Решение №АК/34464/16 Решение по делу № 3-18-15/00-08-16 от 23 мая 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу 3-18-15/00-08-16

16 мая 2016 г.                                                                                 г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>,

рассмотрев дело 3-18-15/00-08-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы финансовых услуг ОАО «Московский кредитный банк» по сетям электросвязи,

в присутствии лиц, участвующих в деле:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства рекламе:

ПАО «Московский кредитный банк» (адрес: ул. Луков переулок, д. 2, к. 1, г. Москва, 107045, ОГРН 1027739555282, ИНН 7734202860, КПП 775001001, дата регистрации: 18.11.2002) — Кузьмич Е.А. (доверенность № 228/2016 от 10.05.2016);

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступило обращение гражданина о распространении рекламы финансовых услуг ОАО «Московский кредитный банк» по сети подвижной радиотелефонной связи посредством телефонного звонка на его абонентский номер.

Гражданин <...> (далее - Заявитель) указал, что на его телефонный номер <...> -926-022-86-87) 23 сентября 2015 года поступил телефонный звонок с рекламой финансовых услуг ПАО «Московский кредитный банк».

Вместе с тем 21 марта 2015 года Заявитель обратился в ОАО «Московский кредитный банк» с письменным требованием удалить его персональные данные из всех баз данных банка и у третьих лиц, которые действовали по поручению банка, в том числе осуществляли информационные, рекламные рассылки и другие услуги.

Таким образом, Заявитель отказался от получения рекламы по сетям электросвязи от ОАО «Московский кредитный банк».

ПАО «Московский кредитный банк» письмом от 30 марта 2015 года сообщил Заявителю, что банк не осуществляет обработку персональных данных Заявителя на дату составления данного письма.

Вместе с тем 23 сентября 2015 года Заявителю поступил звонок с номера 8-495-797-42-22, принадлежащего ПАО «Московский кредитный банк», с предложением кредита и кредитной карты банка. При этом к Заявителю обратились по имени отчеству.

Факт поступления указанного звонка рекламного характера подтвержден письмом Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу (исх.43174-02-11/77 от 02.12.2015). По факту данного звонка ПАО «Московский кредитный банк» пояснил Управлению Роскомнадзора по Центральному федеральному округу, что данный звонок был осуществлен в результате технического сбоя автоматизированной системы банка.

Таким образом, ПАО «Московский кредитный банк» направил рекламу финансовых услуг банка посредством звонка без согласия абонента.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, при этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В силу пункта 1 и пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» информация о кредите и кредитной карте, сообщенная в телефонном звонке, является рекламой финансовых услуг, поскольку направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – кредиту и кредитной карте, формированию и поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке, а так же лицу, оказывающему услугу – ПАО «Московский кредитный банк».

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данной норме под неопределённым кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования, и о которых заранее не известно откликнутся ли они на рекламное послание по поводу объекта рекламирования (например, приобретут ли рекламируемый товар).

Физические лица, получившие телефонный звонок от банка, в том числе одно физическое лицо, составляют такой неопределённый круг, поскольку заранее не известно ответят ли они на звонок и прослушают ли информацию об услугах ПАО «Московский кредитный банк» и вступят ли в конкретные правоотношения по поводу оформления кредита и кредитной карты.

По смыслу законодательного определения рекламы рекламой считается та информация, которая, во-первых, была распространена, во-вторых, адресована неопределенному кругу лиц, в-третьих, направляет внимание и интерес на объект рекламирования, в-четвертых, имеет цель продвинуть объект рекламы на рынок.

Данные признаки содержатся в информации, сообщенной ПАО «Московский кредитный банк» Заявителю - абоненту мобильной связи, посредством телефонного звонка. Информация об услугах банка распространялась среди неопределенного круга лиц, была направлена на привлечение внимания к услугам банка и формирование интереса к ним в целях продвижения услуг банка на рынке. Такая информация отвечает законодательному определению рекламы и является рекламой.

Из нормы части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» следует, что отсутствие согласия абонента на получение рекламы предполагается, если иное не доказано рекламораспространителем.

Заявитель представил сведения, свидетельствующие о направлении заявления в адрес ПАО «Московский кредитный банк» с требованием прекратить обработку персональных данных, в том числе с целью осуществления продвижения товаров и услуг банка. Письмом банка от 30.03.2015 была подтверждено прекращение обработки персональных данных Заявителя.

Таким образом, распространение рекламы услуг ПАО «Московский кредитный банк» посредством телефонного звонка 23 сентября 2015 года по сети электросвязи осуществлялось без согласия Заявителя с признаками нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Согласно пояснениям ПАО «Московский кредитный банк» распространением рекламы посредством звонка в адрес <...> было совершенно в связи с техническим сбоем программного обеспечения банка, что подтверждается единичным случаем такого звонка.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Рекламораспространителем является ПАО «Московский кредитный банк» (адрес: ул. Луков переулок, д. 2, к. 1, г. Москва, 107045, ОГРН 1027739555282, ИНН 7734202860, КПП 775001001, дата регистрации: 18.11.2002).

На основании части 1 статьи 18, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу финансовых услуг ПАО «Московский кредитный банк», поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», а именно, реклама финансовых услуг распространялась по сетям электросвязи без согласия гражданина.

2. Выдать ПАО «Московский кредитный банк» предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО «Московский кредитный банк».

Решение изготовлено в полном объеме 20 мая 2016 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны