Решение №АК/39205/15 Решение по делу в отношении «АМКапитал» от 3 августа 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-5-19/00-08-15

21 июля 2015 г.                                                                                      г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии

Кашеваров А.Б.- заместитель руководителя ФАС России;

Члены Комиссии:

Гусаров Г.В. - заместитель начальника Аналитического управления;

Василенкова И.И. – заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 3-5-19/00-08-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения с марта по май 2015 г. посредством рекламных конструкций в г. Новосибирске, на радио в г. Самара и в сети Интернет рекламы с предложением к продаже автомобилей «Hyundai Solaris», «Mitsubishi Pajero Sport», «Suzuki» в автосалонах Автомир,

в присутствии представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе (рекламодатель):

ООО «АМКапитал» (юридический адрес: ул. 2-я Квесисская, д. 13, офис 5, г. Москва, 127015; почтовый адрес: ул. Горбунова, д.2, стр.204, г. Москва, 121596, ИНН 7708607959, ОГРН 5067746028312, КПП 774901001, дата регистрации: 09.08.2006) — Непомнящих Е.В. (доверенность б/н от 12.01.2015);

УСТАНОВИЛА:

На основании приказа № 347/15 от 13.05.2015 руководителя ФАС России Артемьева И.Ю. была проведена проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «АМКапитал».

По результатам проверки выявлено, что с марта по май 2015 г. в г. Новосибирск посредством рекламных конструкций, на радио в г. Самара и в сети Интернет распространялась реклама с предложением к продаже автомобилей «Hyundai Solaris», «Mitsubishi Pajero Sport», «Suzuki» в автосалонах Автомир.

1. Реклама с предложением к продаже автомобиля «Hyundai Solaris» распространялась в марте-апреле 2015 года посредством рекламной конструкции (наружная реклама, 3х6) по адресу: г. Новосибирск, Энергетиков проезд, 4а, а/с «Автомир».

В рекламе содержится выполненная крупным шрифтом информация:

«Новый SOLARIS               Скидка 70 000 р.1 АВТОМИР Энергетиков проезд, 4А

Страхование КАСКО 3,5 %2 (383) 210-5060

Гарантия 5 лет / 150 000 км 3

Оптимальная стоимость владения4» HYUNDAI»,

а также поясняющая сноска, выполненная мелким недоступным для прочтения шрифтом, следующего содержания:

«1 Скидка 70 000 руб. состоит из скидки 20 000 руб., которая предоставляется каждому покупателю нового автомобиля Hyundai Solaris только в комплектации GLS по программе «FINANCE» и скидки 50 000 руб. при одновременном участии в программе утилизации. Предложение действует с 01.04.2015 по 30.04.2015. Не является публичной офертой. 2 Ставка страхования КАСКО по программе «HYUNDAI Insurance» (Иншуранс, далее – Программа) действительна при условии приобретения новых автомобилей в салонах официальных дилеров. Срок страхования 1 год. Страхование рисков Хищения/Ущерба (при полной конструктивной или физической гибели) автомобиля при ДТП с двумя и более транспортными средствами, произошедшими в результате нарушения Правил дорожного движения застрахованным лицом,  послужившим причиной ДТП (Ущерб) – 1 раз в течение срока действия договора страхования. Максимальная страховая сумма по риску Ущерб при повреждении автомобиля при ДТП с двумя и более транспортными средствами,  произошедшими в результате нарушения Правил дорожного движения застрахованным лицом,  послужившим причиной ДТП составляет: 30 тыс. рублей при ремонте у официального дилера HYUNDAI по направлению Страховщика или 15 тыс. рублей, при ремонте на авторизованной СТОА. Страховая компания ООО «Росгосстрах» (лицензия № 097750 от 07.12.2009), www.RGS.ru.  Срок действия программы: с 01.02.2015 по 30.04.2015. Условия программы могут быть изменены. Не является публичной офертой. 3 Срок гарантии составляет 5 лет или 150 000 км пробега, в зависимости от того, что наступит раньше, с учетом ограничений, изложенных в сервисной книжке. Дата начала гарантии – дата передачи автомобиля официальным дилером первому покупателю. 4 Согласно результатам исследования ООО «Международный институт маркетинговых и социальных исследований «ГФК-Русь» за период 15.12.2014-25.12.2014. Стоимость владения рассчитана по следующим критериям: срок эксплуатации 3 года или 90 000 км, регион – Москва, профиль водителя: 1) 28 лет, стаж вождения 7 лет; 2) 33 года, стаж вождения 10 лет. Подробная информация на www.hyundai.ru Реклама.»

Поясняющие сноски к рекламному тексту указаны мелким нечитаемым шрифтом, форма их представления не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, и соответственно, не может рассматриваться как их наличие.

В рекламе крупным шрифтом указано одно наиболее привлекательное условие страхования КАСКО - ставка 3,5%, однако иные условия, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся страховой услугой лица, в частности, срок страхования, в рекламе приводятся формально, мелким нечитаемым шрифтом и фактически в рекламе отсутствуют.

Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию и вводятся в заблуждение относительно условий страхования автомобиля по программе КАСКО.

Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которая должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

С учётом изложенного в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные данной рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой услуги.

Следовательно, выполненные мелким нечитаемым шрифтом сведения об условиях страхования КАСКО не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом. В связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно условий предлагаемой страховой услуги.

Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие.

Указание в рекламе «Страхование КАСКО 3,5 %» само по себе не позволяет потребителю получить достаточные сведения о предложении, что способствует формированию у него неверных представлений об условиях страхования автомобиля по программе КАСКО.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама страховых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В рекламе указано одно из условий, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой страхования лица - ставка 3,5%, соответственно в рекламе должны быть указаны остальные условия, влияющие на сумму расходов, которые понесут указанные лица. Вместе с тем данные условия в рекламе указаны формально и фактически отсутствуют.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Вместе с тем наименование лица, оказывающего страховые услуги (страховая компания ООО «Росгосстрах»), указано в тексте сноски формально, поскольку информация представлена мелким нечитаемым шрифтом и не доводится до потребителя надлежащим образом, соответственно фактически отсутствует в рекламе.

Таким образом, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Реклама с предложением к продаже автомобилей «Mitsubishi Pajero Sport» распространялась посредством контекстной рекламы в поисковой системе «Яндекс» в сети Интернет в мае 2015 года.

В рекламе сообщалось:

Mitsubishi Pajero Sport с выгодой

Реклама mitsubishi-avtomir.ru

Скидки до 29,9% на все! Распродажа склада 2014г! Авто за день! Тест-драйв!

Узнай свою цену                Купить в кредит          Конфигуратор авто

Контактная информация   +7 (495) 234-33-66    пн-вс  9:00-21:00       Москва

Из рекламы следует, что на автомобили Mitsubishi Pajero Sport предоставляется скидка до 29,9% на все варианты комплектаций.

Вместе с тем согласно распоряжению № 1316 от 29.04.2015 начальника управления поставок Митсубиши Аксенова Е. скидка предусмотрена всего на один автомобиль «Mitsubishi Pajero Sport» в конкретной комплектации и составляет 24%.

Таким образом, в рекламе указываются недостоверные сведения о размере скидки.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения  о размере скидок и других условиях приобретения товара.

Учитывая изложенное, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

3. Реклама с предложением к продаже автомобилей Suzuki по сниженной цене распространялась на радио «Дача» с 23.04.2015 по 27.04.2015 в г. Самара, а также  посредством контекстной рекламы в поисковых системах «Яндекс» и Google в сети Интернет в апреле-мае 2015 года.

В рекламе на радио предлагалось приобрести автомобили Suzuki в Самаре по цене ниже прайса со скидкой до 440 тысяч рублей в новом автосалоне «Автомир» с 22 по 30 апреля 2015 года.

В контекстной рекламе предлагалось приобрести автомобили Suzuki SX4 NEW по цене ниже прайса:

Suzuki SX4: Отличная цена! / samara.suzuki-avtomir.ru

Реклама  samara.suzuki-avtomir.ru

Цены ниже прайса на SX4 NEW. Макимально возможные скидки! Авто в наличии!

Автомобили Suzuki        Тест-драйв SUZUKI          SUZUKI Trade-In        Контакты SUZUKI

Контактная информация+7 (846) 331-33-22

пн-сб 9:00-21:00 вс 9:00-18:00       Самара

Согласно распоряжению № 63 АМ-СмрФ от 01.04.2015 Руководителя ОП Страшилина Я.Ю. специальная акция «Цены ниже прайса» распространяется только на 3 модели автомобилей Suzuki 2014 года выпуска (SX4 NEW – 8 автомобилей, Grand Vitara – 7 автомобилей, SX4 Classic – 4 автомобилей) и в акции участвуют всего 19 автомобилей.

В соответствии с условиями указанной акции с 01.04.2015 по 31.05.2015 действует специальная маркетинговая программа, суть которой сводится к тому, что клиенту предоставляется дополнительная скидка при покупке нового автомобиля в случае приобретения за наличные, сдачи своего автомобиля в рамках схемы Trade-In или при кредитной сделке.

Таким образом, акция не предусматривает снижение цены в прайсе по сравнению с ранее действовавшей ценой (до запуска акции - 21.04.2015), а предусматривает только предоставление различных скидок на участвующие в акции автомобили.

При этом размер скидки 440 тысяч рублей предусмотрен только для одного конкретного автомобиля Suzuki Grand Vitara (VIN: JSAJTDA4V00340550) в определенной комплектации.

С учетом изложенного снижение цен на автомобили Mitsubishi не предусматривалось, а скидка будет предоставлена только тому потребителю, который приобретет автомобиль Suzuki Grand Vitara (VIN: JSAJTDA4V00340550).

Таким образом, в рекламе указываются недостоверные сведения о снижении цен на автомобили Suzuki, в том числе на модель Suzuki SX4 NEW.

Учитывая изложенное, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии со статьёй 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных статьями 5, 28 Федерального закона «О рекламе».

 

Рекламодателем указанной рекламы является ООО «АМКапитал» (юридический адрес: ул. 2-я Квесисская, д. 13, офис 5, г. Москва, 127015; почтовый адрес: ул. Горбунова, д.2, стр.204, г. Москва, 121596, ИНН 7708607959, ОГРН 5067746028312, КПП 774901001, дата регистрации: 09.08.2006).

 

На основании пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей распространявшуюся в марте-апреле 2015 г. посредством рекламной конструкции в г. Новосибирск рекламу с предложением к продаже автомобиля «Hyundai Solaris» с указанием процентной ставки КАСКО 3,5%, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно, в рекламе отсутствует часть существенной информации об остальных условиях страхования автомобиля по программе КАСКО, влияющих на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугой лица, при указании одного из таких условий.

2. Признать ненадлежащей распространявшуюся в марте-апреле 2015 г. посредством рекламной конструкции в г. Новосибирск рекламу с предложением к продаже автомобиля «Hyundai Solaris» с указанием процентной ставки КАСКО 3,5%, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно, в рекламе отсутствует наименование лица, оказывающего страховые услуги.

3. Признать ненадлежащей распространявшуюся в мае 2015 г. посредством контекстной рекламы в поисковой системе «Яндекс» в сети Интернет рекламу с предложением к продаже автомобилей «Mitsubishi Pajero Sport» со скидкой до 29,9%, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно, данная реклама содержит не соответствующие действительности сведения о размере скидок.

4. Признать ненадлежащей распространявшуюся в апреле-мае 2015 года на радио в г. Самара, а также в поисковых системах «Яндекс» и Google в сети Интернет рекламу с предложением к продаже автомобилей Suzuki по сниженной цене, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно, данная реклама содержит не соответствующие действительности сведения о снижении цен на автомобили Suzuki.

5. Выдать ООО «АМКапитал» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении рекламодателя указанной рекламы - ООО «АМКапитал».

Решение изготовлено в полном объеме 30.07.2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны