Решение №АК/36084/18 Решение по делу № 1-14-37/00-08-18 от 21 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 1-14-37/00-08-18

о нарушении антимонопольного законодательства

 

                                                                                                              г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «15» мая 2018 г.

В полном объеме решение изготовлено «23» мая 2018 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1-14-37/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:<...............>,рассмотрев в присутствии представителей АО «Бастион» и ОАО «Уссурийский бальзам» <...............> (по доверенностям от 01.03.2018 и 01.01.2018) и в отсутствии <...............>, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела,

дело № 1-14-37/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Бастион» (614990, Пермский край, г. Пермь, ул. Героев Хасана, 104; ОГРН/ИНН 1025900885955/5904101820) и ОАО «Уссурийский бальзам» (692519, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Краснознаменная, д. 49; ОГРН/ИНН 1022500856795/2511003566) пункта 1 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступило заявление гражданина РФ, который приобрел в магазине «Красное и Белое» алкогольный напиток CAPTAINꞌS RUM, полагая, что покупает недорогой ром, исходя из наименования, изображенного на этикетке крупными, бросающимися в глаза буквами. Однако после более детального осмотра оказалось, что купленный алкогольный напиток является полусладкой настойкой «Капитанский со вкусом рома сильвер». Данная настойка произведена из ректификованного спирта с добавлением ароматических спиртовых настоев и пищевых ароматизаторов и имитирует по вкусу и упаковке ром.

Данные действия Заявитель считает нарушением запрета на недобросовестную конкуренцию, установленного Законом «О защите конкуренции».

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела № 1-14-37/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев все имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков, установила следующие обстоятельства.

Полусладкая настойка «Капитанский со вкусом рома сильвер» (CAPTAINꞌS RUM), произведенная из ректификованного спирта с добавлением ароматических спиртовых настоев и пищевых ароматизаторов и имитирующая по вкусу и упаковке ром, согласно информации, размещенной на контрэтикетке, производится ОАО «Уссурийский бальзам», АО «УРАЛАЛКО» и АО «Бастион», входящими в Группу компаний «Синергия».

Вместе с тем, согласно открытым сведениям, юридического лица с фирменным наименованием АО «УРАЛАЛКО» не существует, под его ИНН/ОГРН в настоящее время действует АО «Бастион».

В линейку «Капитанский ром» входят: «Капитанский ром Gold» (классический ром), «Капитанский ром Silver» (белый ром) и «Капитанский ром Strong» (крепкий ром).

При этом название и оформление имеет ассоциативную отсылку к известному рому «Captain Morgan», который производится также трех видов: «white rum», «gold rum» и «black (dark) rum».

Также на этикетке размещен следующий текст: «The typical original rum flavor» и «Spice mixed and oak taste», что также отсылает к используемым на этикетках рома словосочетаниям «spiced rum» и «spiced gold».

При размещении на полках магазина покупателю бросается в глаза крупная и ярках надпись CAPTAINꞌS RUM, остальные надписи выполнены мелким и трудно читаемым на расстоянии шрифтом.

Вместе с тем, в соответствии с энциклопедическим статьями, опубликованными на информационном ресурсе «Википедия»:

Ром (англ. rum, исп. ron, фр. rhum) — крепкий спиртной напиток, изготавливаемый путём сбраживания и перегонки побочных продуктов сахарно-тростникового производства, таких, как патока и тростниковый сироп. Прозрачная жидкость, получающаяся после перегонки, обычно затем выдерживается в дубовых или других бочках.

Насто́йка — как правило, алкогольный напиток, но также может быть настоем любых жидкостей. Приготавливается путём настаивания спирта на различных плодах, косточках, пряностях, душистых и целебных травах.

Кроме того, производство настойки регулируется ГОСТ 7190-2013 «Изделия ликероводочные. Общие технические условия», а производство рома ГОСТ 33458-2015 «Ром. Технические условия».

Согласно информации, размещенной на контрэтикетке продукции «Капитанский ром» данный продукт является «настойкой полусладкой» в состав которой входит следующее: вода питьевая, спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья «Люкс», сахарный сироп, настои спиртовые: коры дуба, кофе; ароматные спирты: корицы, мелисы, мускатного ореха, гвоздики; ароматизаторы пищевые: «ром», «чернослив».

Таким образом, спорный алкогольный напиток, очевидно, не является ромом, а поступление в ФАС России заявления гражданина свидетельствует о наличии факта введения в заблуждение.

При этом производство рома значительно более технологически сложный и дорогостоящий процесс, чем производство настойки.

Также следует отметить, что союзом производителей алкогольной продукции (СПАП), членами которого являются в том числе крупнейшие игроки рынка алкогольной продукции Группа компаний «Синергия» и Группа компаний «Руст», в 2011 году был принят Кодекс ответственного маркетинга Союза производителей алкогольной продукции. Согласно разделу IV указанного кодекса: «Реклама алкогольной продукции не должна создавать неясность в отношении вида (типа) и крепости алкогольных напитков…».

В связи с изложенным, ФАС России на основании статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции» АО «Бастион» и ОАО «Уссурийский бальзам» были выданы предупреждения от 02.10.2017 № ИА/67692/17 и № ИА/67690/17 соответственно о необходимости прекращения указанных действий.

Письмами от 27.10.2017 № 416 и от 26.10.2017 № 1239 ОАО «Уссурийский бальзам» и АО «Бастион» соответственно направили в ФАС России ходатайства о продлении срока исполнения предупреждения на 3 месяца. ФАС России удовлетворил ходатайства и продлил сроки исполнения до 26.01.2018.

В ФАС России повторно поступили ходатайства от 19.01.2018 №78 и от 19.01.2018 №27 от ОАО «Уссурийский бальзам» и АО «Бастион» соответственно о продлении сроков исполнения предупреждений по 01.04.2018. По результатам рассмотрения указанных ходатайств ФАС России были приняты решения об отказе в их удовлетворении (ОАО «Уссурийский бальзам» письмо от 31.01.2018 № ИА/6133/18, АО «Бастион» письмо от 31.01.2018 № ИА/6132/18).

Срок выполнения АО «Бастион» и ОАО «Уссурийский бальзам» предупреждений истек.

Исходя из изложенного, а также на основании части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции ФАС России издан приказ от 27.02.2018 № 238/18 о возбуждении дела № 1-14-37/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства и создании Комиссии по его рассмотрению.

Как следует из письменных пояснений, представленных АО «Бастион» и ОАО «Уссурийский бальзам» (далее также – Ответчики), спорный товар выпускается ОАО «Уссурийский бальзам» с 1996 года и присутствует на российском рынке уже более 20 лет. С 2016 года товар также производится АО «Бастион» (до смены наименования – АО «УРАЛАЛКО») в соответствии с ТИ-УА-918110-13-2016 и РЦ-УА-918110-13-2016. За все время производства и реализации спорного товара претензий от потребителей, связанных с использованием слова «ром» в названии товара, не поступало.

Ответчики отмечают, что на российском рынке присутствует множество настоек со вкусами различных алкогольных напитков – рома, виски, джина и пр. То есть, по мнению Ответчиков, производство подобных алкогольных напитков – сложившаяся практика, сформировался отдельный сегмент рынка алкогольной продукции в виде настоек с соответствующими вкусовыми и ароматическими ингредиентами, о которых потребитель информируется надлежащим образом. Указанная категория товаров является самостоятельной по своим свойствам и качествам, ценовой категории. В розничной реализации товар размещается рядом с другими настойками в соответствующей категории, в том числе в сетях «Ашан», «Лента», «Дикси» и др.

По мнению Ответчиков, спорный товар и ром находятся в абсолютно разных ценовых категориях, что исключает введение в заблуждение потребителей относительно потребительских свойств товара.

Данные доводы подтверждаются результатами социологического опроса, проведенного ВЦИОМ в феврале-марте 2018 г. среди 1500 человек, покупающих крепкие алкогольный напитки раз в полгода или чаще, в соответствии с которыми:

- по мнению абсолютного большинства респондентов (94%) ром и настойка со вкусом рома являются напитками разных ценовых категорий. При этом три четверти участников опроса (75%) полагают, что ром относится к категории алкогольных напитков стоимостью дороже 500 рублей;

- наиболее важными для респондентов характеристиками крепких алкогольных напитков являются – цена (8,2 балла), марка (7,7 балла), производитель (6,6 балла).

Указанные результаты, по мнению Ответчиков, свидетельствуют о том, что потребители не вводятся и не могут вводиться в заблуждение относительно качества и потребительских свойств товара – приобретая товар, потребители понимают, что товар не является ромом и не обладает соответствующими ему свойствами и характеристиками, в том числе исходя из цены и его расположения в отдельной категории товаров.

При этом маркировка спорного товара соответствует ТР ТС 022/2011, ГОСТ 32098-2013 и не вводит в заблуждение потребителей относительно его качества и потребительских свойств. Кроме того, отсутствие у потребителей заблуждение относительно потребительских свойств товара подтверждают отзывы, размещенные в сети Интернет и представленные Ответчиками, согласно которым потребители понимают, что товар является настойкой, а не ромом.

Однако Комиссия ФАС России воспринимает данный довод Ответчиков критически, поскольку осмотр интернет-сайтов с потребительскими отзывами (в том числе имеющихся в материалах дела) показывает, что во многих случаях потребители обсуждают приобретенный алкогольный напиток CAPTAINꞌS RUM именно как ром, а не как настойку. Хотя в ряде случаев отмечают, что приобрели данный алкогольный напиток по удивительно низкой цене.

 

В соответствии со статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

В силу пункта 1 статьи 14.2 Закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что все признаки недобросовестной конкуренции, содержащиеся в пункте 9 части 4 Закона «О защите конкуренции», присутствуют в действиях Общества:

1. Направленность на получение преимуществ в предпринимательской деятельности над конкурентами выразилась в осуществлении действий по размещению на горлышке и этикетке спиртовой настойки «Капитанский ром» (Capitans rum) наименования «Ром» (Rum), создающего впечатление о ее принадлежности иному виду алкогольной продукции.

2. Противоречие законодательству выражается в нарушении статьи 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, запрещающей указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

3. Указанные действия Общества способны причинить убытки конкурентам – производителям аналогичных настоек, оформление которых однозначно указывает на принадлежность товара к настойкам и не вводит в заблуждение в отношении того, к какому виду алкогольной продукции относится реализуемый товар, за счет перераспределения потребительского спроса к продукции, создающей впечатление о том, что она относится к иному виду алкоголя.

Вместе с тем, после получения предупреждений ФАС России Ответчиками были разработаны комплексные изменения в дизайн этикеток серии настоек «Капитанский со вкусом рома», направленные на недопущение введения потребителей в заблуждение и создания ложных впечатлений в отношении потребительских свойств данной продукции.

Наименование товара выполнено читаемым и легко воспринимаемым шрифтом крупного размера, в частности, слово «НАСТОЙКА» с выделением золотым цветом для дополнительного привлечения внимания потребителей. При этом словосочетание «with taste of rum», имеющее на лицевой стороне перевод на русский язык – «со вкусом рома», было значительно уменьшено по отношению к основному наименованию по шрифтовому и графическому исполнению.

Ответчики полагают, что оформление товара с учетом внесенных изменений также соответствует ТР ТС 022/2011 и позволяет потребителям получить полную и достоверную информацию о рассматриваемом товаре, а также не способно ввести в заблуждение относительно его качества и потребительских свойств, что подтверждается отчетом ВЦИОМ, согласно которому:

- подавляющее большинство опрошенных (75%) верно определяет вид продемонстрированного им напитка (настойка);

- 76% респондентов правильно понимают, что товар обладает потребительскими свойствами настойки со вкусом рома;

- 76% опрошенных также указали, что, по их мнению, качество товара соответствует настойке со вкусом рома.

При указанных обстоятельствах Комиссия ФАС России полагает, что основания для выдачи предписания Ответчикам о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство, отсутствуют.

Принимая во внимание вышеуказанное и руководствуясь статьей 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Закона «О защите конкуренции», Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

2. Признать действия АО «Бастион» (614990, Пермский край, г. Пермь, ул. Героев Хасана, 104; ОГРН/ИНН 1025900885955/5904101820) и ОАО «Уссурийский бальзам» (692519, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Краснознаменная, д. 49; ОГРН/ИНН 1022500856795/2511003566), выразившиеся в размещении на горлышке и этикетке спиртовой настойки «Капитанский ром» (Capitans rum) наименования «Ром» (Rum), создающего впечатление о ее принадлежности иному виду алкогольной продукции, нарушающими пункт 1 статьи 14.8 Закона «О защите конкуренции».

3. Основания для выдачи предписания АО «Бастион» (614990, Пермский край, г. Пермь, ул. Героев Хасана, 104; ОГРН/ИНН 1025900885955/5904101820) и ОАО «Уссурийский бальзам» (692519, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Краснознаменная, д. 49; ОГРН/ИНН 1022500856795/2511003566) о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство, отсутствуют.

4. Передать материалы дела № 1-14-37/00-08-18 уполномоченному должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении АО «Бастион» и ОАО «Уссурийский бальзам» производства по делу об административном правонарушении.

 

 

Председатель Комиссии                                                                А.Б. Кашеваров

<...............>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных      правонарушениях  установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

ОАО "Уссурийский бальзам"
ИНН 2511003566, ОГРН 1022500856795
АО "Бастион"
ИНН 5904101820, ОГРН 1025900885955