОАО «МТС» не соответствует действительности.

Согласно информации, размещенной на сайте ОАО «МТС» www.mts.ru и в дисклеймах, отмена роуменга в России предполает то, что «теперь все абоненты МТС могут бесплатно и без ограничений общаться по мобильному телефону в поездках по России».

Следовательно, ОАО «МТС» продолжает оказывать своим абоментам услуги связи в полном объеме.

При этом ОАО «МТС» не располагает собственной сетью связи на территории Республики Крым и г. Севастополе, и абоненты МТС при нахождении в данных субъектах Российской Федерации будут находиться в сети иных операторов связи и пользоваться услугами связи других операторов, т.е. будут находиться в роуменге.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Таким образом, в рекламе услуг связи ОАО «МТС» с утверждением «Мы отменили роуминг в России!» содержатся не соответствующие действительности сведения о потребительских свойствах услуги.

 

В рекламе внимание потребителя фокусируется на утверждении «Мы отменили роуминг в России!», которое доводится до потребителя в текстовом сообщении и озвучивается актером.

Данное утверждение, в его переносном смысле, дает основание полагать, что независимо от того, в каком месте на территории Российской Федерации будет находиться абонент МТС, оплата услуг связи ОАО «МТС» будет производится в соответствии с тарифом, к которому подключен абонент МТС. Кроме того, поскольку у абонента МТС роуминг отсутствует, то отсутствует и необходимость оплаты входящего вызова данного абонента у абонента другого оператора связи, соответственно реклама дает основания полагать, что абоненты других операторов связи при входящем вызове абонента МТС автоматически получат услуги связи бесплатно, независимо от того, где на территории России находится абонент МТС.

Вместе с тем по условиям тарифной опции «Единая Россия», размещенным на сайте ОАО «МТС» www.mts.ru, предусматриваются только бесплатные входящие звонки на территории России при нахождении в роуменге, все остальные услуги связи (исходящие вызовы, SMS, интернет и пр.) оказываются абонентам МТС по базовым роуминговым тарифам при путешествиях по России.

Таким образом, тарифная опция «Единая Россия» частично изменяет условия оплаты услуг связи в роуменге для абонентов МТС в сети МТС, однако бесплатными данные услуги не становятся как в сети МТС, так и в сети других операторов связи.

Для того, чтобы снизилась или обнулилась стоимость услуг за пределами домашнего региона, абоненту МТС необходимо совершить активные действия по подключению тарифной опции «Единая Россия» или подключиться на один из тарифных планов линейки Smart, предусматривающих абонентскую плату за услуги связи.

Вместе с тем после просмотра рекламного ролика абоненты МТС будут полагать, что при путешествии по России они получат все условия и цены своего домашнего тарифа автоматически, без необходимости совершения каких-либо дополнительных действий.

Указанные условия влияют на выбор потребителей и являются существенными для них. Однако в рекламе информация о данных условиях указана неполно и мелким нечитаемым шрифтом, в противоположность наиболее привлекательному условию — отмена роуменга, которое сообщается актером в рекламном ролике и дополнительно указано крупным хорошо читаемым шрифтом.

Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, выполненных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку реклама направлена на импульсивное восприятие информации потребителями и содержит информацию, в которой выделено наиболее привлекательное условие (отмена роуменга).

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной, но существенной информации – способом, затрудняющим её восприятие, свидетельствует о недобросовестности рекламы.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена существенная информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию.

Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях использования тарифной опции, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

Вместе с тем информация об изменении стоимости услуг роуменга в сети МТС и необходимости подключения тарифной опции «Единая России» для перехода на новые условия оплаты роуминга является для потребителя существенной и ее отсутствие искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение относительно стоимости услуг роуменга и условий использования тарифной опции.

Таким образом, в рекламе тарифной опции «Единая России», распространяющейся в июне 2015 г. на федеральных каналах, усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 

В соответствии со статьёй 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных статьёй 5 Федерального закона «О рекламе».

 

Рекламодателем указанной рекламы является ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (юридический адрес: 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4, ОГРН 1027809169585; ИНН/ОКПО 7740000076/52686811, дата регистрации 02.09.2002).

 

На основании пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 3-5-18/00-08-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

рекламодатель - ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (ОАО «МТС») (юридический адрес: 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4, ИНН 7740000076, ОГРН 1027700149124, КПП 770901001, дата регистрации 01.03.2000);

заявитель:

ООО «Скартел» (юридический адрес: ул. Русаковская, д. 13, г. Москва, 107140, ОГРН 5077746847690).

3. Назначить дело № 3-5-18/00-08-15 к рассмотрению на « 21 » июля 2015 года в « 12 » часов « 00 » минут по адресу: г. Москва, Пыжевский переулок, д. 6, каб. 301 (т. 8 (499) 755 23 23 вн. 674).

4. ОАО «МТС» надлежит в срок до « 16 » июля 2015 года представить ФАС России следующие документы и материалы:

копии учредительных документов ОАО «МТС» (устав, свидетельство о постановке на налоговый учет, выписку из ЕГРЮЛ и иные) с последующими изменениями;

копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора;

копии (образцы, макеты, записи на CD-дисках и пр.) рекламы услуг связи с утверждением «Мы отменили роуминг в России», распространявшейся в июне 2015 г. на федеральных телеканалах;

копии договоров, платежных поручений и иных материалов, на основании которых в июне 2015 г. на федеральных телеканалах осуществлялось распространение рекламы услуг связи с утверждением «Мы отменили роуминг в России»;

графики распространения рекламы услуг связи с утверждением «Мы отменили роуминг в России» на федеральных телеканалах с июня 2015 г. по настоящее время;

информацию о рекламораспространителях с указанием наименования, адреса и реквизитов;

информацию о масштабе рекламной кампании услуг связи с утверждением «Мы отменили роуминг в России» с указанием средств массовой информации и иных способов распространения рекламы, адресной программы, периодов распространения;

письменные объяснения по существу претензий и обстоятельствам распространения рекламы услуг связи с утверждением «Мы отменили роуминг в России».

 

Все документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью ОАО «МТС».

 

Явка представителей ОАО «МТС», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, а также представителей ООО «Скартел» для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей организаций – подлинная доверенность на представление интересов организации по делу № 3‑5-18/00-08-15).

Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии представителей необходимо сообщить заранее: для граждан Российской Федерации - за 1 день, для иностранных граждан - за 3 дня.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны