Решение №АК/38783/16 Решение по делу № 3-25-18/00-08-16 от 8 июня 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-25-18/00-08-16

23 мая 2016 г.                                                                             г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX,

рассмотрев материалы о распространении рекламы комплекса «Омеганол» в газете «Аргументы и факты»,

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

рекламодатель ООО «РИА «ПАНДА» (юридический адрес: ул. Железноводская, д. 17/5, лит. Д, г. Санкт-Петербург, 199155, ОГРН 1027806083117; ИНН 7811075923, КПП 780101001, дата регистрации 22.01.1999) – не явился, уведомлен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя;

рекламораспространитель ЗАО «Аргументы и факты» (ул. Мясницкая, д. 42, г. Москва, 101000, ОГРН 1027700459379; ИНН 7701103751, КПП 770101001, дата регистрации 31.03.1992) — не явился, уведомлен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя,

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступило обращение гражданина с претензиями к распространяемой ООО «РИА «ПАНДА» в газете «Аргументы и факты» рекламе комплекса «ОМЕГАНОЛ».

В рекламе комплекса «ОМЕГАНОЛ», распространявшейся под заголовком «Слова в защиту сосудов - Омеганол» в газете «Аргументы и факты» № 7 от 17 —23 февраля 2016 года приводятся изображения упаковок препаратов, входящих в комплекс «ОМЕГАНОЛ» (ОМЕГАНОЛ Форте и ОМЕГАНОЛ), телефон горячей линии и указывается следующее:

«Натуральный комплекс ОМЕГАНОЛ, в состав которого входят кислоты Омега‑3, помогает предупредить образование холестериновых бляшек и тромбов в сосудах. Комплекс Омеганол заботится о сосудах, помогая предупредить инфаркт и инсульт. Омега-3 в составе ОМЕГАНОЛа запускают механизм борьбы с холестериновыми отложениями в сосудах. Увеличивая содержание «хорошего» холестерина», Омега-3 устраняют избыток «плохого», рыхлого холестерина, в результате чего в организме достигается холестериновый баланс, а сосуды очищаются от вредных накоплений».

Из указанной рекламы следует, что препараты комплекса «ОМЕГАНОЛ» способствуют достижению холестеринового баланса и помогают предупредить инфаркт и инсульт.

Согласно энциклопедии «Википедия» (http://ru.wikipedia.org) инфа́ркт — омертвление (некроз) органа вследствие острого недостатка кровоснабжения. Причины инфаркта: тромбоз, эмболия, длительный спазм артерий и функциональное перенапряжение органа в условиях гипоксии при недостаточности коллатерального кровообращения. Термин применим ко всем метаболит-активным органам, однако наиболее часто в употреблении встречаются: инфаркт миокарда, инфаркт мозга (ишемический инсульт), инфаркт почек, инфаркт селезёнки.

Инфа́ркт миока́рда — одна из клинических форм ишемической болезни сердца, протекающая с развитием ишемического некроза участка миокарда, обусловленного абсолютной или относительной недостаточностью его кровоснабжения.

Инсу́льт — острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК), характеризующееся внезапным (в течение нескольких минут, часов) появлением очаговой/или общемозговой неврологической симптоматики, которая сохраняется более 24 часов или приводит к смерти больного в более короткий промежуток времени вследствие цереброваскулярной паталогии. К инсультам относят инфаркт мозга, кровоизлияние в мозг и субарахноидальное кровоизлияние, имеющие этиопатогенетические и клинические различия.

Согласно медицинской энциклопедии «Медпортал.ру» (http://medportal.ru/) атеросклероз — это хроническое заболевание, при котором на внутренней стенке артерий откладываются холестерин и другие жиры в форме налетов и бляшек, а сами стенки уплотняются и теряют эластичность.

Согласно Международной классификации болезней Всемирной Организации Здравоохранения (сайт http://www.mkb10.ru/) инфаркт миокарда, как заболевание включен в классификатор с кодом локализации I21, класс Болезни системы кровообращения, блок Ишемическая болезнь сердца (код локализации I20-I25).

Внутримозговое кровоизлияние, как заболевание включен в классификатор с кодом локализации I61, инфаркт мозга - код локализации I63, инсульт, не уточненный как кровоизлияние или инфаркт - код локализации I64, класс Болезни системы кровообращения, блок Цереброваскулярные болезни (код локализации I60-I69).

Атеросклероз, как заболевание включен в классификатор с кодом локализации I70, класс Болезни системы кровообращения, блок Болезни артерий, артериол и капилляров (код локализации I70-I79).

Анализ рекламы показывает, что препараты комплекса «ОМЕГАНОЛ» обладают лечебными свойствами и способны положительно влиять на течение заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Вместе с тем комплекс «ОМЕГАНОЛ» состоит из БАД ОМЕГАНОЛ Форте и БАД ОМЕГАНОЛ.

Препарат «ОМЕГАНОЛ» в форме капсул зарегистрирован как биологически активная добавка к пище (БАД), свидетельство о государственной регистрации № RU.77.99.11.003.Е.003282.02.11 от 21.02.2011.

Препарат «ОМЕГАНОЛ Форте» в форме капсул зарегистрирован как биологически активная добавка к пище (БАД), свидетельство о регистрации № RU.77.99.11.003.Е.004803.03.11 от 09.03.2011.

Таким образом, препараты, входящие в комплекс «ОМЕГАНОЛ», лекарственными средствами не являются, соответственно, не могут обладать лечебными свойствами.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

В соответствии с пунктом 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» реклама биологически активных добавок (пищевых добавок) может быть признана создающей впечатление, что они являются лекарственными средствами, то есть обладают лечебным эффектом, тем более если в такой рекламе содержится название заболевания (или его симптоматика) и одновременное упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект.

В рекламе комплекса «ОМЕГАНОЛ» указывается на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни: «...запускают механизм борьбы с холестериновыми отложениями в сосудах, ... устраняют избыток холестерина, ...помогая предупредить инфаркт и инсульт», и создается впечатление, что данный комплекс является лекарственным средством.

Таким образом, в рекламе комплекса «ОМЕГАНОЛ», распространявшейся в газете «Аргументы и факты» № 7 от 17-23 февраля 2016 года, усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных статьей 25 настоящего закона.

ООО «РИА «ПАНДА» (юридический адрес: ул. Железноводская, д. 17/5, лит. Д, г. Санкт-Петербург, 199155, ОГРН 1027806083117; ИНН 7811075923, КПП 780101001, дата регистрации 22.01.1999) реализует комплекс «ОМЕГАНОЛ», определило объект рекламирования и является рекламодателем рекламы указанного комплекса.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несёт ответственность за нарушение требований, установленных статьей 25 настоящего закона.

ЗАО «Аргументы и факты» (ул. Мясницкая, д. 42, г. Москва, 101000, ОГРН 1027700459379; ИНН 7701103751, КПП 770101001, дата регистрации 31.03.1992), являясь правообладателем газеты «Аргументы и факты», осуществило распространение рекламных материалов ООО «РИА «ПАНДА» и является рекламораспространителем.

 

На основании пункта 1 части 1 статьи 25, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 1 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе» распространявшуюся в газете «Аргументы и факты» № 7 от 17-23 февраля 2016 года рекламу комплекса «Омеганол».

2. Выдать ООО «РИА ПАНДА» предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

3. Выдать ЗАО «Аргументы и факты» предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «РИА ПАНДА» и ЗАО «Аргументы и факты».

 

Решение изготовлено в полном объеме 31 мая 2016 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны