Решение №АК/32714/18 Решение по делу № 1-14-13/00-08-18 (ООО "ЭТП") от 8 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 1-14-13/00-08-18

о нарушении антимонопольного законодательства

 

                                                                                                              г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «17» апреля 2018 г.

В полном объеме решение изготовлено «07» мая 2018 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1-14-13/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:<......................>,рассмотрев в отсутствие законного представителя ООО «АСТ ГОЗ» и в присутствии генерального директора ООО «ЭТП» <......................>.,дело № 1-14-13/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «ЭТП» (ОГРН 1111690052099, ИНН 1655218458, адрес: 420097, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Достоевского, д. 66) статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступило заявление ООО «АСТ ГОЗ» (далее – Заявитель) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ООО «ЭТП» (далее также – Общество), выразившемся во введении в заблуждение относительно возможности предоставления услуги проведения электронных закупок в автоматизированной системе торгов государственного оборонного заказа.

Данные действия Заявитель считает нарушением запрета на недобросовестную конкуренцию, установленного Законом «О защите конкуренции».

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела № 1-14-13/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев все имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, установила следующие обстоятельства.

Заявитель осуществляет деятельность по предоставлению услуг электронной торговой площадки (www.astgoz.ru) в сфере государственного оборонного заказа.

Общество осуществляет деятельность по предоставлению услуг электронной торговой площадки (http://etprf.ru) в сфере государственного оборонного заказа с 2012 года, что подтверждается представленными Обществом в материалы дела документами.

Таким образом, Заявитель и Общество являются хозяйствующими субъектами – конкурентами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на товарном рынке предоставления услуг электронной торговой площадки в сфере государственного оборонного заказа.

Согласно директиве Правительства Российской Федерации от 24.11.2017 № 8583п-П13, утвержденной Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым, предусмотрена обязанность осуществления рядом государственных компаний и их дочерними и зависимыми обществами конкурентных закупок исключительно в электронной форме с применением автоматизированной системы торгов государственного оборонного заказа.

Заявитель является оператором специализированной электронной площадки АСТ ГОЗ (www.astgoz.ru), которая является единственной в Российской Федерации электронной торговой площадкой, техническое задание на создание которой согласовано с ФСБ России и ФАС России в пределах их полномочий, модель угроз безопасности информации согласована ФСБ России, а выданный аттестат подтверждает ее соответствие требованиям по безопасности информации ФСТЭК России.

Вместе с тем, Заявителем был выявлен факт рассылки оператором электронной площадки ООО «ЭТП» (http://etprf.ru) в личные кабинеты всех зарегистрированных на указанной электронной площадке организаций уведомления, содержащего информацию, вводящую в заблуждение относительно возможности предоставления услуги проведения электронных закупок в автоматизированной системе торгов государственного оборонного заказа. Со ссылкой на вышеуказанную директиву Общество информирует пользователей о том, что на электронной площадке http://etprf.ru реализована автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа http://astgoz.etprf.ru, соответствующая данной директиве, и призывает не путать ее с аналогичными системами.

Как следует из пояснений, данных на заседании Комиссии ФАС России 20.03.2018 представителем ООО «АСТ ГОЗ», директива Правительства Российской Федерации от 24.11.2017 № 8583п-П13 носит гриф «ДСП» и Обществу не направлялась. Заявитель был ознакомлен с содержанием указанной директивы, поскольку он является оператором специализированной электронной площадки АСТ ГОЗ, которого непосредственно касается директива.

Тем не менее, Обществом была распространена информация следующего содержания: «В соответствии с директивой от 24.11.2017 № 8583п-П13 о неразмещении рядом организаций сведений о поставщиках по результатам закупок в открытом доступе, на электронной площадке ETPRF.RU реализована автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа http://astgoz.etprf.ru (далее – АСТ ГОЗ), соответствующая данной директиве. В случае, если организация входит в указанный в директиве перечень, по вопросам, связанным с АСТ ГОС, для оперативной настройки сервисов и во избежание путаницы с аналогичными системами, просим обращаться к Вашему персональному консультанту …». Распространение указанной информации подтверждено представлением Общества письма соответствующего содержания от 14.12.2017 № 224/1.

ФАС России было направлено ООО «ЭТП» предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, от 25.12.2017 № ИА/90800/17, срок исполнения которого истек 22.01.2018.

По сведениям, поступившим от ООО «ЭТП», указанное предупреждение исполнено частично путем прекращения рассылки третьим лицам, в том числе через личные кабинеты пользователей, уведомлений о том, что на электронной площадке реализована автоматизированная система торгов государственного оборонного заказ. Также ООО «ЭТП» направило всем зарегистрированным на электронной площадке http://etprf.ru пользователям сообщение, исключающее какое-либо уведомление о возможной путанице с аналогичными системами. Однако ООО «ЭТП» отказалось размещать на своем интернет-сайте информацию для неопределенного круга лиц о том, что данная электронная площадка не предоставляет услуги проведения электронных закупок в автоматизированной системе торгов государственного оборонного заказа, поскольку такая информация не будет соответствовать действительности. С момента создания ООО «ЭТП» (дата регистрации 20.07.2011) для предприятий государственного оборонного заказа осуществляет торги в автоматизированной системе.

На основании изложенного издан приказ ФАС России от 30.01.2018 № 112/18 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «ЭТП» (ОГРН 1111690052099, ИНН 1655218458, адрес: 420097, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Достоевского, д. 66) статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В представленных письменных пояснениях Общество указывает, что в соответствии с пунктом 2 директивы от 24.11.2017 № 8583п-П13 конкурентные закупки осуществляются исключительно в электронной форме с применением автоматизированной системы торгов государственного оборонного заказа. Из содержания данного пункта следует, что закупки должны осуществляться с помощью автоматизированной системы, но при этом не указано, что необходимо отражать какие-либо идентификационные данные такой системы, которые позволили бы отличить ее от других подобных систем. Согласно анализу, проведенному патентным поверенным РФ № 908 <......................>, словесное обозначение «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» не является охраноспособным и не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. ООО «ЭТП», в свою очередь, в информационном письме указало, по какому именно электронному адресу на электронной площадке ООО «ЭТП» реализована автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа (http://astgoz.etprf.ru), что не является нарушением действующего антимонопольного законодательства и не противоречит директиве от 24.11.2017 № 8583п-П13.

При этом Общество обращает внимание на то, что согласно статье 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а именно в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Общество не занимается размещением государственного оборонного заказа в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а работает лишь в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», то есть размещает заказы в обеспечение исполнения государственного оборонного заказа, а не непосредственно государственный оборонный заказ.

Однако Комиссия ФАС России полагает необходимым отметить, что в силу того, что Общество является профессиональным участником товарного рынка предоставления услуг электронной торговой площадки, в том числе в сфере государственного оборонного заказа, оно осведомлено о наличии на указанном рынке Заявителя, осуществляющего оказание аналогичных услуг электронной торговой площадки. Краткое фирменное наименование ООО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» - ООО «АСТ ГОЗ» было известно Обществу, что им не отрицалось. При соблюдении необходимой степени заботливости и осмотрительности Общество должно было бы избегать использования аналогичной аббревиатуры, которое могло бы ввести в заблуждение пользователей электронных площадок.

Вместе с тем, наличие сведений о грифе «ДСП», присвоенном директиве от 24.11.2017 № 8583п-П13, а также о том, что Общество не являлось субъектом рассылки указанной директивы, никак не опровергнутых Обществом, свидетельствует о недопустимости использования данного документа для обоснования возможности осуществления определенных видов деятельности со стороны Общества.

Более того, 27.11.2017 Правительством Российской Федерации было принято постановление № 1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее – постановление № 1428). В соответствии с пунктом 3 постановления № 1428 в первоначальной редакции заказчикам при осуществлении закупки в соответствии с постановлением № 1428 необходимо проводить закрытые аукционы с применением автоматизированной системы торгов государственного оборонного заказа.

06.12.2017 постановлением Правительства Российской Федерации № 1476 были внесены изменения в постановление № 1428. Указанными изменениями определен оператор специализированной электронной площадки, на котором заказчикам предписано проводить закрытые аукционы, а именно общество с ограниченной ответственностью «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» - ООО «АСТ ГОЗ», являющее Заявителем по делу.

Таким образом, на момент выдачи ФАС России предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, от 25.12.2017 № ИА/90800/17, и тем более на момент его получения Обществом – 12.01.2018 и окончания срока его исполнения – 22.01.2018, Обществу как профессиональному участнику соответствующего товарного рынка должна была стать очевидной ошибочность вышеприведенного информационного сообщения пользователям электронной площадки Общества.

Однако Общество только частично исполнило предупреждение ФАС России от 25.12.2017 № ИА/90800/17.

Вместе с тем, довод Общества о том, что оно размещает заказы в обеспечение исполнения государственного оборонного заказа, а не непосредственно государственный оборонный заказ, Комиссией ФАС России не принимается в связи с тем, что такой вывод невозможно сделать, ознакомившись с содержанием информационного сообщения Общества пользователям.

Довод Общества о допущенном Комиссией ФАС России процессуальном нарушении при принятии заключения об обстоятельствах дела является необоснованным, поскольку заключение об обстоятельствах дела было подготовлено и вручено представителю Общества в соответствии с частью 1 статьи 48.1 Закона «О защите конкуренции». Общество не было лишено права представлять свои доводы, пояснения и доказательства, что ему было предложено в определении ФАС России от 02.04.2018 (исх. № АК/23416/18 от 04.04.2018). Указанным правом Общество воспользовалось, направив в ФАС России свои письменные пояснения (вх. № 56710-ЭП/18 от 13.04.2018), приобщенные к материалам дела.

 

В соответствии со статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

В силу статьи 14.2 Закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что все признаки недобросовестной конкуренции, содержащиеся в пункте 9 части 4 Закона «О защите конкуренции», присутствуют в действиях Общества:

1. Направленность на получение преимуществ в предпринимательской деятельности над конкурентом выразилась в осуществлении действий по информированию пользователей электронной площадки http://etprf.ru, что на указанной электронной площадке реализована автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа http://astgoz.etprf.ru, соответствующая директиве Правительства Российской Федерации от 24.11.2017 № 8583п-П13.

2. Противоречие законодательству выражается в нарушении статьи 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, запрещающей указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

3. Указанные действия Общества способны причинить убытки конкуренту – оператору электронной площадки, являющейся автоматизированной системой торгов государственного оборонного заказа в соответствии с директивой Правительства Российской Федерации от 24.11.2017 № 8583п-П13, за счет введения в заблуждение пользователей электронных площадок.

Вместе с тем, после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в ФАС России поступило письмо ООО «ЭТП» от 26.02.2018 № 41/1, согласно которому предупреждение ФАС России от 25.12.2017 № ИА/90800/17 выполнено в полном объеме, в том числе в части опубликования на сайте http://etprf.ru информации для неопределенного круга лиц с опровержением ранее разосланного уведомления.

Осмотр сайта http://etprf.ru показал, что в разделе «Новости» 22.02.3018 размещена следующая «Информация для ознакомления»: «ООО «ЭТП» сообщает и подтверждает своим пользователям, что в действительности является автоматизированной системой торгов, в том числе для закупок в рамках гособоронзаказа. ООО «ЭТП» проводит соответствующие торги с 2012 года. Для проведения закрытых торгов с указанием идентификационных номеров участников без раскрытия информации об их наименовании и местонахождении на ETPRF.RU реализован и используется сервис OBORON.ETPRF.RU. ООО «ЭТП» не имеет отношения к ООО «АСТГОЗ» и сайту astgoz.ru и является самостоятельной площадкой».

При указанных обстоятельствах Комиссия ФАС России полагает, что основания для выдачи предписания Ответчику о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство, отсутствуют.

Принимая во внимание вышеуказанное и руководствуясь статьей 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Закона «О защите конкуренции», Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

2. Признать действия ООО «ЭТП» (ОГРН 1111690052099, ИНН 1655218458, адрес: 420097, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Достоевского, д. 66) по информированию пользователей электронной площадки http://etprf.ru, что на указанной электронной площадке реализована автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа http://astgoz.etprf.ru, соответствующая директиве Правительства Российской Федерации от 24.11.2017 № 8583п-П13, вводящими в заблуждение относительно возможности предоставления услуги проведения электронных закупок в автоматизированной системе торгов государственного оборонного заказа и нарушающими статью 14.2 Закона «О защите конкуренции».

3. Основания для выдачи предписания ООО «ЭТП» (ОГРН 1111690052099, ИНН 1655218458, адрес: 420097, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Достоевского, д. 66) о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство, отсутствуют.

4. Передать материалы дела № 1-14-13/00-08-18 уполномоченному должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении ООО «ЭТП» производства по делу об административном правонарушении.

 

 

П

<......................>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  установлена административная ответственность.

Связанные организации

ООО "АСТ ГОЗ"
ИНН 7728312865, ОГРН 1157746844287
ООО "ЭТП"
ИНН 1655218458, ОГРН 1111690052099