Определение №АК/3745/17 Определение о прекращении производства по делу № 3-5-37/00... от 25 января 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу № 3-5-37/00-08-16
17 января 2017 г. г.Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<...>,
в присутствии представителей:
лиц, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ООО «Проктер энд Гэмбл» (ОГРН 1027700413927, ИНН 7701032910, КПП 774301001, дата регистрации 12.11.2002; юридический адрес: Ленинградское ш., 16А, стр. 2, г. Москва, 125171) — <...>, <...> (доверенность № 60/16 от 05.09.2016),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступили обращения граждан с претензией к рекламе шампуня «Head&Shoulders», распространявшейся на федеральных каналах в 2016 году.
Видеоряд рекламы демонстрирует российский флаг, интегрированный в рекламный слоган «МИССИЯ ГУД БАЙ, ПЕРХОТЬ!», на фоне карты России. Российский флаг размещен над словом «перхоть» между словами «гуд» и «бай».
В обращениях граждане возмущены действиями устроителей акции по использованию российского флага в рекламе шампуня «Head&Shoulders», полагая, что отношение к перхоти в рекламе выражается в негативном аспекте в этой связи иллюстрация рекламного текста «ГУД БАЙ, ПЕРХОТЬ!» изображением российского флага оскорбительно и уничижает достоинство официального государственного символа Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) Российской Федерации.
К оскорбительным образам, выражениям относятся образы и выражения, унижающие честь и достоинства личности, способные причинить обиду.
Смысловым содержанием текстов и визуальных образов рекламы шампуня «Head&Shoulders» является формирование негативного отношения к перхоти и призыв распрощаться с ней с помощью шампуня.
При этом использование в рекламных текстах российского флага в одном ряду с негативно характеризуемым объектом (перхотью), с которой следует расстаться, позволяет связать качественные определенности свойств данных предметов между собой и выстроить взаимную зависимость, общность и внутреннее единство свойств данных предметов.
В точки зрения такой связи, выражающей отношение присущности российского флага к качественным характеристикам перхоти, реклама уничижает российский флаг и способна сформировать негативное отношение к нему, что оскорбляет чувство национального достоинства граждан Российской Федерации.
С учетом изложенного в рекламе шампуня «Head&Shoulders», распространявшейся на федеральных телеканалах в 2016 году, усматриваются признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем указанной рекламы является ООО «Проктер энд Гэмбл» (ОГРН 1027700413927, ИНН 7701032910, КПП 774301001, дата регистрации 12.11.2002; юридический адрес: Ленинградское ш., 16А, стр. 2, г. Москва, 125171).
В целях выяснения вопроса об использования изображения российского флага с точки зрения этических норм в аспекте требований части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» производство по делу № 3-5-37/00-08-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе было приостановлено 27.09.2016 до выяснения мнения Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при ФАС России по данному вопросу.
18 октября 2016 года было проведено совместное заседание Экспертного совета по применению законодательства о рекламе и Экспертного совета по применению антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции при ФАС России, в рамках которого была дана экспертная оценка рекламе шампуня «Head&Shoulders».
По результатам обсуждения члены Экспертных советов большинством голосов пришли к заключению об отсутствии в рекламе шампуня «Head&Shoulders», распространявшейся на телевидении, оскорбительных образов в отношении официального государственного символа Российской Федерации - российского флага, отметив неуместность использования изображения российского флага в рекламе.
С учетом мнения членов Экспертного совета по применению законодательства о рекламе и Экспертного совета по применению антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции при ФАС России Комиссия ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, заключила об отсутствии признаков нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в распространявшейся на федеральных телеканалах в 2016 году рекламе шампуня «Head&Shoulders».
Руководствуясь подпунктом «а» пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Прекратить производство по делу № 3-5-37/00-08-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.